Этот день в истории Сахалина и Курил — 8 марта: кровавая бойня на Танфильева

Этот день в истории Сахалина и Курил — 8 марта: кровавая бойня на Танфильева
Фото: unsplash.com

«МК на Сахалине» рассказывает о знаменательных событиях в истории Сахалина и Курил, которые произошли 8 марта.

1994 год 

8 марта 1994 года на заставе на южнокурильском острове Танфильева военнослужащие Бельцов и Агдашев во время несения караула открыли огонь по своим сослуживцам, после чего в течение нескольких часов отстреливались от пограничников, пытавшихся их задержать. Шестеро пограничников убито, трое ранено. Подбит высланный на подмогу командованию вертолет Ми-8. Виновники задержаны, сообщает «Коммерсантъ».

Остров Танфильева – самый близкий из островов Курильского архипелага к японскому острову Хоккайдо. В наиболее узком месте пролива, отделяющем эти острова другу от друга, расстояние между ними составляет всего четыре километра. Там и находится застава № 1. 

В тот день в шесть часов утра вся застава спала, кроме трех человек. Д. Бельков был часовым заставы, А. Богдашин – дежурным по заставе и дизелист А. Михеев. Хронику тех событий восстановила газета «Рыбак Сахалина». По данным источника, в шесть утра Бельков самовольно покинул пост и отправился к своему другу Богдашину, который предложил расправиться с «оборзевшими дедами». Они вышли в просторный вестибюль, находившийся в центре здания и одновременно являвшимся плацем для занятий строевой подготовкой, и дали несколько очередей из автоматов по стене, за которой находилось спальное помещение.

От пуль во сне погиб сержант Кабардинов. Богдашин и Бельков затем автоматными очередями расстреляли пытавшихся выбраться из спальни рядовых Н. Базарова и В. Шорохова, сержанта М. Беляева, тяжело ранили в живот А. Варникова, скончавшегося позднее от потери крови.

Когда закончились патроны в рожках, убийцы побежали в оружейку за боеприпасами. Воспользовавшись удобным моментом, рядовые Н. Копылов и А. Свинин, оба раненые, убежали из спальни и спрятались на складе за мешками с мукой. Огневая передышка спасла им жизнь. Двое – сержант Архипов и рядовой Шангин в тот момент успели скрыться в энергоблоке, где стояли в ряд несколько дизелей. Но Богдашин и Бельков заметили, куда спрятались их, как они считали, главные обидчики. Богдашин открыл дверь в энергоблок и дал длинную очередь, тяжело ранив в ногу Шангина. Заходить внутрь не стали, побоявшись получить отпор. Архипов перенес раненого Шангина в темную душевую и тем самым спас жизнь товарищу.

Архипов мог спастись, у него была возможность убежать с заставы, но сержант этого не сделал, так как хотел спасти оставшихся в живых пограничников. Он бросился к складу вооружения, молотком сбил висячий замок, а вот внутренний замок сломать не успел. Шум услышали убийцы. Увидев их, Архипов побежал на заставу, но одна из пуль догнала его. Уже раненого, лежавшего на земле сержанта, по приказу Богдашин, в упор расстрелял Бельков.

После того как смолкли выстрелы, к ним пришел дизелист Михеев, до этого прятавшийся за птичником. Во время следствия он объяснил свой поступок тем, что якобы хотел уговорить вчерашних друзей сложить оружие и сдаться. Но те его не только не послушали, но даже заставили под угрозой расстрела помогать им. Так дизелист стал невольным сообщником убийц, хотя крови на его руках не было.

Попав на склад вооружения, троица забрала с собой снайперскую винтовку, ручную гранату, пулеметы и автоматы. Около 10 часов утра на горизонте показался патрульный пограничный вертолет, экипаж которого летел на остров Танфильева, чтобы узнать причины стрельбы на заставе и почему горят хозяйственные постройки. Не долго думая, Бельков выпустил по нему автоматную очередь, но промахнулся. Тогда Богдашин ударил по МИ-8 из пулемета. Вертолет снизился, а затем упал за одним из холмиков и загорелся. Решив, что экипаж погиб, троица вернулась на заставу, видимо, для того, чтобы убить всех оставшихся на ней живых людей как ненужных свидетелей.

Но экипаж не погиб. Командир А. Тищенко и бортмеханик А. Шишов вынесли из горящего вертолета раненых и обожженных, а затем спрятали их за небольшим холмиком. Они ещё не понимали, что происходит на острове. Тищенко и Шишов, не скрываясь, пошли на заставу. Увидев там окровавленные трупы, повернули назад. В этот момент их заметили убийцы, открывшие по ним огонь. К счастью, ни одна из пуль не попала в вертолетчиков.

В сложной ситуации оказался командир Н. Соломахин. Услышав первые выстрелы, он было пошел из жилого дома в казарму. Однако, его заметили и дали по нему автоматную очередь. Капитану пришлось вернуться в дом. Во время огневой паузы ему удалось пробраться на заставу, но, увидев там убитых, снова вернулся домой. Взяв охотничье ружье, вместе с мичманом В. Солодовниковым, поварихой Е. Афанасьевой и ее маленькой дочкой ушел в расположение маневренного пункта базирования сторожевых катеров, где и поднял тревогу.

Отдохнув, обвешанные оружием убийцы, прихватив с собой А. Михеева, отправились к военным морякам. По их версии – чтобы сдаться, что маловероятно. По версии пограничного командования – для захвата катера и ухода на нем в Японию.

После сигнала тревоги командование Южно-Курильского погранотряда отправило на Танфильева два вертолета с группой десанта в количестве 37 офицеров и прапорщиков. Им было приказано арестовать всех, кто был причастен к кровавой бойне на заставе. Когда виновники массового расстрела столкнулись с «десантниками», то растерялись и побросали оружие. Их связали, а потом на вертолете отправили на Горячий Пляж.

По данным газеты «Коммерсантъ», стрелять по сослуживцам пограничников побудила обида, вызванная неуставными отношениями между солдатами. Однако сотрудник пресс-службы штаба пограничных войск России Андрей Алешин тогда заявлял, что, по его мнению, «вероятность того, что разборка на границе вызвана неуставными отношениями, составляет не больше 10%». ГАлешин аргументировал свое заявление тем, что один из стрелявших служил достаточно длительное время и притеснений от старослужащих солдат испытывать не мог. На границе такой инцидент произошел впервые, хотя в других родах войск не раз фиксировались случаи, когда солдаты по каким-либо причинам расстреливали своих сослуживцев. 

Следствие по этому делу длилось долго.  В итоге военный трибунал приговорил Богдашина и Белькова к длительным срокам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Михеев, не участвовавший в расстреле своих товарищей, получил мягкий приговор. 

Капитана Соломахина уволили из погранвойск, предварительно обвинив его в трусости и плохом командовании заставой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру