На Сахалине по инициативе губернатора Валерия Лимаренко создается новая авиакомпания – «Аврора БАС», которая будет специализироваться на применении беспилотных авиационных систем для нужд региона. В интервью «МК на Сахалине» генеральный директор «Аврора БАС» Дмитрий Третьяков рассказал о первых шагах компании и перспективах использования беспилотных технологий для мониторинга, логистики и сельского хозяйства.
— Дмитрий, расскажите, на каком этапе сейчас находится создание компании «Аврора БАС»?
— Компания пока в стадии создания. На данный момент зарегистрировано акционерное общество, выпущены акции. Через НПЦ «Крылья Сахалина» регион стал акционером «Аврора БАС» и уже выделил первые средства на развитие. Мы находимся в начале пути, и сейчас основными шагами станут набор штата, получение сертификата эксплуатанта и закупка первых беспилотных летательных аппаратов.
При этом хочу отметить, что губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко играет ключевую роль в развитии этого проекта. Именно он инициировал моё участие в беспилотной теме, и с тех пор проект активно поддерживается на всех уровнях. Благодаря его видению и решимости мы смогли достичь тех результатов, которые уже имеем. Мы встречаемся на совещаниях, обсуждаем задачи, и его поддержка позволяет развивать «Аврора БАС» в том направлении, которое соответствует потребностям региона.
— Где будет базироваться авиакомпания?
— Основная база «Аврора БАС» будет располагаться на аэродроме «Пушистый». В дальнейшем планируется создание сети дронопортов и развитие маршрутной сети в зависимости от потребностей региона. Наша цель — войти в те регионы, где уже работает авиакомпания «Аврора», и наладить там работу её дочернего предприятия — «Аврора БАС».
— Какие задачи будет решать «Аврора БАС» в первую очередь?
— Мы рассматриваем несколько ключевых направлений. Первое — это мониторинг: воздушные съёмки, картография и контроль различных объектов. Второе направление — логистика, которая включает доставку грузов, как это уже было успешно протестировано на Сахалине. Третье — сельское хозяйство, где дроны будут использоваться, например, для распыления удобрений и химических веществ. Эти направления имеют большое количество подзадач, и мы будем развиваться по каждому из них.
— Сколько дронопортов планируется построить для обслуживания беспилотников?
— Мы будем разворачивать инфраструктуру в тех местах, где уже есть необходимые условия: помещения для обслуживания, электроэнергия, охрана, а также посадочные площадки, например, это действующие аэродромы Сахалинской области, которые сейчас принимают самолёты и вертолёты. В перспективе возможно создание площадок при больницах и других социальных объектах.
— Какие специалисты будут работать в «Аврора БАС»? И какова будет структура компании?
— Сейчас в первую очередь нам нужны специалисты по сертификации, юристы и кадровики, которые помогут наладить процессы на первых этапах. Часть специалистов, скорее всего, будем привлекать по договорам гражданско-правового характера. Затем будем привлекать сотрудников дронопортов и тех, кто будет непосредственно управлять беспилотниками, внешних пилотов. Это люди, которые проходят специальную подготовку для управления БПЛА в различных условиях.
— Как вы планируете взаимодействовать с потенциальными клиентами?
— Клиентами «Аврора БАС» могут стать как юридические, так и физические лица. Мы создаём Центр коллективного пользования на базе НПЦ «Крылья Сахалина», где любой человек или организация смогут получить консультацию, заказать услуги по воздушной съёмке или другим задачам. Например, фермеры могут обращаться за распылением удобрений на полях, органы власти — для мониторинга территорий, а частные лица — для съёмки важных событий. Мы стремимся охватить широкий спектр услуг, которые могут предложить беспилотные технологии.
— Есть ли какие-то сложности с нормативным регулированием использования беспилотников?
— Конечно, нормативное регулирование беспилотников — это важный аспект. На федеральном уровне уже ведутся работы по разработке авиационных правил для беспилотников. Мы принимаем участие в этих процессах как эксперты, вносим предложения, которые обсуждаются на различных совещаниях и форумах, таких как «Архипелаг». На данный момент существует два типа полётов: через установление специальных режимов и полёты по правилам гражданской авиации. Второй вариант требует от производителей дронов соблюдения определённых стандартов, что пока не до конца реализовано технологически. Например, в Сахалинской области из-за гористого ландшафта внешний пилот может сопровождать дрон только на расстоянии 10-15 км. Если это применение в мониторинге, то без проблем – устанавливается специальный режим, дрон летит, выполняет задачу. Однако если мы говорим про применение дронов в логистике, то речь идет о расстояниях в сотни километров. Соответственно, на большем участке пути дрон будут в автономном режиме, без связи с оператором. Чтобы дроны могли летать по правилам авиации, производители должны решить эту технологическую задачу и дать возможность пилоту управлять БПЛА на всем протяжении маршрута.
— Как вы оцениваете перспективы развития беспилотных технологий?
— В будущем беспилотники смогут выполнять широкий спектр задач, включая не только мониторинг и логистику, но и более сложные сценарии. Например, можно рассматривать возможность создания беспилотных самолётов и вертолётов для выполнения специализированных задач. Я думаю, что как большая авиация, беспилотная авиация должна прийти к такой структуре, когда дроны создаются конструкторскими бюро не просто так, а под конкретные задачи авиакомпании. Это направление ещё не до конца сформировано, но постепенно оно развивается, и мы видим большой потенциал в этой сфере.