Этот день в истории Сахалина и Курил, 16 мая: образована портовая таможня

Этот день в истории Сахалина и Курил, 16 мая: образована портовая таможня
Фото: pxhere.com

«МК на Сахалине» рассказывает о знаменательных событиях в истории Сахалина и Курил, которые произошли 16 мая. 

1925 год 

16 мая в 1925 году в Александровске-Сахалинском была образована портовая таможня. 

Исторической датой образования Сахалинской таможни считается 3 (16) августа 1910 года, когда Правительствующим сенатом было опубликовано распоряжение Министерства финансов «Об открытии в Приамурском таможенном округе Петропавловской и Александровской таможенных застав». Предложения об их открытии было поручено разработать министру финансов В. Н. Коковцеву. Позже в 1912 году в заливе Чайво была образована погранично-таможенная застава, контролировавшая отправку грузов на материк и в иностранные государства. А 16 мая 1925 года в Александровске-Сахалинском была образована портовая таможня. 

Поражение России в Русско-японской войне 1904–1905 гг. привело к прекращению единоличного русского владения островом Сахалин. По условиям Портсмутского мирного договора (1905 г.), Россия уступила Японии южную часть острова. В новых условиях изменились приоритеты правительственной политики на Дальнем Востоке. Отечественные промышленники теперь рассматривали дальневосточные окраины как стабильный рынок сбыта своих товаров. Закон 16 (29) января 1909 года, которым отменялось порто-франко в Приамурском крае, сохранил беспошлинный ввоз товаров в местности севернее устья Амура, на Камчатку и Сахалин. Необходимость распространения на эти отдаленные территории общих таможенных постановлений не вызывала сомнения в правительственных кругах. Предложения об открытии таможенных учреждений в Александровске-на-Сахалине и Петропавловске-на-Камчатке было поручено разработать министру финансов В. Н. Коковцеву. 1 (14) июня 1910 года одобренный Государственной Думой и Государственным Советом закон об отпуске из Государственного казначейства средств на установление в портах Петропавловске и Александровске таможенного надзора был подписан императором.

Исторической датой образования Сахалинской таможни считается 3 (16) августа 1910 года. В 1912 году в заливе Чайво была образована погранично-таможенная застава, контролировавшая отправку грузов на материк и в иностранные государства. 16 мая 1925 года в Александровске-Сахалинском была образована портовая таможня.

Следующее упоминание о таможенной службе на Сахалине встречается в Приказе Народного комиссариата внешней торговли СССР № 60 от 5 февраля 1938 года, согласно которому было ликвидировано дальневосточное отделение Главного таможенного управления, а руководство таможенными учреждениями и постами было возложено на Владивостокскую таможню, в состав которой вошли таможни и таможенные посты, в числе которых упомянуты Александровская на Сахалине с постами в Агнево, Владимировке, Дуэ, Пильво и Охинская на Сахалине с постами в Даги, Катангли, Колнги-Монги, Ныйво, Пильтун, Чайво. На юге Сахалина первым таможенным органом стала Корсаковская таможня. Она была образована Приказом Народного комиссариата внешней торговли СССР от 17 декабря 1945 года.

1887 год 

Также в этот день в 1887 году у южной оконечности Сахалина затонула плавучая тюрьма — пароход «Кострома». Корабль вез каторжников из порта Одессы для освоения острова. 

За все годы морского «этапирования» арестантов на Сахалин затонула лишь одна плавучая тюрьма «Кострома». Крушение случилось у южной оконечности острова в ночь на 16 мая 1887 года. Как раз этим этапом следовал марксист-каторжник Гилярий Госткевич. В своих мемуарах он писал, что корабль налетел на подводные камни из-за того, что, завидев, наконец сахалинский берег, капитан начал пьянствовать с начальником конвоя.

Корабль тонул буквально в сотни метров от берега, но команда и матросы-конвоиры «Костромы» боялись разом выпустить на палубу всю массу каторжников. Когда вода в трюмах залила уже нижние нары, положение спас один из трюмных «старост», каторжник-рецидивист Кузьмин. Он уже второй раз плыл морским «этапом», так как ранее сбегал с Сахалинской каторги. Опытный зек сумел договорится с другими каторжными «старостами», капитаном и начальником конвоя — от имени всего «этапа» он дал слово, что выпущенные из трюмов каторжники будут соблюдать порядок при посадке в шлюпки и на берегу не предпримут попыток к бегству и бунту. Каторжники сдержали данное слово, побегов не было, но, как вспоминал Госткевич, под шумок наиболее ушлые «жиганы» сумели пограбить покидаемое судно. Утром, когда рассвело, столпившиеся на диком берегу каторжники увидели рядом лежбище моржей, «удивленно смотревших на людей». 

Плавучие тюрьмы ходили через Египет на дальневосточную каторгу почти четверть века, с 1879 по 1903 год. Третий год XX века поставил точку в истории морских «этапов» — завершилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали и теперь дорога каторжников в вагонах, которые вскоре назовут «столыпинскими» от Москвы до Владивостока занимала всего две-три недели. После этого почти двухмесячное плавание заключенных в раскалённых трюмах из Одессы через Суэцкий канал потеряло практический смысл.

1994 год 

В этот день в 1994 году было организовано открытое акционерное общество «Южно-Сахалинский дом торговли». 

Строительство здания Дома торговли было закончено в ноябре 1987 года. В мае 1994 года было организовано открытое акционерное общество «Южно-Сахалинский дом торговли». В 1999 году за заслуги в области торговли и многолетний добросовестный труд генеральному директору АО «Южно-Сахалинский дом торговли» Александру Кмитто было присвоено почетное звание «Заслуженный работник торговли Российской Федерации». Основным видом деятельности ЗАО «Южно-Сахалинский дом торговли» является сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, не включенных в другие группировки; дополнительным видом деятельности — прочая оптовая торговля.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру