«МК на Сахалине» рассказывает о знаменательных событиях в истории Сахалина и Курил, которые произошли 30 июля.
2004 год
30 июля в 2004 году в Южно-Сахалинске открылся Музей истории Сахалинской железной дороги.
В этот день, 30 июля, в 2004 году в Южно-Сахалинске состоялось торжественное открытие Музея истории Сахалинской железной дороги. Идея его создания принадлежала начальнику Сахалинской дороги Михаилу Заиченко. Музей был открыт в Доме культуры железнодорожников.
В создании музея принимали участие специалисты управления, семьи железнодорожников, представители Государственного архива Сахалинской области, Дома культуры железнодорожников. Директором музея стал почетный железнодорожник, бывший руководитель Южно-Сахалинского локомотивного депо Юрий Аркадьевич Проселков.
Музей является уникальным как для ОАО «РЖД», так и для всей России. Ведь именно железнодорожная техника Сахалина является абсолютно неповторимой, из-за особой истории развития дороги, специфичной узкой колеи, отличной от всей железнодорожной колеи Российской Федерации.
В музее множество уникальных и интересных экспонатов — различные документы, униформа, системы связи и сигнализации — от колоколов до керосиновых фонарей и т.д. Поиск старой железнодорожной техники не прекращается ни на один день. В пополнении музейного фонда участвуют коллекционеры, любители старины, ветераны железной дороги.
Одним из самых ценных экспонатов железнодорожного музея является паровоз «D51-22» постройки завода «Nippon Shario kfo» (Япония) 1949 г. Всего за 1949—1950 годы для Южно-Сахалинской железной дороги в Японии было изготовлено и поставлено 30 паровозов серии D51 колеи 1 067 мм, которые работали на острове до начала 1970-х годов.
Грузопассажирский паровоз «D51-22» был установлен на привокзальной площади Южно-Сахалинска в июле 1992 года. В августе 2005 года для посетителей открылась площадка натурных образцов железнодорожной техники в районе станции Южно-Сахалинск — Пассажирский. Среди них — гордость музея снегоочиститель «Вадзима» С/О 28, построенный в Японии в 1939 году. Снегоочиститель колеи 1067 мм работал на Сахалине до конца 1980-х годов. Передан в музей в 2005 году.
Ценным экспонатом музея является и паровоз «4 -78» постройки Новочеркаского локомотивостроительного завода им. С. М. Буденного 1937 года. Паровоз колеи 750 мм работал на острове с 1940 по 1945 годы на вывозке угля с шахты, был обнаружен участниками туристско-краеведческого клуба «Пилигрим» в Александровск-сахалинском районе у заброшенного поселения Агнево-Рудник. После реставрации в Южно-Сахалинском тепловозовагоноремонтном заводе в 2008 году паровоз был установлен на музейной площадке.
1996 год
Также в этот день 30 июля в 1996 году был введен в эксплуатацию рыбоконсервный завод компании «Тунайча».
Строительство рыбоперерабатывающего завода было начато 18 ноября 1995 года. С его запуском была полностью решена проблема береговой рыбообработки. Обслуживающий персонал завода — пятьдесят человек, из них директор, мастер и два наладчика — американцы. Оборудование, доставленное партнером «Тунайчи» из США, не имело в то время аналогов в России и позволяло выпускать продукцию на уровне мировых стандартов. Сегодня ООО Компания «Тунайча» является одним из наиболее известных в России и за рубежом рыбопромышленных предприятий, расположенное в экологически чистом районе на берегу залива Мордвинова на юго-востоке острова Сахалин.
Предприятие было основано еще в 1990 году. Компания «Тунайча» получила свое название в честь озера, на котором происходил промысел в самом начале работы компании. Озеро называют «Жемчужиной Сахалина», потому что оно является вторым по общей площади и самым глубоким озером острова. В нем обитает 29 видов рыб из 13 семейств, в том числе 9 видов лососёвых, включая редкого сахалинского тайменя. Кроме самого озера в районы промысла входят Залив Терпения, Залив Мордвинова, 7 рек и протока Красноармейская. Общая протяжённость промысловых участков достигла почти 30 км.
Начиная с первых дней своей работы, руководством была сделана перспективная ставка на развитие собственной инфраструктуры (современной перерабатывающей базы) и внедрение передовых технологий, с целью обеспечения высочайшего качества выпускаемой продукции. Постепенно закупались новейшие автоматизированные линии, велись переговоры с зарубежными коллегами и партнерами, в том числе и с американской компанией «Wards Cove Packing Company». Так, в 1995 году было создано российско-американское СП «Тунайча-Уордс Коув». Результат сотрудничества — консервный завод на базе американского оборудования, производительностью 220 банок в минуту. Так небольшой деревянный сарайчик, который в далеком 1990-м году выполнял функцию цеха по переработке рыбы, преобразовался в крупное современное предприятие с собственными холодильными и морозильными мощностями, консервным заводом и икорным цехом.
В настоящее время, бренд «Тунайча» объединяет группу компаний с более чем десятилетним опытом работы на рынке добычи и переработки рыбо— и морепродуктов высочайшего качества. Тесное сотрудничество со всеми крупными игроками российского рынка (ОАО ПКП «Меридиан», ГК «Русское море», ЗАО «Прод-Оптима», ООО «Олива-Факел», ВОИИ «Синтез» и др.) говорит о высоком статусе компании в рыбодобывающей отрасли. Компания «Тунайча» завоевала доверие покупателей, выпуская продукцию высокого качества, отвечающую всем международным санитарным требованиям. На сегодняшний день поставки рыбной продукции осуществляются в Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, Челябинск, Нижний Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Орел, Пермь, Хабаровский край, на Камчатку и в Приморье, Алтайский край и Амурская область, налаживается сотрудничество с Республикой Крым.