Сахалинские педагоги все чаще используют в работе "Яндекс.Учебник"

Сахалинские педагоги все чаще используют в работе "Яндекс.Учебник"
Директор по региональному развитию бесплатного сервиса «Яндекс.Учебник» Дмитрий Растворов

Во время последнего Южно-Сахалинского образовательного форума «Образование - энергия будущего» говорили о том, как формируется образовательная среда в регионе под влиянием пандемии, о необходимости развивать у учителей, родителей и учеников навыки цифрового обучения, об инструментах проверки и развития грамотности у детей, существующие в цифровой среде. Директор по региональному развитию бесплатного сервиса «Яндекс.Учебник» Дмитрий РАСТВОРОВ в эксклюзивном интервью «МК на Сахалине» рассказал, как выстроить нескучный процесс обу-чения с помощью образовательных продуктов Яндекса, что влияет на успехи в цифровизации региона и почему ресурс, несмотря на свою эффективность во время организации дистанционного образования, предпочитаем оставаться инструментом традиционного обучения.

Инструмент для педагогов
- За время карантина Яндекс.Учебник стал ассоциироваться с дистанционным образованием. Насколько вредит или помогает ресурсу такое позиционирование?
- Яндекс.Учебник разрабатывался как инструмент для организации электронного обучения, не для полностью дистанционного образования детей. Это скорее инструмент для педагогов, который учитель может использовать в любых форматах: в классе на уроке, для выдачи домашних заданий, для формирования индивидуальных образовательных траекторий. Иначе говоря, это инновационный инструмент для поддержки традиционных форматов работы и взаимодействия учителя и ученика. Период пандемии стал для нас вызовом, как и для всего педагогического сообщества. Нам пришлось переориентировать свои ресурсы и доработать функционал сервиса, чтобы в это непростое время максимально помочь учителям организовать дистанционное обучение.
И все-таки Яндекс.Учебник остается инструментом для поддержки именно традиционного формата. Поэтому позиционирование учебника исключительно как дистанционного ресурса скорее мешает, потому что он решает гораздо больший круг задач. 
Мы придерживаемся принципа, что учат не технологии, а учитель. И с этой точки зрения наш сервис – это инструмент с качественным контентом и удобным функционалом. Он позволяет экономить время педагога на выполнении рутинных задач: подготовке к урокам и проверке домашних заданий. Освободившееся время педагог может направить на общение с детьми, на собственное профессиональное развитие.


Новые возможности
- Как вы оцениваете охват ресурсом школ Сахалина?

- Учителя Южно-Сахалинска и Сахалинской области используют наш сервис, преимущественно это учителя начальных классов. Сегодня в Яндекс.Учебнике зарегистрирован 741 учитель и 11290 учеников региона. Статистика говорит о том, что количество учителей, знакомых с нашим ресурсом, пока невелико: у нашего сотрудничества есть потенциал для дальнейшего развития.
Напомню, что Яндекс.Учебник – бесплатный сервис, в котором содержатся задания по русскому языку, математике, окружающему миру и информатике для школьников с первого по седьмой класс. На сегодняшний день к нему подключено более одного миллиона 900 тысяч учеников по всей стране. Это более 20000 школ.
Впервые мы познакомили педагогическое сообщество Сахалинской области с Яндекс.Учебником год назад на Первом образовательном форуме Южно-Сахалинска. Были проведены семинары, после которых педагоги начали работать с ресурсом. В тот момент это был сервис для учителей только начальных классов. За прошедший год мы сильно изменились: цифровые ресурсы отличаются возможностью быстро развиваться. В Учебнике появился новый предмет для начальной школы - «Окружающий мир». Кроме того, мы вышли за пределы начальной школы и разработали задания по математике и алгебре до 7 класса, русскому языку до 6 класса. И сегодня мы предоставляем гораздо больше возможностей и для учителей начальной школы, и для учителей-предметников.
Когда закончится пандемия, мы сможем перейти к более системному взаимодействию с регионом, проводить совместные мероприятия с Институтом развития образования: семинары, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом. 
- Как вы оцениваете потенциал вашего продукта в Сахалинском регионе?  Нет ли проблем с интернет-соединением?
- Потенциал образовательных организаций Сахалинской области высокий. Все школы Южно-Сахалинска готовы к изменениям, это было видно по активному участию руководителей школ и учителей в Форуме. Правительство, министерство образования, мэр города и департамент образования активно поддерживают нововведения, в школах города реализуются новые проекты. Много внимания уделяется сетевому и полилингвальному образованию, формированию цифровой образовательной среды, привлекаются ресурсы Сахалинского госуниверситета. Школы города точно готовы к использованию цифровых образовательных ресурсов. Если говорить об остальной части региона, наверное, как и во многих других субъектах нашей страны, в них есть какие-то сложности, связанные со скоростью Интернета, с оснащением. Но они решаются за счет разных государственных программ: например, проекта «Цифровая образовательная среда» – проекта, реализуемого в рамках национального проекта «Образование». Губернаторы регионов тоже уделяют этому внимание, создают условия в школах для реализации электронного обучения, использования дистанционных образовательных технологий. Я уверен, что большая часть школ Сахалинской области готова к использованию цифровых образовательных ресурсов.
Конечно, у городских и крупных школ с точки зрения цифровизации больше возможностей. Но сегодня как раз за счет национального проекта «Образование» в том числе оснащаются сельские школы. Есть проект, в рамках которого создаются «Точки роста» - они открываются как раз в сельских школах. Это центры современного технологического IT-образования, которые оснащаются современной техникой, компьютерами, высокоскоростным Интернетом. Конечно, нужно время для того, чтобы условия были равными для обучающихся городских и сельских школ. Но это глобальная задача, она не может быстро решаться на уровне страны.


Интерес на первом месте
- Что должно быть в сегодняшней школе, чтобы и учителям, и ученикам было интересно учиться и применять новые технологии в образовательном процессе?

- Прежде всего школа должна быть интересной для ребенка. А интерес формируется за счет инфраструктуры, среды, личности педагога. Если в школе будет качественное компьютерное оснащение, условия для занятий робототехникой, современные лаборатории по химии и физике, ученику будет интересно, потому что все эти инструменты существенно расширяют возможности традиционной передачи информации от учителя к ученику. В визуализации информации важно обращаться не только к привычным нам презентациям: детям интересен интерактив, который позволяет сделать информацию более понятной, доступной. Важно и эмоциональное содержание образования. 
Например, в Яндекс.Учебнике мы используем авторские тексты по русскому языку, по математике, очень много тематических ситуационных подборок заданий («Города России», «Праздники», «Традиции празднования Нового года в разных странах мира», «Женщины, изменившие мир» и многие-многие другие). Мы стараемся сделать так, чтобы ребенок не только отрабатывал предметный навык, но и узнавал интересную информацию. Например, когда в курсе математики ребенок учится решать задачу со стандартными условиями сложения, вычитания, умножения, но при этом делаем текст задачи современным и проблемным. Он вызывает эмоциональный отклик, связан с окружающим миром. Это одна из задач – сделать содержание интересным для ребенка. 
В школе, где будут созданы условия - технические, инфраструктурные, содержательные и эмоциональные, -  ребенку будет интересно.
- Кто на местах должен продвигать идеи цифровых изменений в школе? Учителя, администрация, региональное министерство образования?
- Цифровизацию нельзя навязать, сделать обязанностью региона, школы, отдельно взятого учителя. Мы уже живем в цифровом мире, используем гаджеты и Интернет для решения повседневных задач. Технологии приходят во все сферы нашей жизни, в том числе в образование, которое очень чутко и гибко реагирует на все вызовы современности. 
В первые классы школ приходят дети, которые не застали мир без Интернета, в отличие от их педагогов. Дети привыкли к использованию гаджета не только для игры, но и для поиска информации. Поэтому, наверное, цифровизация должна быть естественным процессом реагирования образовательной среды на тот мир, в котором мы все живем. И речь идет не только об использовании Интернета, а в целом о технологиях, которые упрощают нашу жизнь: электронной почте, облачных решениях. 
Школа очень деликатно впитывает в себя те изменения, которые происходят в нашей жизни. Технологии обязаны приходить в образовательный процесс. Но это должно происходить на основе желания самого учителя что-то менять в своей работе. Если сделать этот процесс слишком административным, не факт, что от этого будет результат. Любые технологии должны пройти через педагога, его опыт, его владение методикой преподавания. Когда учитель методически обоснованно включает технологии в свою работу, они становятся максимально эффективными.

Учитель 21-го века
- Какой он, учитель будущего? Какими навыками он должен обладать, чтобы быть интересным современным детям, которые родились, можно сказать, с гаджетом в руках?

- Уверен, что одними из самых важных для современного педагога являются компетенции, которые помогают ориентироваться в современном мире, использовать новые технологии и вообще общаться на одном языке с детьми, которых часто называют «цифровыми аборигенами». 
Классически важная педагогическая компетенция - умение найти индивидуальный подход к детям. Важно уметь создать положительную атмосферу в классе, зону комфорта для развития детей. Важна ориентация педагога на результат, умение анализировать свои педагогические действия, применять различные тактики профессионального поведения для решения разнообразных педагогических задач. Сотрудничество с коллегами и умение обмениваться опытом – тоже очень важная компетенция современного педагога. Сейчас становится все более необходимой способность формировать, например, функциональную грамотность у детей.
И еще: учитель должен непременно любить школу и детей, с которыми работает. Когда учитель любит свою профессию, развивается, осваивает новые технологии подхода, любит детей – все, что он делает, будет приносить плоды, потому что ребенку в этой атмосфере будет комфортно.


ИЗ ДОСЬЕ МК
Яндекс.Учебник — это бесплатный сервис для учителей, по которому учатся более 1,9 миллиона учеников по всей стране. Его библиотека включает более чем 350 000 заданий по математике, русскому языку, окружающему миру. Все задания составлены методистами с учетом ФГОС и подходят к любой учебной программе. Платформа включена Министерством просвещения Российской Федерации в список рекомендуемых сервисов на период дистанционного обучения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 21 октября 2020

Заголовок в газете: Традиционное обучение вновых реалиях

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру