МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Сахалин

Жить в дружбе с детства

Главная задача центра – помощь в изучении культуры, традиций и базовых ценностей страны, в усвоении уклада жизни и социальных норм, а также в совершенствовании навыков разговорного русского языка. Планируется, что в центре будут заниматься более 100 детей в возрасте от девяти до двенадцати лет. Проект осуществляет областная детская библиотека при финансовой поддержке компании «Сахалинская Энергия» в рамках Фонда социальных инициатив «Энергия».

 

Фото автора

О деятельности проекта рассказывает главный библиотекарь Сахалинской областной детской библиотеки, руководитель Центра социокультурной адаптации для детей мигрантов «Растем в России» Ирина Калиновская

Развиваться вместе

- Как пришла идея создать такой центр?

- Несколько лет назад мы заметили, что состав читателей стал немного меняться, появилось больше детей приезжих. У них были проблемы с общением, сказывался языковой барьер. И чтобы этим деткам помочь, появилась идея создать для них центр адаптации при библиотеке, потому что они проводят здесь достаточно много времени.

Уровень знания языка у всех разный, некоторые дети довольно хорошо владеют русским языком, поскольку родились уже в России или их с детства на родине учили родители. Но в основном, конечно, разговаривают плохо, с акцентом, из-за этого при разговоре со сверстниками у них появляется скованность. Есть дети, которые еще даже в школу пока не ходят, им нужно с кем-то общаться, узнавать что-то новое, и они посещают библиотеку с удовольствием.

На тот момент у нас уже был проект «Студия развития речи для детей 11-12 лет», и туда по одному-два человека стали записываться приезжие ребята. И я заметила, что к ним нужен другой подход, потому что языковой барьер в любом случае чувствуется, если наши дети мыслят на русском языке, то эти нет, потому что в семьях они используют свою родную речь.

Но дело здесь не только в совершенствовании русского языка, есть же еще и особенности российского менталитета. Мы выросли в определенной культурной среде, на наших книгах, сказках, детям мигрантов тоже нужно их читать. Знать русских писателей, художников, композиторов, познакомиться с культурными традициями, укладом нашей жизни. И у нас возникла идея комплексной работы с такими детьми. Прошло уже несколько занятий, на которых мы говорили о достопримечательностях, географии России, народных художественных промыслах.

Такие дети есть, и они будут приезжать к нам и дальше. И хочется, чтобы они тоже развивались и вливались в российское общество, будучи уже подготовленными, потому что им предстоит учиться бок о бок с нашими детьми.

По музеям и театрам

- Насколько детям мигрантов это интересно?

- Всю информацию, которую мы им даем, они воспринимают с большим интересом. Сейчас дети с удовольствием делают русские куклы на мастер-классах, такие как конь-огонь, заяц, кочет на палочке. Мастер-класс сопровождается рассказом о многообразии народных игрушек, их назначении, способах их изготовления, цветовой гамме материалов. На последнем занятии мы изготовляли кормушки для птиц.

Юным посетителям центра очень нравятся различные игры, викторины, конкурсы, хотя они пока многого и не знают. Во время открытия центра дети собирали пазлы с изображением матрешек, искали на глобусе Москву, Сахалин и свою страну, соревновались в знании русских пословиц и произношении скороговорок. Помогать в выполнении различных заданий будет инновационное оборудование, приобретенное в рамках проекта – интерактивный комплекс Teach Touch, благодаря которому, например, ребята смогут совершить виртуальные прогулки по Эрмитажу, Третьяковской галерее, Русскому музею.

Нашими партнерами являются семь учреждений культуры, это, в частности, все музеи Южно-Сахалинска, некоторые занятия станут выездными: в исторический парк «Россия – моя история», Сахалинский областной краеведческий и художественный музеи, музейно-мемориальный комплекс «Победа», детский кукольный театр.

И, наоборот, музейные специалисты будут приходить к нам, недавно, например, они рассказывали детям об истории Сахалина и Курильских островов. Также нашим партнером является детская поликлиника, поскольку мы пропагандируем здоровый образ жизни.

- Если русские дети захотят приходить в центр «Растем в России» на занятия, они смогут это сделать?

- Конечно, и они приходят, мы никому не отказываем. Другое дело, что какие-то вещи наши дети знают с пеленок и говорить о них в 10-12 лет - это может быть излишне.

О культуре и блинах

- Про какие русские традиции вы рассказываете детям из других стран?

- Про разные, начиная с русской кухни и заканчивая традиционными праздниками, такими как масленица или восьмое марта, –  для них это что-то удивительное, интересное. Ребята ведь живут в нашей стране, поэтому они восьмого марта тоже могут поздравить девочек и своих мам – им будет приятно. Дети всегда очень живо воспринимают новую для них информацию и часто проводят аналогии со своей страной, например, когда речь шла о традиционном русском напитке – квасе, кто-то заметил, что у них такого нет, зато они пьют кумыс. Особое оживление вызвал рассказ о русской национальной кухне с ее борщами, пирогами и уже полюбившимися всем посетителям центра блинами.

Все это делается для адаптации в социуме, чтобы дети понимали людей, которые живут рядом с ними, знали, что принято в нашем обществе, а что нет, скоро вот будет занятие по этикету, на котором мы рассмотрим это более подробно, например, расскажем о том, что в России принято ходить в гости по предварительной договоренности, что мужчина должен уступать место женщинам в общественном транспорте. С некоторыми национальными традициями дети были уже знакомы. Например, они вспомнили о гостеприимстве и хлебосольности русских людей. Я считаю, что если человек выбрал Россию для проживания, то, конечно же, он должен быть знаком с нашими традициями и культурой, не говоря о языке.

Надо сказать, что уже после нескольких занятий дети стали вести себя по-другому: если раньше они просто забегали в класс, то теперь спокойно заходят, здороваются. Наверное, если они прослушают полный курс из 66 занятий в течение полугода, то изменения будут еще более заметны.

Другие страны вводят целые программы, чтобы мигранты изучали язык, историю, географию, потом они сдают экзамены, и только после этого   могут поступать в учебные заведения и устраиваться на работу. Иначе они будут еще больше обособляться, и из-за этого могут возникать проблемы как для граждан данной страны, так и для самих мигрантов.

Радует, что к нам в библиотеку часто приходят мамы, записывают своих детей, когда они еще маленькие, берут для них книги. Некоторые дети сами находят нашу библиотеку, для них это культурный очаг, где они могут узнать какую-то важную для них информацию, порисовать, посмотреть мультфильмы, да и просто пообщаться.

- Сколько сейчас в центре учится детей?

- К нам записано 25 человек, они учатся в разные смены, и есть еще детки, которые ходят не постоянно. Планируется, что летом, когда не будет школы, центр будут посещать до 100 человек. Занятия бесплатные, они проходят два раза в неделю, начались в марте и завершатся в конце октября.

Тогда же этот специализированный проект закончится, но центр «Растем в России» будет существовать и дальше, он будет работать не только для детей мигрантов, но и для всех. По итогам проекта мы выпустим брошюру «Растем в России», проведем круглый стол «Система мер по социокультурной адаптации детей из семей мигрантов в условиях поликультурного общества» для родителей, учителей и библиотекарей.

Самые яркие событие Сахалина в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах