Этот день в истории Сахалина и Курил, 3 августа: Г. И. Невельской доказал, что Сахалин — остров

Этот день в истории Сахалина и Курил, 3 августа: Г. И. Невельской доказал, что Сахалин — остров
Фото: pxhere.com

«МК на Сахалине» рассказывает о знаменательных событиях в истории Сахалина и Курил, которые произошли 3 августа.

1849 год

В этот день, 3 августа (22 июля), 1849 года Г. И. Невельской доказал, что Сахалин — остров.

До исследования Г. И. Невельским многие ошибочно полагали, что Амур в своем устье не судоходен, а Сахалин — полуостров. Такие выводы сделали исходя из исследований иностранных мореплавателей Ж. Ф. Лаперузу и У. Р. Броутону, которые — первый в 1787 году и второй в 1796 году — из-за встреченных ими малых глубин не смогли пройти на север Татарским проливом и потому посчитали Сахалин полуостровом. В 1849 году в ходе своей экспедиции Г. И. Невельской открыл судоходный пролив между Сахалином и материком.

К этой географической ошибке присоединился и И. Ф. Крузенштерн, который в 1805 году также не смог найти устье Амура, пройти Татарским проливом с севера на юг. Между тем вопрос о судоходстве Амура возникал всё чаще в связи с торговлей с Китаем. В 1846 году исследования устья Амура и Татарского пролива были предприняты Российско-Американской компанией. В результате этих исследований Николай I получил донесение от подпоручика корпуса флотских штурманов Александра Гаврилова, командовавшего бригом «Константин», о том, что Амур не имеет никакого значения для России из-за недостаточных глубин и что Сахалин — полуостров. Царь принял резолюцию: «Вопрос об Амуре, как реке бесполезной, оставить». Правительство перестало интересоваться проблемами Амура, Сахалина и Приамурского края.

В 1848 году Охотским побережьем заинтересовались американцы с целью устройства там своих китобойных баз. В 1849 году в Охотское море вышло 154 американских корабля. Становилось ясно, что русское влияние на этом побережье необходимо было закрепить как можно быстрее. Геннадий Иванович Невельской добился скромного назначения командиром строившегося военного транспорта «Байкал», который должен был доставить грузы в Петропавловск-Камчатский, а затем остаться для несения сторожевой службы в Охотском море. Невельской также просил разрешения начальника Главного морского штаба после доставки груза пройти к Сахалину, и провести исследования в устье Амура. Благодаря исключительной энергии Г. И. Невельского и его помощника лейтенанта П. В. Казакевича постройка «Байкала» была закончена на несколько месяцев раньше срока. Невельской вышел из порта Кронштадт раньше назначенного, чтобы выигранное время использовать на исследование Амурского лимана.

30 мая (11 июня), сдав все привезенные грузы и приняв балласт, он вышел в море. 12 (24) июня увидел восточный берег Сахалина. 27 июня (9 июля), подойдя к мысу Головачева на северо-западном берегу Сахалина, приступил к описи и промеру. Казакевич на шлюпке прошёл в устье Амура, а сам Невельской на трех шлюпках и байдарке прошел с севера до устья Амура — тех мест, до которых Лаперуз и Броутон доходили с юга. Это случилось 22 июля (3 августа) 1849 г. Таким образом, было доказано, что устье Амура судоходно и что Сахалин не полуостров, а остров.

Удачным дополнением к открытию судоходного пролива между Сахалином и материком стали найденные русскими моряками фарватеры, по которым в устье Амура могли бы заходить суда как с севера, так и с юга. 8 (20) августа Невельской пошел на север и, по пути подробно описав заливы Счастья и Св. Николая, 3 (15) сентября прибыл в Аян, где «Байкал» уже считали погибшим. Только здесь, в Аяне, Невельской получил утвержденную Николаем I инструкцию сделать то, что было уже сделано — идти в Амурский лиман для проверки описи Гаврилова. 4 (16) сентября в Петербург был послан курьер с донесением о результатах работы Невельского. Когда это донесение «дошло до Петербурга, то ему не поверили, и более других усомнились в истине граф Нессельроде и управляющий в то время делами Северо-Американской компании адмирал Врангель». Для освоения Приамурского края и Сахалина, поисков более удобных стоянок для зимовки кораблей Г. И. Невельской вместе с женой Екатериной Ивановной и своими соратниками Н. Бошняком, Д. Орловым, Н. Рудановским провел еще две экспедиции на Дальний Восток.

Амурская экспедиция оказала огромное влияние на судьбу российского Дальнего Востока, в том числе и Сахалина. Исследования на транспорте «Байкал» в 1849 году позволили опровергнуть мнение о полуостровном положении Сахалина и доказать, что Амур доступен для морских судов. В течение пяти лет участники Амурской экспедиции детально изучили бассейн Нижнего Амура, начали топографическую съёмку этой местности, собрали ценные сведения о населении, флоре и фауне Приамурья и Приморья, об их внутренних водных и сухопутных маршрутах. Офицеры экспедиции впервые правильно нанесли на карты материковый и сахалинский берега Татарского пролива, устранив неточности и ошибки иностранных мореплавателей конца XVIII века. В ходе исследований на Сахалине были открыты месторождения каменного угля, описано побережье, составлены первые карты южной и средней части острова, начаты метеорологические наблюдения. Офицеры экспедиции провели перепись аборигенного населения Сахалина — нивхов и айнов, положив начало изучению их быта, языка и культуры. Амурская экспедиция создала предпосылки для дальнейшего научного изучения, заселения и экономического освоения Приамурья, Приморья и Сахалина.

1910 год 

Также в этот день в 1910 году на Сахалине образовалась Таможенная служба.

Поражение России в Русско-японской войне 1904-1905 гг. привело к прекращению единоличного русского владения островом Сахалин. По условиям Портсмутского мирного договора (1905 год), Россия уступила Японии южную часть острова. В новых условиях изменились приоритеты правительственной политики на Дальнем Востоке. Отечественные промышленники теперь рассматривали дальневосточные окраины как стабильный рынок сбыта своих товаров. Закон 16 (29) января 1909 году, которым отменялось порто-франко в Приамурском крае, сохранил беспошлинный ввоз товаров в местности севернее устья Амура, на Камчатку и Сахалин. 1 (14) июня 1910 года одобренный Государственной думой и Государственным советом закон об отпуске из Государственного казначейства средств на установление в портах Петропавловск и Александровск таможенного надзора был подписан императором.

Исторической датой образования Сахалинской таможни считается 3 (16) августа 1910 года, когда Правительствующим сенатом было опубликовано распоряжение Министерства финансов «Об открытии в Приамурском таможенном округе Петропавловской и Александровской таможенных застав». В 1912 году на берегу залива Чайво была образована погранично-таможенная застава, контролировавшая отправку грузов на материк и в иностранные государства. 16 мая 1925 года в Александровске-Сахалинском была образована портовая таможня. Следующее упоминание о таможенной службе на Сахалине встречается в приказе Народного комиссариата внешней торговли СССР №60 от 5 февраля 1938 года, согласно которому было ликвидировано дальневосточное отделение Главного таможенного управления, а руководство таможенными учреждениями и постами было возложено на Владивостокскую таможню, в состав которой вошли таможни и таможенные посты, в числе которых упомянуты Александровская на Сахалине с постами в Агнево, Владимировке, Дуэ, Пильво и Охинская на Сахалине с постами в Даги, Катангли, Конги-Монги, Ныйво, Пильтун, Чайво. На юге Сахалина первым таможенным органом стала Корсаковская таможня. Она была образована приказом Народного комиссариата внешней торговли СССР от 17 декабря 1945 г. № 339.

В последующие годы система таможенных органов на Сахалине развивалась и совершенствовалась. В настоящее время Сахалинская таможня — это крупнейшая таможня Дальнего Востока, созданная в соответствии с приказом Государственного таможенного комитета России от 22.04.1998 года № 245 «О создании Сахалинской таможни» в результате реорганизации и слияния Южно-Сахалинской, Корсаковской, Холмской, Невельской таможен.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру