О кольцах и столбиках: как изменилась дорожная схема Южно-Сахалинска

О кольцах и столбиках: как изменилась дорожная схема Южно-Сахалинска
Фото: Telegram-канал Градовод

Южно-Сахалинск в 2021 году впервые в современной истории столкнулся с по-настоящему масштабными изменениями в организации дорожного движения. Раньше новшества заключались, в основном, в открытии дополнительных участков улиц и смене числа фаз светофоров.

Уже с прошлог года на пешеходных переходах города начали появляться островки безопасности. Прилегающие к перекресткам с «зебрами» зоны проезжей части ограничили бело-синими столбиками — чтобы они перестали быть слепыми из-за водителей, которые любят бросать свои авто впритык к переходу. В 2021 году нововведений стало ещё больше. Подробнее о них — в материале «МК на Сахалине».

Мини-кольца

Мини-кольца появились на улицах города одними из первых. Пришла весна, из-под снега начали появляться столбики (на зиму их убирали, чтобы не срывала коммунальная техника во время расчистки). А вслед за ними — и первое новое решение.

Фото: очевидец

Мини-кольцо на пересечении улиц Антона Буюклы и Дзержинского стало первым подобным решением в городе. Дороги здесь достаточно узкие – всего по две полосы, однако движение интенсивное. Сказывается расположение в центре города, множество офисных зданий и торговых центров поблизости, а также учреждений культуры с высокой посещаемостью.

Раньше на перекрестке главной была Дзержинского. И водители, спускающиеся на запад по Буюклы, могли подолгу ждать в ожидании «окна». Усложнял обстановку глухой забор торгового центра и любители бросить машину на перекрестке – увидеть помеху на главной дороге можно было, только сильно высунувшись вперед. Итог – частые аварии, в том числе с участием пешеходов, которых было несложно проглядеть.

И кольцевая развязка исправила эту проблему. Слепых зон и конфликтных точек на перекрестке стало меньше, движение успокоилось, а пропускная способность повысилась. Преимущества даже спустя месяц очевидны, поэтому в ближайшее время кольца появятся и на других проблемных перекрестках. А на пересечении проспекта Мира и улицы Куропатко сделают турбо-кольцо.

Урбанист Василий Вишневский пояснил, почему для эксперимента выбрали именно этот участок. Он отметил, что здесь давно требовался светофор, но кольцо оказалось более оптимальным решением, поскольку требует меньше затрат, проработки и быстрее в реализации. 

— По этой причине некорректно сравнивать кольцо здесь и, например, на Ивана Куропатко, — добавил Вишневский. — Это просто нерациональный подход. 

Разумеется, недовольных водителей осталось много. Пока кольцо было обозначено лишь разметкой и оранжевыми пластиковыми столбиками, некоторые норовили подмять. За свою демонстративную выходку, слитую в сеть, сахалинец получил штраф.

Теперь же кольцо «обордюрили» в привычной шахматной расцветке, а внутри него разбили клумбу. Даже на подготовленном внедорожнике подмять его без последствий для ходовой части не получится.

Правда, у многих возник вопрос о ширине проезжей части на мини-кольце. По соцсетям долго гуляло видео с КамАЗом коммунальщиков, который не смог с первого раза преодолеть развязку и сдал назад прямо на перекрестке. Однако в этом случае водитель просто неправильно рассчитал траекторию движения – автор статьи сам был свидетелем тому, как на мини-кольце без труда маневрировал вдвое больших размеров автобус Higer, да и другие большегрузы.

Островки безопасности и общее пространство

Оранжевых и бело-голубых столбиков в Южно-Сахалинске в 2021 году стало значительно больше. И если в 2020 году ими только защищали от припаркованных авто участки поблизости от пешеходных переходов, то в этом функционал новшества вырос.

Фото: очевидец

Например – столбиками обозначили новые велодорожки, которые выделили за счет небольшого урезания проезжей части. На культуру автомобилистов авторы нововведения явно не рассчитывали и выбрали вариант с дублированием разметки физическим ограждением. За что получили респект от владельцев двухколесного транспорта и новую волну негодования от водителей.

Столбики, в действительности, необходимы для того, чтобы водители привыкли к новой схеме движения. Случайный наезд на них не представляет угрозы транспортному средству. 

— Но [в будущем] все островки будут капитальными, — предупредил Вишневский.

Еще одно нововведение — общее пространство или shared space. Место, где будут самостоятельно организовываться водители и пешеходы, планируют сделать на улице Комсомольской. Концепция общего пространства подразумевает отсутствие знаков и разметки. Таким образом все участники дорожного движения становятся более внимательными к безопасности друг друга.

Фото: мэрия Южно-Сахалинска

Эксперимент с выделенкой

К выделенным полосам для общественного транспорта городские власти шли долго. Ещё несколько лет назад Василий Вишневский предлагал организовать их не только на улице Ленина, но и на Горького. Речь шла об участке между проспектами Победы и Коммунистическом – там расположено множество рекреационных зон, культурных и спортивных учреждений, есть несколько подъездов к главному горнолыжному курорту области и городской больнице. А вот общественным транспортом пользуются немногие – неудобно расположены остановки, да и стоять в пробках приходится долго, когда на четырехполосной дороге сразу две полосы в обе стороны заняты припаркованными авто.

Долгие дебаты вынудили временно отказаться от этого решения. Хотя в сущности как раз за счет вечно занятых крайних полос для водителей ничего бы фактически не изменилось.

Поэтому участок на улице Ленина стал единственным полем для эксперимента. Который стартовал в 2021 году. Раньше движение на участке от Пуркаева до Емельянова было четырехполосным – две на север, столько же на юг. Теперь для личных автомобилей доступно три полосы – две ведут на север, к центру города, одна уводит на юг. И ещё одна выделена исключительно для общественного транспорта, движущегося с юга на север. На неё автобусы попадают вскоре после съезда с кольца на Пуркаева – всё сделано так, чтобы движущиеся в потоке машины могли разделиться без создания помех друг другу.

Фото: мэрия Южно-Сахалинска

А чтобы и встраиваться обратно в движение прямо из крайнего правого ряда для общественного транспорта было проще, организаторы устроили приоритетный шлюз для автобусов. Перед тем, как загорается светофор на перекрестке Ленина-Емельянова, у водителей маршруток есть около десяти секунд, чтобы возглавить колонну, идущую с юга на север.

Разумеется, и этим водительское сообщество снова осталось недовольным. Однако разглядеть глобальный замысел всего на одном участке достаточно сложно.

P.S.

Масштабные изменения начинаются с экспериментов. Как показывает мировой опыт – создание выделенных полос для автобусов повышает престиж общественного транспорта. Особенно если параллельно обновляют парк технических средств и оборудуют удобные остановочные пункты. Добраться с одного конца города на другой в перспективе получится значительно быстрее, чем на личном автомобиле. А значит машин на улицах города в большинстве случаев станет меньше, как и пробок, выхлопных газов и прочих последствий доступности изделий автопрома.

 В планах у центра развития городской среды ещё много новшеств, которые в целом призваны решить главный вопрос – сделать островную столицу одинаково доступной как для людей со своим транспортом, пешеходов, велосипедистов и маломобильных граждан.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру