Многомиллионные долги привели к банкротству

Многомиллионные долги привели к банкротству
Фото: Алексей Иванов

Сахалинская компания «СПИРО», взявшая на себя выполнение госконтрактов по строительству объектов на Парамушире в рамках ФЦП развития Курильских островов, не справилась с обязательствами. На организации уже висят долги на миллионы рублей. УФНС по Сахалинской области инициировало в областном арбитраже банкротство «СПИРО», однако дело зависло.

Единственный подрядчик по госзаказам в рамках строительства ряда объектов на Парамушире, ООО «СПИРО», уже отстранено от работ из-за ряда нарушений и срыва сроков. Однако сложности с этой компанией продолжаются. Как сообщают СМИ, «СПИРО» задолжала миллионы рублей своим контрагентам и государству. УФНС по Сахалинской области подало в арбитраж Сахалинской области заявление о признании «СПИРО» банкротом — налоговые долги компании уже превышают 30 млн рублей, и это не предел.

При этом «СПИРО» все еще не банкрот, и свои долги не возвращает — дело уже полгода находится в арбитраже и с места не двигается. Но почему? Мы попытались разобраться.

«СПИРО» взяла на себя возведение объектов на Парамушире в рамках Федеральной целевой программы по развитию Курильских островов (ряд контрактов были заключены еще в 2019 году). Эту стратегически важную задачу поставил президент страны Владимир Путин. Проблема в том, что Курилы — самая отдаленная часть России. Второй важный момент — рядом государственные границы. А климатические и экономические условия жизни на островах сложные. ФЦП была утверждена для того, чтобы поднять качество жизни курильчан. Для этого на Парамушире должны были появиться новые школа, больница, жилые дома — вся важная инфраструктура. Но «СПИРО» уличали в нарушениях технологий строительства и неоднократном срыве сроков.

А еще — взлетно-посадочная полоса. Этому объекту власти Сахалинской области уделяли максимальное внимание, поскольку было необходимо как можно быстрее наладить транспортное сообщение между Сахалином и Курилами. Пока до острова можно добраться только по морю (а это 20 часов, и только в хорошую погоду) или вертолетом (1,5 часа) от Петропавловска-Камчатского. Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко высказывал недовольство по поводу того, что, фактически, Курилы более доступны для Камчатки, чем для Сахалина: «С точки зрения логистики туристы, которые приезжают в Южно-Сахалинск, уже не могут полететь на этот курорт. Это будет курорт тогда камчатский, потому что оттуда можно прилететь». Делалось все, чтобы запустить самолеты в Северо-Курильск на Парамушир из Южно-Сахалинска — но безуспешно. Строительство посадочной площадки на Парамушире тоже было сорвано. Министр транспорта Сахалинской области Валерий Спиченко не раз сообщал, что со «СПИРО» пытаются урегулировать спорные моменты, несколько раз продлевались сроки выполнения работ. Но полоса так и не построена. 

Властям пришлось еще и не раз разбираться с конфликтными ситуациями между «СПИРО» и рабочими. Например, в апреле 2021 года около 120 работников «СПИРО» отказались выходить на работу, возмущаясь условиями и требуя погасить долги по зарплате. Тогда прокурор Сахалинской области и руководитель следственного управления СК России по Сахалинской области лично общались с рабочими по видеоконференцсвязи, а по фактам нарушений было возбуждено уголовное дело по статье 145 УК РФ «Невыплата заработной платы».

Еще в 2020-2021 годах к «СПИРО» были предъявлены судебные иски от различных контрагентов, на миллионные суммы. В том числе от ГКУ «Дирекция по реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области», МУП «Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа», ООО «Северо-Курильский морской порт», муниципальное казенное предприятие Северо-Курильского городского округа «Автодор». Что-то было взыскано, по каким-то спорам еще идут разбирательства или есть исполнительные производства.

Крупный иск к «СПИРО» пришел по заявлению исполняющего обязанности Сахалинского транспортного прокурора: в отношении ООО «Спиро» летом 2021 года было возбуждено дело об административных правонарушениях по части 7 статьи 7.32 КоАПП. К компании были претензии по поводу срывов сроков в рамках контракта по строительству взлетно-посадочной полосы на Парамушире. Мировой судья участка № 22 Северо-Курильского района удовлетворил требования чиновников и взыскал со «СПИРО» 108 млн рублей (это еще половина полагающегося штрафа, суд пожалел компанию как представителя мелкого и среднего бизнеса). Северо-Курильский районный суд Сахалинской области это решение подтвердил в декабре 2021 года, отказав в жалобе руководителя ООО «СПИРО» Евгения Плетенского.

Суд подчеркнул, что нарушения, ставшие основанием для штрафа, «выявлены в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере закупок для обеспечения государственных нужд при реализации мероприятий программы, проведенных Сахалинской транспортной прокуратурой». К тому же не только прокуратура, но и аэропорт АО «Южно-Курильск», как заказчик, выносил «СПИРО» предписания об устранении нарушений. Суд также отметил, что посадочная площадка в Северо-Курильске является «социально значимым объектом, так как авиационный транспорт является единственным транспортом круглогодичного использования, является альтернативным средством сообщения с остальными пунктами Сахалинской области и Дальнего Востока».

Есть и другие немалые суммы претензий. В январе 2022 года ГКУ «Дирекция по реализации федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области» подала еще пару исков: на 10,7 млн рублей и на 113,5 млн рублей — это уже по контракту на строительство многоквартирных домов в Северо-Курильске.

Все эти миллионные долги, повисшие на «СПИРО», должен будет учесть суд в рамках процедуры банкротства. Но пока суд не начал рассматривать процедуру. Возможно, у исполняющей обязанности начальника УФНС Анастасии Насыйровой есть какая-то тактика в этом вопросе — трудно объяснить, почему налоговый орган до сих пор об этих долгах не заявил в суде, а также почему налоговики сами же и оттягивают старт рассмотрения дела по существу. Областное УФНС каждый раз просит перенести заседание, мотивируя тем, что со «СПИРО» вот-вот будет заключено мировое соглашение, чтобы компания добровольно сама погасила налоговые долги. А как же быть тогда с остальными долгами? Ведь их «СПИРО» не гасит.

А ведь, фактически, деятельность ООО «СПИРО» оказалась не созидательной, а разрушительной для Курил. Работы так и не были завершены. Ни жилые дома, ни школа и больница, ни взлетная полоса не сданы в эксплуатацию. Со «СПИРО» сейчас расторгнуты все госконтракты, деятельность общество не ведет. Ожидаются новые конкурсы на выполнение данных госконтрактов. «СПИРО» участвовать в этих тендерах уже не будет.

Как уже объявили власти, из-за всех проволочек в строительных работах пришлось менять планы социально-экономического развития Курильских островов. Как сообщил замминистра экономического развития Сахалинской области Сергей Карпенко, выступив перед областной думой, уже скорректированы финансовое обеспечение, мероприятия ФЦП по развитию Курильских островов и показатели результативности. Потому что, пока годами длилось ожидание сдачи объектов на Парамушире, уже изменились и возможности областного бюджета, уменьшилось финансирование.

Думается, арбитражу не стоит давать компании-нарушителю уходить от ответственности. Затягивание решения вопроса выглядит словно сговор, ведь суд соглашается и заседания переносит. Но разве сейчас то время, когда нужно проявлять жалость к недобросовестным компаниям? Бюджет нуждается в деньгах, значит, их нужно возвращать, и оперативно. Если органы прокурорского надзора возьмутся проверить ситуацию с банкротством «СПИРО», не найдут ли они здесь коррупционной составляющей?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру