Как сделать городской воздух чище

Южно-Сахалинск. Утро. Смог. Из дому лучше не выходить. Но приходится. А под окнами в каждом дворе, прогреваясь, дымят десятки автомобилей. И тысячи их ползут колоннами по улицам, оставляя за собой удушливые облака.

Как сделать городской воздух чище

Территория без авто

О том, почему смог – назовут десяток версий. Но одну видишь воочию и дышишь ей каждый морозный день.

Помнится, в советские времена в качестве издержек капиталистической автомобилизации приводили в пример Токио. Там регулировщики стояли в противогазах. Сейчас в Токио можно дышать свободно. Сегодня в ситуации, с которой сталкивались крупные зарубежные города, оказались мы с вами. И с этим надо что-то делать.

Проблема изменения транспортных потоков, увеличение пространств, отданных пешеходам и под озеленение, ставится очень давно. Вот цитата: «Молодежь поддерживает проведение работ по обустройству площади между Чехов-центром и домом правительства в Южно-Сахалинске. Последняя пользуется большой популярностью, здесь ежедневно собираются велосипедисты и поклонники скейтборда, праздничные мероприятия привлекают большое количество жителей и гостей областного центра… Предполагается, что участок Коммунистического проспекта от улицы Дзержинского до проспекта Мира будет закрыт для транспорта, и тогда территория между зданиями Чехов-центра и дома правительства превратится в пешеходную зону. И эта, пока безымянная площадь должна получить имя. В ходе беседы были озвучены два варианта названий — Молодежная и Театральная… Председатель молодежной организации «Лидер», член областного молодежного правительства Сергей Иванов предложил провести онлайн-конкурс на лучшее название…»

Скажете, это обсуждается предложенный в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» «Сахалинский Арбат», вокруг которого в последнее время столько шуму?

Нет, это 2014 год, форум «Острова». Просто, как пример, что необходимость создания новых пешеходных зон обществом осознается уже не один год. И дело даже не только в самом «Арбате», как неком общественном молодежно-культурном пространстве, хотя нужно и оно.

Примеры есть

Пока в Южно-Сахалинске существует только одна пешеходная улица – небольшой участок улицы Пушкина на юг от проспекта Победы. Здесь нет ни кафе, ни ресторанов, просто аллея. Из культурных мероприятий - только чтения стихов у памятника Пушкину в день рождения поэта. Но скажите местным жителям, что аллея не нужна, что можно пустить здесь автотранспорт (а был бы действительно удобный проезд к двум детским садам) – сразу же наткнетесь на активный протест.

Здесь ведь получается очень интересная вещь. Сначала граждане активно протестуют против перекрытия движения. А потом не просто привыкают – с удовольствием осваивают пешеходное пространство.

У нас в области есть несколько пешеходных улиц. Это участок Советской в Корсакове. Причем старожилы до сих пор с ностальгией вспоминают, когда эта улица была полностью пешеходной – вот бы вернуть, как было раньше.

Это участок улицы Ленина в Охе. Когда его делали пешеходной, было сломано немало копий, но сейчас это украшение центра города.

И вот сейчас в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» в городах области может появиться еще несколько таких пешеходных зон.

Решат сами

Не будем пока говорить про Александровск-Сахалинский. Там на обсуждение общественности выдвинут крайне интересный, но столь же затратный проект создания целой музейной улицы. На улице Чехова предполагается снести все еще существующие двухэтажные деревянные бараки и вместо них возвести стилизованные под старину здания различного назначения. Вместе с уже существующим музейным комплексом получилась бы «Александровская слободка» конца XIX века. Это не быстрый проект.

А вот в Поронайске новая пешеходная зона может появиться уже в этом году. Было предложено создать ее между домами, расположенными по адресу улица Октябрьская, 59, 61и домами по улице Театральной, 56, 54 в районе супермаркета «Первый». Совершенно небольшой участок, длиной менее 100 метров, гармонично дополняющий зеленую зону центральной площади города. Если, конечно, здесь будет зона отдыха со скамейками и декоративными клумбами.

Однако в ходе общественных слушаний возник, пожалуй, основной вопрос – а где будут парковаться жильцы и посетители супермаркета?

Что тут скажешь? Конечно, загрузиться покупками непосредственно у крыльца магазина удобнее, нежели пройти с ними 50 метров до той же улицы Театральной. Но не смахивает ли такое пристрастие к автомобилям уже на некоторую патологию?

Впрочем, ответят на этот вопрос сами поронайцы, когда 18 марта примут участие в рейтинговом голосовании за предложенные ими же самими проекты обустройства новых общественных пространств. 

Как и жители областного центра – по поводу необходимости создания Сахалинского Арбата.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 28 февраля 2018

Заголовок в газете: Выбор пешехода

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру