«Могут быть жертвы»: ученые СахНИРО объяснили, почему не нужно расширять протоку Тунайчи

«Могут быть жертвы»: ученые СахНИРО объяснили, почему не нужно расширять протоку Тунайчи
Фото: Ирина Чеснокова

Ученые СахНИРО рассказали, что расширение протоки к озеру Тунайча и попадание в него морской воды будет иметь катастрофические последствия для всего живого в озере и даже, возможно, для людей. 

Оказалось, что в последнее время общественность задумалась об экологическом состоянии озера, а в качестве предупреждения превращения его в болото, предложили расширить протоку и вернуть ей русло, которое было до постройки автомобильного моста 50 лет назад. Но думать об этом надо было раньше, считают ученые. 

Дело в том, что водная толща в озере Тунайча двухслойная, и слои не перемешиваются между собой. Верхний слой составляет 12-15 метров, и его соленость составляет 2,2–2,6 psu. В нем живут все водные обитатели озера, этот слой богат кислородом.

Нижний слой более соленый — 10-12 psu. Там нет кислорода, и живут только анаэробные бактерии. Они перерабатывают органические вещества, которые поступают в озеро от животных и растений. А кроме того, в нем скопилось много метана и сероводорода — в 2002 году концентрация последнего достигала 300-320 мкг/л. Последние 20 лет исследования не проводились, но ученые предполагают, что они сейчас еще выше. 

При этом острое отравление сероводородом наступает уже при концентрациях в 200-300 мкг/л, концентрация более 1000 мкг/л смертельна для человека. Для водных объектов хозяйственного и бытового пользования предельно допустимая концентрация сульфидов и сероводорода составляет 50 мкг/л, а рыбохозяйственых — не более 5 мкг/л. И пока водную толщу ничего не беспокоит, ситуация остается стабильной.

В качестве показательного примера ученые привели озеро Абашире на острове Хоккайдо, которое является клоном озера Тунайча. Во время сильных нагонных ветров происходит «голубой прилив» и в протоку попадает морская вода. Она стекает на дно озера, поскольку ее соленость выше, и вытесняет воды нижнего слоя наверх. В результате происходит катастрофа — сероводород и метан высвобождаются и губят все живое, нанося вред рыбному хозяйству. А бактерии из нижнего слоя попадают наверх и сильно затормаживают восстановление водной биоты верхнего слоя. 

«При этом следует отметить, что «голубые приливы» случались в озере Абашири не менее 1 раза в год, а это значит, что резерв сероводорода и метана был небольшим (всего однолетний запас). А что будет в озере Тунайча, где сероводород и метан запасались более 50 лет? При этом глубина в озере Тунайча значительно больше, чем в озере Абашири (более 40 м против 19 м), а значит запас токсичных газов, растворенных в воде, будет еще выше», — заметили ученые. 

Это все может привести к гибели рыбы, креветки, краснокнижного тайменя, околоводных птиц, корбикулы, запас которой в озере составляет 100 тыс тонн. Вместо совершения необдуманных действий ученые предлагают заново исследовать гидрологические характеристики озера, его химический состав, микробиом, биогенные элементы и живые организмы. И только после этого принимать какие-либо решения. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру