Город в городе: каким будет новый Экополис на юге Сахалина

Город в городе: каким будет новый Экополис на юге Сахалина
Фото: телеканал "ОТВ Сахалин"

Практически целый новый город, хотя официально — макрорайон. Под Корсаковом собираются построить Экополис, который значительно расширит экономические и социальные возможности райцентра. 

Об этом уже вкратце рассказывало «МК на Сахалине». В первую очередь изменения коснутся порта в Корсакове — его планируют сделать логистическим центром для развивающегося Северного морского пути. Для этого дно у причалов углубят до 18 метров, что позволит принимать 40 типов разных судов. Затем Экополис постараются сделать территорией науки и культуры. На подготовку проекта должно уйти не менее 2 лет.

А на реализацию масштабной идеи отводят около 10 лет, а пока объявлен конкурс проектных эскизов будущего полиса. Разумеется, было интересно узнать подробности — каким видят Экополис областные власти? Об этом мы поговорили с министром архитектуры и градостроительства региона, Алексеем Ракитским.

— Здравствуйте, Алексей Алексеевич. Поговорим о развитии Корсакова, насколько помню, шла речь об объединении Корсакова, Анивы и Южно-Сахалинска в единую агломерацию. В этом году появился новый проект, Экополис. Что это и как будет реализовано?

— Агломерация у нас является главным форпостом на юге Сахалинской области. Она включает в себя 6 муниципальных образований с консолидированной численностью около 300 тысяч человек.

Главным принципом агломерации является ежедневная маятниковая трудовая иммиграция — это значит, что ежедневно мигрируют трудовые ресурсы, живешь в одном городе, работаешь в другом городе. На юге Сахалинской области он обеспечивается. То есть это муниципальные образования Холмск, Анива, Корсаков, Долинск, естественно, с агломерационным центром в Южно-Сахалинске. У нас есть предварительные прогнозы о том, что к 2030 году ее консолидированная численность должна увеличиться как минимум на 50 000 человек.

Экополис — это тот проект, который мы на сегодняшний день активно сопровождаем, у нас заключен государственный контракт с Корпорацией развития Сахалинской области. На сегодняшний день идет один из важных этапов — это сбор заявок на работу и дальнейший выбор 5 архитектурно-градостроительных концепций. В эту работу будут вовлечены ведущие проектные компании мира.

— Сейчас, насколько я понимаю, сбор проектов. Чего ждут от проектировщиков? Каких идей?

— Проектом предполагается размещение планировочного макрорайона в структуре городской застройки Корсакова на свободной территории к востоку от существующего города. Его градообразующими объектами станут мультимодальный логистический центр и инновационно-научный кластер.

Это создание нового района, который безусловно должен учитывать лучшие мировые практики по решению задач такого масштаба. Одним из знаковых примеров и ориентиров является стандарт комплексного развития, который разработал «ДОМ.РФ» при поддержке правительства Российской Федереации.

Этот рекомендательный документ уже активно применяется и нам бы не хотелось отставать от тенденций, которые на сегодняшний день уже существуют в России, а хотелось бы предвосхитить будущее немного и создать ту архитектуру, которая являлась бы знаковой. Поэтому в техническое задание в этот масштабный конкурс мы включили эти требования.

В частности это проектирование и строительство таун-хаусов, блокированные застройки индивидуального жилищного строительства, малоэтажного жилья и дома средней этажности, которые не превышают 7 этажей. Мы должны сначала найти лучшие решения, потом мы должны внести изменения в генеральный план Корсакова. После этого будет разрабатываться градостроительная документация проекта планировки, проекта межевания. И только после этого будет вестись разработка проектно-сметной документации.

— Я так понимаю, что эффект от строительства Экополиса будет суммарным. Застройка, решение жилищного вопроса, социальный эффект, экономически выгодная инвестиция, потому что подразумевается развитие промышленности и порта. А что ещё туда входит?

— Наряду с развитием порта, это ни много, ни мало, кратное увеличение грузооборота за счет увеличения параметров порта. Мы углубляем дно и за счет этого грунта делаем насыпную территорию прибрежной части Корсакова, где планируем создать набережную-променад. Естественно он должен помимо прогулочной зоны создать еще и хорошую общественно-деловую инфраструктуру, как для отдыха, так и для работы.

Что касается ключевых показателей. Мы в первую очередь мы говорим о территории порядка 1 000 гектаров. Второе, мы планируем создавать на этой территории научно-инновационные учреждения. Третье, я бы это главным обозначил, планируемое увеличение численности на 25 000 человек к 2030 году и создание порядка 15 000 рабочих мест.

Для обеспечения таких задач, мы понимаем, что мы создаем около 1 млн. кв.м. жилья. Должна сопутствовать социальная инфраструктура — это создание порядка 4 общеобразовательных школ, создание около 8 дошкольных образовательных учреждений.

— Мы говорим о том, что это — 2030 год. То есть перспектива ближайших 10 лет. Это оптимистичный прогноз для такого большого проекта или реалистичный?

— У нас градостроительным кодексом предусмотрен генеральный план. И везде есть планы, в каждом муниципальном образовании. Мы отмечаем, что здесь амбициозные задачи, но ставим во главу угла максимальное сокращение сроков.

По дорожной карте мы планируем, во-первых, провести конкурс международный. На «Зодчестве России» в ноябре текущего года представим результаты этого конкурса. 2022 год будет посвящен тому, чтобы внести изменения в генеральный план города, подготовить территориальные зоны, подготовить градостроительный каркас города с точки зрения документа территориального планирования. И далее уже вести работу по подготовке проектов планировки, межевания.

Это будут планировочные районы отдельные, которые будут иметь статус микрорайонов или кварталов. И после этого вести подготовку проектно-сметной документации.

К 2030 году мы планируем наряду с подготовкой всей документации уже вести строительство и подойти к рубежу возведения 1 млн. кв.м. жилья и всей сопутствующей инфраструктуры.

— Спасибо за интервью, всего доброго.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру