Но вот что совсем не изменилось – так это люди. Все они, конечно, разные – улыбчивые и разговорчивые, всегда готовы скрасить время в пути хорошей историей, шутками да веселой музыкой, льющейся из колонок. Спокойные и рассудительные, тоже не прочь поговорить с пассажиром, но и темы для беседы любят посерьезнее. Для угрюмых и молчаливых, тихо сидящий пассажир – величайшее наслаждение. Но какими разными они бы не были, их главная задача доставить вас из пункта А в пункт Б вовремя и с максимальным комфортом.
Может показаться, что крутить баранку и ехать куда скажут – плёвое дело, да только на первый взгляд все так просто. Об особенностях профессии и сложностях мы решили поговорить с обычным южно-сахалинским таксистом.
Пьяные «кидалы»
Заказав машину из Новоалександровска до Хомутово, ждал всего каких-то десять минут. Вежливо поздоровавшийся таксист уточнил адрес, и мы поехали.
– Мало снега в этом году, – заводит разговор мой собеседник.
– Да, обделила природа нас осадками, – поддерживаю я.
Немного поговорили о погоде, помечтали о приближающемся лете, порадовались за укрепление рубля. Наладив, так сказать, контакт, представляюсь корреспондентом «Московского комсомольца», что моментально смущает водителя.
– Плохой из меня рассказчик, – пытается он отказаться от разговора.
Но после нескольких минут уговоров соглашается:
– Можете написать, что зовут меня Виктор Цой. В молодости был очень на него похож, к тому же не расставался с гитарой, вот и дали мне такое прозвище дворовые товарищи. Знакомые, родные и друзья поймут мой творческий псевдоним, – отшутился он.
В профессию Виктор пришел пять лет назад. Родился в Южно-Сахалинске, по образованию плотник, увлекается музыкой. Раньше занимался разведением кошек пород курильский бобтейл и мейн-кун, возил их на выставки. Свободное время проводит с семьёй, смотрит американские сериалы, отдыхает на природе, очень любит русскую баню. О профессии Виктор отзывается со смешанными чувствами:
– Работа, конечно, неплохая, заработок бывает очень хороший, особенно в выходные, когда народ оставляет свои автомобили и едет гулять по ресторанам, клубам и барам. Но тяжелая – сильно устаешь, да и клиенты частенько попадаются изрядно выпившие, ведут себя по-хамски и всеми силами пытаются испортить тебе настроение. Или вообще отказываются платить, как мы говорим – «кидают». Даже не знаем, как бороться с этим, оплату ведь принято брать в конце поездки, ориентируясь, сколько вышло по таксометру.
– И часто такие клиенты попадаются?
– Не часто, но стабильно. Пьяные и «кидалы» – одна из главных наших проблем. Адреса таких клиентов знаем, обмениваемся ими в WhatsApp с другими водителями. Пьяные тоже бывают разные. Одни спокойно доезжают до дома, расплачиваются и уходят, другие, особенно компании, продолжают веселье в машине – и музыку им погромче включи, и провези через все круглосуточные магазины, мусор в машине оставляют. А попадаются и совсем буйные: матерятся, качают права, забивают «стрелки», на которые сами не приходят. И не платят.
Но, по словам Виктора, случается это нечасто.
– Несколько месяцев назад поступил заказ часов в пять утра, – продолжает он. – Двух пьяных молодых людей нужно было доставить в одну из воинских частей. Картина, в общем-то, в воскресное утро обычная. С самого начала один из пассажиров, севший на переднее сиденье, стал хамить. Уговоры вести себя приличнее до него не доходили, он начал заводиться еще больше – матерился, угрожал. Перепалка чуть не переросла в потасовку, благо, его товарищ угомонил дебошира. Довез их до части, а они отказываются платить, вышли из машины и начали ломиться в дверь КПП. Тут-то их и задержали, передо мной извинились, деньги заплатили. Но все равно неприятно.
– Может, вообще не брать пьяных?
– Да как их не брать, на них же не написано, что они буйные или без денег. Кушать всем хочется, поэтому возили, возим и будем возить.
– А что-нибудь позитивное бывает от пассажиров?
– Коллега рассказывал, правда, давно это было, подвозил он подвыпившего американца из бара в гостиницу. Когда приехали, американец, на ломаном русском, спросил: «Сколько с меня?». «Триста», – ответил коллега. Американец без разговоров отсчитал ему триста долларов и, попрощавшись, направился в гостиницу.
Сетевики давят
Но есть и другая, более серьезная, чем пьяные пассажиры, проблема.
– Раньше за восемь часов зарабатывал столько же, сколько сейчас за 12–14, – сетует Виктор. – Случилось это из-за того, что в нашем городе начали таксовать все, кому не лень. Не профессионалы, работающие от фирмы или собственного ИП, а так называемые сетевики. Они скачивают приложение на смартфон, регистрируются, кладут на баланс аккаунта деньги и таксуют. Среди пассажиров стало очень популярным заказывать таких таксистов. Их поездки значительно дешевле, а в наше трудное время цена определяет спрос, вот и простаиваем без работы. Особенно много среди сетевиков приезжих, конечно, понимаю, им тоже надо семьи кормить, но местные-то без работы остаются!
– И как с этим бороться?
– Если бы я знал. Руководители фирм, конечно, борются, общаются с властями, но результатов нет.
За разговорами время летит незаметно. Поговорили мы и о том, как относятся близкие к профессии таксиста. По словам Виктора – хорошо, ведь семейный бюджет пополняется весомо.
– Волнуются, конечно, всякое в дороге может случиться, – продолжает Виктор. – Но Бог меня бережет, да и сам осторожничаю, не гоняю, с пассажирами разговариваю вежливо, заказы сомнительные не беру. Главное, чтобы с семьей проводить достаточно времени, это я знаю.
– На выручку друг другу приходите, – заканчиваю нашу беседу.
– А как же, помогаем, – отвечает Виктор. – Если что-то сломалось и человек сам починить не может, делимся советами или приезжаем. Бывает, кончается бензин – привозим бензин. Надо вытащить, если застрял – вытаскиваем. Угрожает кто-то – заступаемся.
Прощаясь с Виктором, желаю ему счастливого пути и поздравляю с наступающим Днем таксиста.
Компетентно
После разговора мы встретились с директором фирмы такси «Тройка» Александром Герсаном, чтобы более подробно узнать о проблеме сетевых перевозчиков.
– Вся деятельность как фирм, так и самих водителей регулируется в соответствии с федеральным законом № 69 и Трудовым кодексом, – рассказывает Александр Аркадьевич. – В легальной фирме, перед тем, как выти на линию, механик осматривает автомобиль, таксист проходит медицинское освидетельствование, получает выпускной и путевой листы. Это во много раз повышает безопасность – как пассажиров, так и самих водителей. А в случае какого-либо происшествия пассажир вправе получить компенсацию. Нелегальные же таксисты пренебрегают этими правилами и законами, подвергая риску жизни пассажиров и других участников движения. И, конечно, ни о каких компенсациях не может быть и речи. Мы, официальные фирмы такси, уже не раз просили городские власти повлиять на ситуацию, писали письма, встречались с чиновниками лично. Нам обещали взять ситуацию под контроль, но пока не особо видна их работа. А ведь страдают от нелегалов не только таксисты, которые не могут нормально заработать, но и люди – чтобы не разориться, вынуждены поднимать цены. При той ситуации, что творится сейчас, никакого развития не будет, легальные таксисты вскоре начнут уходить в теневую отрасль, потому что на данный момент зарабатывать не дают. Но в любом случае поздравляю всех таксистов Сахалинской области с профессиональным праздником и благодарю их за ответственный подход к делу, к безопасности пассажиров, желаю спокойно работать и больше зарабатывать.
«МК на Сахалине» присоединяется ко всем этим пожеланиям.