На Сахалине родилась шахматная школа

30.07.2019 в 12:42, просмотров: 906

Несмотря на появление множества компьютерных игр и других развлечений эры гаджетов, интерес к шахматам не ослабевает. И дети и взрослые хотят освоить, а освоив базовый уровень, продолжают совершенствоваться в этой древней игре.

На Сахалине родилась шахматная школа
Фото предоставлено Виталием И

Что дают шахматы их поклонникам, чем привязывают и заставляют искать достойного партнера в игре, узнаем у одного из основателей Сахалинской шахматной школы Виталия И.

Сохранить хладнокровие и продолжить сражение

- Для чего стоит научиться играть в шахматы? Что эта игра может дать, какие способности развить?

- Шахматы развивают логику, способность принимать решения, независимость и самостоятельность. При игре в шахматы работают оба полушария мозга.

Логическое мышление при игре в шахматы развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Потому что все ходы игрока взаимосвязаны и подчиняются общему плану. Игра сама обеспечивает способность использовать логические конструкции постоянно, даже после окончания партии.

Развивается способность анализировать – оценивать ситуацию на игровой доске и, исходя из нее, строить план дальнейших действий.

Память – главное преимущество шахмат. Необходимо запоминать свои шаги наперед, рассчитывать множество вариантов развития событий от противника, запоминать типовые позиции. Все это заставляет мозг выкладываться на максимум. Развивается в том числе и осязательная память (возможность опытного игрока в блиц-игре сделать три-четыре хода за одну секунду говорит сама за себя).

Концентрация внимания – то, без чего успех в шахматах невозможен. Даже если вы не отличаетесь усидчивостью, регулярные занятия помогут развить эту черту. От партии к партии возможность полного сосредоточения и внимания будет неуклонно расти.

Выработка характера. Единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отра-зить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер.

Развитие целеустремленности. Ведя партию, необходимо достигнуть цели, невзирая на сопротивление противника.

Повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать, поэтому рано или поздно человек обратится к дополнительным материалам в книгах или интернете.

Кроме того, играть в шахматы очень интересно. Живое общение – очевидный плюс такого времяпрепровождения. Девиз международной шахматной федерации: «мы все – одна семья» - не просто лозунг, шахматисты – дружная общность. Шахматы дисциплинируют, тренируют способность контролировать себя, свои эмоции, ситуацию в целом.

Шахматы – игра многофункциональная. Есть несколько разновидностей шахмат: классические (каждому участнику на партию дается больше одного часа), быстрые (время партии ограничено одним часом), блиц (молниеносная игра, по три-пять минут на каждого).

- Создание шахматной школы – как пришло это решение?

- Сахалинская шахматная школа открылась в июле этого года: пока это два шахматных клуба, клуб «Фишер» в Ново-Александровске, названный в честь великого американского гроссмейстера, одиннадцатого чемпиона мира по шахматам, и клуб «Алехин» в Южно-Сахалинске, названный в честь первого русского чемпиона мира. Федерация шахмат Сахалинской области решила открыть школу, потому что у населения есть очевидная потребность в занятиях. Мы привлекли к работе именитых тренеров. Это известные на Сахалине (и не только) имена: чемпион области Дмитрий Ден; кандидат в мастера спорта, многократный чемпион области Андрей Петренко; кандидат в мастера спорта, опытный шахматист Иван Верещагин; мастер спорта России, многократный чемпион Дальнего Востока Константин Сек; кандидат в мастера спорта Михаил Засухин; самый опытный наш тренер, перворазрядник, победитель многих региональных турниров Виктор Филин; кандидат в мастера спорта, многократный чемпион и призер региональных соревнований Виталий И. Виктор Филин, который преподает в Ново-Александровске, играл с двумя чемпионами мира: Михаилом Талем и Анатолием Карповым. Холмский тренер Юрий Добрыдин будет заниматься с перспективными ребятами, которые входят в сборную области (группа высшего мастерства).

Вероятно, в скором времени мы откроем еще несколько клубов в южной части города, потому что потребность такая есть, родители ищут возможности для занятий своих детей.

Вырастить чемпионов

- Кто может прийти в школу? На какой возраст она ориентирована, на какой уровень?

- Мы приглашаем всех желающих, начиная от пяти лет. Формируются группы по возрасту и уровню обученности. Шестилетние и тринадцатилетние дети по-разному схватывают, усваивают информацию, с разной скоростью обучаются, поэтому сначала мы объединяем детей по возрасту. Но если в младшей группе выявляется шахматист с достаточно высоким уровнем, мы переводим его в группу, соответствующую его интересам и способностям. В каждой группе занимается семь-девять человек. В будущем мы планируем состязания между клубами нашей школы, матчевые встречи.

Также мы набрали группу взрослых, это новички в шахматах старше 18 лет. У нас есть группа высшего мастерства, в которой продолжают обучение опытные шахматисты.

- Есть ли существенная разница в преподавании детям и взрослым?

- Не вижу разницы. Единственное отличие в том, что взрослые после рабочего дня более уставшие. Дети – немного заинтересованнее, живее. И у детей легче прослеживаются происходящие с ними изменения – они становятся дисциплинированными, сплоченными, общительными (общность интересов оказывает очевидное влияние на взаимоотношения в коллективе). Они ходят друг к другу на дни рождения, быстро сближаются.

- Как вы относитесь к конкуренции, к стремлению побеждать?

- Для этого и была создана шахматная школа. Появился пробел в системе – нехватка здоровой конкуренции среди сахалинских шахматистов. Есть чемпионы, которые побеждают из года в год и перестают развиваться – им не с кем соперничать. Нам нужно вырастить новых чемпионов. Мастером можно стать только в конкурентной среде. В любом виде спорта должна быть конкуренция, иначе развитие останавливается. И конкуренция не мешает вполне дружелюбному общению и среди взрослых, и среди детей. Противники обсуждают уже сыгранные партии, ошибки и недочеты. Анализ, разбор своих партий – это неотъемлемая часть обучения, очень важная и для победителя, и для проигравшего (идеальных партий не бывает).

- Победа – единственная цель в игре, или победа победе – рознь, и в игре не менее важны другие вещи?

- Конечно, как спортивная составляющая, победа важна. Но приемов выигрыша множество, имеет значение, каким из них ты воспользовался, какой ценой тебе досталась победа. Также важно уметь защищаться. Можно достойно проиграть: например, если ты классом ниже соперника и тебе удалось провести партию на высшем уровне – длительную, грамотную. Я играл с международным гроссмейстером Дмитрием Кокаревым около пяти часов, два из них мы уже играли в опустевшем зале, когда все остальные участники турнира разошлись. Партия была напряженной, шанс выиграть был у каждого, я получил от нее большое удовлетворение, хоть она и оказалась для меня проигранной. То есть бывают такие проигранные партии, которыми ты гордишься больше, чем некоторыми выигранными.

Мужские шахматы – более агрессивные

- Что вы можете сказать о женщинах в шахматах?

- Мальчиков у нас, конечно, больше. Наверное, соотношение такое: пять к одному. Мужские шахматы – они более агрессивные, активные, здесь больше атак, напора. Женщины аккуратней, и женская игра более правильная. Мальчики зачастую побеждают за счет агрессивного стиля игры, заставляя девочку нервничать, теряться, уходя в защиту. Разница в развитии, безусловно, есть. Но сказать, что кто-то более способен к шахматам, нельзя. Известны примеры титулованных шахматисток, которые выступают исключительно на мужских турнирах, решив для себя, что женская среда для них – не конкурентоспособна. И побеждают.

В наших группах занятия смешанные. Каждые полгода мы проводим с Татьяной Марининой турнир «Волшебная ладья» - самый массовый турнир на Сахалине, собирающий около 160 детей. В рамках турнира проходят турнир новичков, турнир чемпионов и суперлига. Не так давно, впервые за семь турниров «Волшебной ладьи», турнир новичков выиграла восьмилетняя девочка.

- С какого возраста имеет смысл начинать обучать ребенка шахматам?

- Считается, что оптимальный возраст – шесть лет. Но мы берем детей с пяти лет. Желание заниматься у всех приходит в разное время. Сергей Карякин – самый молодой гроссмейстер в мире – начал заниматься шахматами в пять с половиной лет. У ребенка должно быть желание, заинтересованность. А мы уже его подогреем, разовьем, объясним, как ходят фигуры, как делать рокировку и ставить «вилку»! Детям, которые собираются в первый класс, важно развивать усидчивость. А шахматы – хорошо справляются с этой задачей, исподволь готовят детей к школе. Проходя новую тему, объяснив новый тактический прием, мы, чтобы закрепить материал, задаем ребятам домашние задания (как правило, это задачи).

- Существует ли какой-то этикет, кодекс поведения во время игры?

- Конечно, есть общепринятые правила. Перед партией мы всегда приветствуем друг друга. После партии проигравший поздравляет победителя, признавая и уважая его победу. Шахматы – игра интеллигентов. Мы внушаем детям, что шахматисты – культурные люди, и за доской должны вести себя соответственно, невзирая на волнение и эмоции.

Конечно, малышам еще трудно держать себя в руках, после проигрыша, бывает, ревут… Но на турнирах – рядом родители, тренер. И неудачи закаляют. К поражениям привыкать не следует, но из них надо извлекать уроки, а не воспринимать как крах. У любого шахматиста были досадные проигрыши, но ты поднимаешься на ноги и стремишься исправить ошибки, взять реванш.