«Мы делаем квантовый скачок» - ректор СахГУ рассказал о будущем кампусе СахалинТех

«Мы делаем квантовый скачок» - ректор СахГУ рассказал о будущем кампусе СахалинТех
фото: пресс-служба СахГУ

В конце февраля в Южно-Сахалинске состоялась стратегическая сессия «СахалинТех – Университет 4.0». Ее участниками стали представители СахГУ, правительства Сахалинской области, ученые институтов ДВО РАН, руководители и профессора Высшей школы экономики, Московского государственного технического университета имени Баумана, Московского физико-технического института, Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова, Медицинского института РУДН, Тихоокеанского государственного медицинского университета, а также специалисты Сбера и других индустриальных партнеров. Разделившись на группы, они два дня разрабатывали концепцию развития СахГУ и СахалинТех.

Проект кампуса СахалинТех реализуется по решению Президента России под эгидой Министерства образования и науки РФ. Завершение этой работы позволит создать в островном регионе университет четвертого поколения. Строительство кампуса мирового уровня было инициировано губернатором Валерием Лимаренко, чтобы закрепить молодежь на островах и повысить качество образования в регионе. Под руководством главы региона идет разработка «содержания» будущего университета 4.0.

Ректор Сахалинского государственного университета Александр Самардак в интервью МК на Сахалине рассказал о разработке концепции развития СахалинТех и ключевых направлениях деятельности будущего университета. По его словам, амбициозные проекты, реализация которых уже началась, в ближайшие годы поднимут вуз на качественно новый уровень, сделают его точкой притяжения для абитуриентов, студентов и молодых ученых, а также позволят внести существенный вклад в развитие экономики всей Сахалинской области.

Александр Сергеевич, расскажите, какие задачи вы перед собой ставили накануне стратегической сессии?

Мы поставили себе задачу разработать полноценную программу развития нашего университета на долгосрочный период, как минимум до 2035 года, с последующей реализацией под «зонтом» СахалинТех. Подчеркну, что СахалинТех — это шире, чем СахГУ, это, по сути, консорциум, куда зайдут филиалы других университетов, академические институты и индустриальные компании. И уже сейчас важно выстроить формы и правила взаимодействия в рамках этого консорциума и единого кампуса с учетом интересов наших партнеров.

Участие в работе над концепцией приняли специалисты Сбера, представители Высшей школы экономики, также мы собрали много экспертов из разных организаций, в том числе университетов и академических институтов. В сессии приняли участие порядка 70 человек, включая сотрудников СахГУ. Значительная часть участников были с материка. Мы хотели увидеть взгляд со стороны - как эксперты оценивают наш университет и наши планы, как они воспринимают идеи, которые мы предлагаем.

Мы очень серьезно подходим к формированию концепции будущего университета. Важно понимать, что строительство кампуса — это новая веха в истории всей Сахалинской области. Правительство и губернатор Валерий Лимаренко оказывают нам огромную помощь в этом процессе. Без их содействия и личного участия главы региона в формировании университета будущего, этот проект не был бы столь реальным и успешным.

Как была организована работа в ходе стратегической сессии?

Работа экспертов началась еще за несколько недель до стратсессии. Мы дистанционно связались с участниками, предоставили им все материалы, планы и идеи. Поэтому к началу сессии люди приехали уже подготовленными и уже в пeрвый день прозвучали доклады экспертов. И мы очень активно начали работу. В пeрвый день состоялась работа в группах по отдельным направлениям, во второй – формирование единой концепции развития университета.

Для начала мы определили в целом понимание структуры концепции развития как документа. Есть два варианта: создать концепцию как набор «политик» - кадровой, финансовой, образовательной, научной; либо как стратегию для достижения определенных результатов по приоритетным научно-технологическим направлениям. Мы выбрали второй вариант и в документе отразили, какого уровня развития науки и образования хотим добиться в регионе, какой эффект это принесет нашей области.

Какие ключевые направления легли в основу концепции?

В концепцию легли пять основных направлений развития университета. Пeрвые шаги по достижению результатов по всем пяти направлениям мы делаем уже сейчас.

Во-первых, для нас очень важно инженерное образование. В этом году мы запускаем Передовую инженерную школу в партнерстве с МФТИ и МГТУ им. Баумана. Мы совместно создаем водородный полигон - в мае-июне уже состоится его запуск, там мы будем готовить инженеров и отрабатывать водородные технологии. Кроме того, сейчас ведутся переговоры с Передовой инженерной школой Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова. Будет запущена сетевая образовательная программа по ряду инженерных направлений, в том числе для подготовки медицинских инженеров.

Второе направление — это цифровая платформа, цифровые сервисы. Здесь мы в целом прорабатывали концепцию цифровой трансформации университета, которая предполагает цифровизацию всех бизнес-процессов, определили этапность внедрения этих технологий во всех сферах жизни вуза. Эту работу мы уже начали совместно с фирмой «1С».

Третье направление — это технологическое предпринимательство. В процессе дискуссии мы расширили это направление до уровня предпринимательства в целом. Эта компетенция должна появиться в университете, сейчас она слабо представлена. Я думаю, что уже осенью совместно с Россельхозбанком мы запустим пeрвый конкурс для того, чтобы выявить активную молодежь и прокачать их предпринимательские навыки в области агробиотеха и фудтеха. При этом нашей целью остается развитие именно молодежного технологического предпринимательства.

Четвёртое направление — это креативные индустрии. Они имеют много общего с технологическим предпринимательством. Результатом работы в группе на стратсессии по этому направлению стало предложение по созданию центра пространственного проектирования в нашем университете. Речь идет о развитии новых трендов в градостроительстве, цифровых технологиях в строительной отрасли, применении креативных индустрий, в том числе для изменения городов и их событийной повестки.

И пятое направление — это социокультурное проектирование кампуса. Здесь мы рассматривали эффективное использование территории нового кампуса, буквально определяли, где у нас будут авто- и велопарковки, как мы будем перемещаться между институтами, лабораториями, аудиториями, как эти пространства эффективно использовать. Это направление неразрывно связано с креативными индустриями и цифровизацией. Уже в этом году мы планируем запустить программу дополнительного образования для взрослого населения, связанную с цифровым градостроительством и архитектурой, а в дальнейшем уже появится и программа высшего образования по этому направлению.

На стратсессии было решено продолжить работу по разработке концепции. Что планируется доработать в программе?

На самом деле эта работа идет постоянно и уже 14-15 марта состоится наша внутренняя стратсессия. Мы планируем собрать недостающие элементы концепции – это международное взаимодействие, научная и образовательная деятельность в целом. Мы их будем дорабатывать и собирать единую концепцию. Я думаю, что к маю у нас сформируется уже цельная программа, которую мы и представим министру науки и высшего образования России лично.

Вы сказали, что приняли стратегию достижения определенных, конкретных результатов. Можете обозначить какие-то целевые показатели, которые заложены в концепцию?

У нас есть долгосрочное видение. Мы хотим стать ни много ни мало университетом мирового уровня. Сейчас мы меняем подход к тому, что мы делали до этого - к образованию и к науке. Мы делаем квантовый скачок — переход от университета 1.0, где мы даем образование, сразу к университету 4.0, где мы ведем исследования на острие науки и приходим со своей экспертизой на площадки к партнерам и начинаем с ними совместную деятельность. Для этого мы оснащаем современный лабораторный корпус, где у нас будет оборудование под задачи партнеров – с ними прорабатываем линейку оборудования, подбираем ученых. К концу года появится ряд лабораторий, в которых уже начнется подготовка инженеров нового уровня по таким направлениям, как водород, нефтегаз, беспилотные системы, искусственный интеллект, экономика океана, климат и экология. И мы понимаем, что нельзя забывать и о международном взаимодействии, поэтому видим старт нового витка сотрудничества с зарубежными учеными именно в сфере климата и экологии.

Мы хотим быть передовыми. Мы выделили для себя приоритеты, они соответствуют приоритетам развития Сахалинской области. И мы готовимся к тому, чтобы сделать рывок по этим направлениям. А лакмусовой бумажкой того, что мы на верном пути, станет поток абитуриентов и студентов из материковой части России, стран СНГ и АТР. Сейчас это порядка 50 человек в год. Когда будет приезжать 500, значит, мы все правильно сделали.

Какие новые программы подготовки появятся в университете, отвечающие на запрос экономики Сахалинской области?

Уже в этом году мы запускаем новую для нас программу бакалавриата «Прикладная информатика», мы получили бюджетные места. Запускаем магистерскую программу «Водородные технологии» вместе с МГТУ им. Баумана. Самостоятельно запускаем две новых магистерских программы – «Нефтегазовое дело» и «Строительство», на них уже сейчас большой спрос.

Сейчас в проработке еще ряд программ как высшего, так и дополнительного образования. Возможно, мы успеем в этом году запустить по инженерному направлению профиль «Медицинский инженер».

Еще один актуальный вопрос – кадровый. Новый университет будет оснащен инновационным оборудованием, будут внедрены новые программы подготовки. Готов ли преподавательский состав СахГУ к таким переменам?

Мы активно работаем в этом направлении. В ближайшее врeмя несколько наших преподавателей и студентов поедут в МФТИ, они там пройдут подготовку для работы на водородном полигоне. Это те люди, которые в будущем будут обучать других студентов полученным навыкам, передавать знания. Этой весной мы запускаем программу повышения квалификации наших сотрудников в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030. Дальний Восток». Будут выделены средства на то, чтобы наши преподаватели проходили подготовку и повышение квалификации в ведущих вузах страны по тем приоритетам, которые я обозначил.

Кроме того, мы сейчас усиливаем подготовку в аспирантуре. Скоро появится ответственный сотрудник, который будет отвечать за работу с аспирантами. Сейчас у нас их 22 человека. Его задача – сделать эту работу эффективной и результативной. Это будет способствовать закреплению молодежи в вузе и усилению кадрового состава. В наших институтах введены ставки ассистентов для молодых специалистов и сейчас продумываем программу, как их мотивировать, как их финансово поддерживать, чтобы они оставались у нас в университете, а не искали работу в другом месте.

И еще один шаг для укрепления нашего профессорско-преподавательского состава — это приглашение ведущих ученых на появляющиеся новые позиции в рамках Передовой инженерной школы. В конкурсе на вакансии заведующих лабораториями могут принимать участие и наши штатные сотрудники при условии соответствия критериям отбора.

Вы уже упомянули программу «Приоритет-2030», в которой участвует СахГУ. Разъясните, как ее реализация коррелирует с созданием СахалинТех?

Развитие университета в рамках программы «Приоритета-2030. Дальний Восток» подразумевает, что мы за несколько лет, пока мы в программе, шагнем на новый уровень, проведем комплексную трансформацию вуза. И нам нужно в кампус СахалинТех войти уже в новом качестве, сильным узнаваемым университетом, с новыми программами, с высоко квалифицированными кадрами, с новыми лабораториями. «Приоритет-2030» позволяет сейчас это сделать. Он дает возможность эффективно двигаться к более мощной устойчивой конструкции, которая будет на одной платформе объединять разных игроков из сферы образования, науки, технологий и бизнеса.

И в заключении, можете немного заглянуть в будущее и рассказать, что увидит студент, поступивший в СахГУ в 2027 году?

Студенты увидят современный оборудованный кампус и комфортабельный студенческий городок. В новых учебных помещениях, лабораториях с новым оборудованием их встретят высококлассные преподаватели и исследователи. У студентов будут все условия для учебы, исследований, творчества, спорта и отдыха. Все это даст молодежи новые возможности для своего развития и раскрытия талантов. Более того, мы предложим им новые форматы обучения. Это проектное обучение, командная работа, это развитие «мягких навыков», включая коммуникативные способности, креативность, риторику и умение самопрезентации. К слову, для этого мы сможем использовать площадку филиала Театрального института им. Бориса Щукина, одного из лучших творческих вузов страны. Другими словами, у будущих студентов будет все то, что нужно для построения успешной карьеры и продвижения своих проектов.

У меня нет сомнений, что новый кампус трансформирует Южно-Сахалинск, сделает его городом студентов и талантливых людей, интеллектуальным центром, где рождаются новые идеи, технологии, изобретения, где проходит очень много интересных меняющих жизнь к лучшему мероприятий и событий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру