«Соцкоординатор – это не должность, а призвание» – Сабина Кушевская о работе фонда «Защитники Отечества» на Сахалине

«Соцкоординатор – это не должность, а призвание» – Сабина Кушевская о работе фонда «Защитники Отечества» на Сахалине
фото: региональный филиал фонда поддержки участников СВО "Защитники Отечества"

В конце мая прошлого года в Сахалинской области открылся филиал Фонда «Защитники Отечества». Организация, созданная по инициативе президента России Владимира Путина, оказывает адресную социальную поддержку каждому обратившемуся ветерану специальной военной операции и семьям погибших участников СВО.

О том, как выстроена работа фонда в Сахалинской области, с какими вопросами к социальным координаторам обращаются сахалинцы и какую роль в организации помощи играет взаимодействие с региональной властью, в интервью «МК на Сахалине» рассказала руководитель сахалинского филиала ФЗО Сабина Кушевская.

Какие основные направления деятельности фонда реализуются на территории Сахалинской области?

Сейчас у нас три ключевых направления: социальное, медицинское и общественные проекты. В рамках социального направления мы предоставляем помощь в восстановлении документов - от паспорта до различных справок. Например, это справки об участии в СВО, о ранении. Также это юридическая помощь. Мы даем консультации по мерам поддержки, помогаем выстроить весь алгоритм их получения. Потому что за разные меры поддержки отвечают разные ведомства, у каждого – свои сроки и условия. Также мы помогаем в трудоустройстве, обучении участников специальной военной операции и членов семей погибших.

Если мы возьмем медицинское направление, здесь, безусловно, надо отметить психологическую помощь, оказание которой реализовано на территории фонда. Также это помощь в санаторно-курортном лечении, в записи к врачам, в проведении медицинских обследований. К примеру, 20 апрeля состоялась углубленная диспансеризация для демобилизованных участников специальной военной операции на базе нашей четвертой поликлиники Южно-Сахалинска. Были организованы автобусы для участников СВО из муниципалитетов. Вопросам здравоохранения у нас уделяется большое внимание.

И третье — это общественные проекты. В первую очередь это увековечение памяти наших героев, проведение соревнований имени погибших участников СВО. Также это патриотическое воспитание молодежи. Сейчас, например, мы снимаем видеоролик, который должен выйти к началу мая. Кроме того, в это направление входит общественно-досуговая деятельность – вовлечение наших ветеранов с инвалидностью в спорт. Это вовлечение семей в общественную жизнь, организация концертов, мастер-классов.

Это основные направления. Но, помимо этого, естественно, мы ведем всевозможную другую деятельность, связанную с оказанием любой помощи участникам СВО и членам их семей.  

Сколько у вас сейчас координаторов? В каких районах? Кто эти люди?

Сейчас у нас в штате 32 человека, из них 8 — это административно-управленческий персонал и 24 - социальные координаторы, которые работают во всех муниципалитетах области кроме Курильска. Там сейчас идет подбор кандидатов. При этом мы уже добавляем второго социального координатора в Холмске. Количество соцкоординаторов растет, так как увеличивается и число наших подопечных.

Изначально в положении фонда было обозначено, что желательно, чтобы социальные координаторы были женами военнослужащих, в том числе мобилизованных. Они лучше всех понимают потребности наших посетителей, умеют найти с ними общий язык. Более того, у нас в команде теперь появился и ветеран боевых действий. Он идеально влился в наш коллектив и делится своим опытом в решении сложных проблем. Также помимо меня еще две вдовы у нас работают соцкоординаторами.

Кто и как может стать координатором фонда и включиться в его работу? Что для этого необходимо?

Социальным координатором можно стать по мере появления вакансий. При этом, хочу отметить, что в Южно-Сахалинске еще ни один социальный координатор не сменился с момента открытия филиала. Координаторами могут стать, естественно, члены семей погибших, наши ветераны, которых мы с удовольствием ждем в структуре фонда. Но в целом координатором может стать любой желающий, кто хочет помогать людям и кому близка тема специальной военной операции в любых ее проявлениях. Главное, чтобы человек действительно понимал, что придется работать со сложной аудиторией. Поэтому социальный координатор – это даже не должность, а призвание.

С какими вопросами к вам обращаются участники СВО и члены их семей? Как вы работаете с их обращениями?

По статистике 70% тех, кто к нам приходит, это участники специальной военной операции и члены их семей. Естественно, они приходят с вопросами, касающимися мер поддержки, также это юридическая, психологическая помощь, вопросы здравоохранения, помощь в погребении. При этом часто к нам обращаются с вопросами, которые не лежат в плоскости компетенции фонда. Например, это поиск без вести пропавших, получение денежного довольствия, вопросы отпусков. На них может полноценно ответить только Министeрство обороны, но при этом люди идут к нам с просьбой oбъяснить на простом языке какие-то непонятные моменты. Естественно, мы не имеем морального правa отказывать им. Мы оказываем полноценные консультации, даем алгоритмы действий. Даже если человек пришел с вопросом не по компетенции фонда, он должен от нас уйти с полным пониманием, куда и как ему необходимо обратиться.

За неполный год работы какие собственные кейсы наработаны сахалинским отделением фонда? Есть ли в вашей работе какие-то региональные особенности?

Мы все еще нарабатываем большую часть собственных кейсов. Мы пытались как-то систематизировать решения вопросов наших посетителей, но поняли, что каждый случай индивидуален, имеет свои особенности, изначально исходные данные у всех разные. Но здесь очень плотно выстроено взаимодействие с правительством Сахалинской области, региональными органами исполнительной власти, профильными ведомствами, военкоматами, войсковыми частями, и они помогают решать практически любые вопросы наших посетителей.

Конечно, в нашей работе есть свои региональные особенности, своя специфика работы и обращений. К нам приходят и участники частных военных компаний, и бойцы специальных добровольческих отрядов, и действующие военнослужащие. Если мы возьмем, допустим, западные регионы страны, в том числе Донецкую Народную Республику, там очень большой контингент — это люди, которые воюют с 2014 года, там таких ветеранов больше, у них есть свой ряд проблем. Или если мы возьмем Ростовскую область, там будет больше участников частной военной компании или добровольческого подразделения АХМАТ, у нас они тоже в меньшинстве.

Приведите несколько примеров решения вопросов, с которыми к вам обращались участники СВО или члены их семей?

К нам часто обращаются ветераны СВО. Например, обратился ветеран, у которого в ростовском госпитале не была подгружена справка, которая необходима для того, чтобы ему сделали федеральную выплату за ранение в размере 3 миллионов рублей. Наш социальный координатор связался с ростовским филиалом Фонда, тот вышел на госпиталь, и справка была успешно подгружена. Это не только пример решения вопроса на нашем уровне, это показательная история межрегионального взаимодействия между филиалами фонда.

И действительно, мы так и работаем. Очень часто сотрудники филиалов фонда приходят в крупные госпитали, которые находятся в Санкт-Петербурге, Москве, Ростове, посещают бойцов. Если они находят наших сахалинских ребят, они нам отправляют информацию, чтобы мы с ними связались, проконсультировали по мерам поддержки, оказали какую-то помощь. И часто так бывает, что, когда бойцы возвращаются на острова, мы уже знаем, кто к нам едет, в каком он состоянии. Это нужно для того, чтобы мы могли организовать встречу, если необходимо, привезти инвалидные коляски.

Вот, к примеру, еще один случай. К нам прибыл боец из Магадана, после ранения он передвигался на коляске. Мы его встретили, помогли ему приехать отметиться в войсковую часть, поселили его вместе с супругой у нас в гостиничном блоке. Жили они тут полторы недели. На самом деле люди даже не ожидали такого гостеприимства.

Как вы оцениваете включенность правительства, губернатора Сахалинской области в вопросы поддержки участников СВО и их семей? Как у вас выстроена коммуникация с региональной исполнительной властью, с законодательными органами?

Если мы говорим о правительстве Сахалинской области, то здесь просто стопроцентная вовлеченность. Именно правительство и лично губернатор Валерий Игоревич Лимаренко оказали полноценную поддержку, прежде всего, в открытии фонда и построении всей его инфраструктуры. Более того, у нас при фонде создана межведомственная комиссия, которую возглавляет Сергей Львович Байдаков, также в ней участвую все профильные министры - соцзащиты, здравоохранения, представители общественных организаций, представители войсковых частей. На такой большой межведомственной комиссии мы решаем вопросы, которые носят системный характер.

Члены правительства неоднократно проводили встречи с нашими демобилизованными, Валерий Лимаренко регулярно встречается с семьями участников СВО. Сергей Байдаков также постоянно проводит встречи с нашими демобилизованными, с семьями погибших. Это необходимо для того, чтобы слышать проблемы из первых уст, чтобы мы видели проблемные места в нашей системе, в законодательстве и в нашей работе в том числе, и для того, чтобы устранить все эти вопросы. И когда начнется массовая демобилизация, когда все наши бойцы приедут с победой домой, мы сможем уже бесшовно принять такое большое количество людей и отработать максимально эффективно.

Поэтому это не просто какой-то формальный подход, это реальная включенность в работу по поддержке участников СВО и их семей. В правительстве области нас действительно курируют и полноценно ведут.

В Сахалинской области для ветеранов СВО и членов их семей существует широкий спектр мер соцподдержки. Как, по вашему мнению, этих мер достаточно, или же есть не закрытые вопросы?

Да, действительно, и мы это понимаем, и посетители, которые приходят к нам, что в Сахалинской области существует очень широкий спектр мер поддержки. А самое главное - то отношение, которое есть у нас к ветеранам, к семьям погибших, редко встречается в других регионах. Это отмечается всегда и на всех встречах, на которых присутствуют высшие должностные лица. Однако тоже нужно понимать, что в процессе обращений граждан периодически всплывают определенные вопросов, требующие решения. Когда это приобретает системный характер, мы это выносим это на уровень межведомственной комиссии, и дальше этот вопрос решается на уровне правительства Сахалинской области.

Поэтому, да, периодически требуются определенные доработки, но у нас очень гибко работает правительство Сахалинской области в решении таких вопросов. Например, как это было с выплатой миллиона рублей для членов семей погибших участников спецконтингента частных военных компаний. Этот вопрос прописали в региональном законодательстве и включили в перечень получателей эту категорию граждан.  

Расскажите о своей недавней поездке в ДНР и обмене опытом с представителями других отделений ФЗО.

Основная цель этой поездки была показать людям, которые там живут и работают, что Дальний Восток на самом деле не такой «дальний». Под этой эгидой прошла вся наша поездка. В первую очередь мы должны были познакомиться с работой филиала фонда в Донецке, потому что у них самый масштабный штат на территории Российской Федерации - 250 социальных координаторов. При этом только их целевая аудитория составляет более 10000 подопечных. И здесь нужно сказать, что, конечно, очень тяжело работать их сотрудникам, потому что им нужно ориентироваться в двух законодательствах – старом и новом. При этом новые законы, новые порядки еще не начали работать в полную силу. 

Мы думали, что это у нас есть какие-то сложности в работе, но если посмотреть на то, как работают в Донецке, то я скажу, что у нас — это не сложности, это шероховатости. При этом они очень активно работают, им помогает администрация Дениса Владимировича Пушилина.

Мы проводили там обучение для социальных координаторов, где отвечали на множество вопросов. Мы рассказали о своих практиках. Будем откровенны, многие люди даже не знают о том, что представляет собой Дальний Восток, как у нас это происходит, на базе каких программ мы работаем. И после презентации Сахалинского региона очень многие подходили, благодарили за то, что они услышали. Они посмотрели, как работаем мы, взяли какие-то определенные реперные точки, на которые, может быть, они будут опираться теперь при своей работе. Естественно, они захотели посетить наш регион. 

Мы также посетили наш подшефный город Шахтерск. Пообщались там с социальными координаторами. Была очень душевная атмосфера. В Шахтерске нам рассказали пример помощи бойцам именно от правительства Сахалинской области. Обратился житель города Шахтерска, ветеран, с просьбой о помощи в восстановлении электропроводов, которые провисли после ледяного дождя. Правительство Сахалинской области отправило команду электриков для восстановления города после непогоды, и они помогли восстанавливать электроэнергию нашему ветерану города Шахтерска Донецкой Народной Республики.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру