Сахалинский архиепископ рассказывает об образе матери в христианстве

Сахалинский архиепископ рассказывает об образе матери в христианстве

29 ноября россияне отмечают самый нежный праздник - День матери. Посвященную этой теме беседу глава нашей островной епархии неожиданно начал с песни о маме из советского детского мюзикла. Итак, сегодня мы говорим об образе матери в христианстве и в традиции Русской православной церкви с архиепископом Южно-Сахалинским и Курильским, владыкой АКСИЕМ.

 

Спасение через чадородие

- Материнство, конечно, великий дар, который Бог преподнес человеку.

- Все религии мира сходятся в этом. Естественно, что христианство относится к материнству с такой же позиции. Самое главное, самое важное, что мы имеем, - жизнь (и собственная, и жизни других людей).

И ветхозаветное и новозаветное время дает нам много образцов добрых семей и добрых матерей. Сам Господь сказал о том, что женщина спасается через чадородие. Нужно заметить, что для Адама и Евы, пребывавших в Раю, образ (способ) рождения детей еще не был определен. Как будет происходить появление человека в этот мир, на этот свет, был определен после грехопадения и стал связан с перенесением тягот и болей. Но у апостола Иоанна Богослова (который никогда не был женат и оставался девственником от чрева матери и до своей кончины) есть замечательные слова о том, что жена, рождая, терпит боль и страх, но затем от радости рождения уже не помнит ни боли, ни страха. И это действительно так!

Христианский образ матери в первую очередь связан с Богородицей, поскольку она явилась Матерью самого Бога, пройдя все этапы материнства: выносила во чреве, родила и воспитала. Евангелие свидетельствует, что ее сердце даже временами возмущалось поведением Сына, например, когда двенадцатилетний Христос без спроса ушел от своих родителей в синагогу поучать иудейских старцев. О воспитании Христа родителями Евангелие умалчивает, но Богородица, разумеется, несла все те заботы, которые ложатся на материнские плечи. Но самое тяжелое, что ей пришлось перенести - это увидеть смерть собственного Сына. Когда мы рассуждаем о страданиях Христа, мы порой забываем о скорби и сердечной боли Его Матери. А ведь когда она узнала, что станет матерью Бога, сердце ее необычайно взволновалось (до этого она лишь мечтала служить той, что удостоится этой великой чести). Согласно ветхозаветному законодательству, на сороковой день младенец должен был быть принесен в храм для проведения обряда посвящения Богу (сейчас в честь этого события установлен великий праздник - Сретение Господне). Так вот, трехсотлетний старец Симеон, взял на руки младенца Иисуса и сказал: «Настал тот момент, когда я могу уйти из жизни». Он сам переводил слова Священного Писания о том, что «дева во чреве зачнет и родит сына», и, усомнившись, хотел переправить слово «дева» на слово «жена». Но явившийся ему ангел велел переводить текст точно. Матери же Симеон сказал следующее: «Тебе же самой сердце пройдет оружие!» И все эти 33 года Божья Матерь жила в ожидании момента, когда ее сына подвергнут истязаниям и отдадут на распятие. То, как она внутренне смирилась с этим, раскрывает истинный христианский образ матери во всей его полноте, красоте и святости. Это и радость, и боль, и печаль, и принятие всех ошибок своих чад как своих собственных... Думаю, этот отголосок образца материнства, частица ее духа есть в каждой родительнице, в каждой, даже будущей матери. 

 

Подвиг материнства

- И ничего не меняется со временем?

- К сожалению, меняется. Сегодня некоторые вообще не хотят становиться матерями и иметь детей. Много говорят о саморазвитии, зачастую подменяя этим словом эгоистическое стремление к покою и максимально возможной материальной обеспеченности своего существования. Конечно, все это противоречит самому замыслу Бога. Одно дело, когда семейная пара не имеет возможности родить, например, по медицинским показаниям. Но и здесь Церковь говорит о том, что можно взять ребенка на воспитание. Да, биологически он не будет вашим ребенком, но существует даже такая молитва - когда родители берут в свою семью малыша, он им становится родным духовно. Все зависит от вашего отношения к младенцу или отроку: лежит ли к нему ваше сердце, или же вы всегда будете считать его неродным. Когда вы видите, что можете подарить счастье и радость еще одной человеческой жизни, устроить ее и воспитать - это ли не подвиг материнства?!

- С какого момента начинается материнство: с рождения ребенка, с момента зачатия, или это приходит в процессе воспитания?

- Каждый человек волен думать так, как ему нравится. Но православное исповедание говорит нам о том, что человек является таковым уже в момент зачатия. Следовательно, и матерью женщина становится в этот момент. Душа наша рождается так же, как и тело, заимствуя частицу от отца и частицу от матери. Но свою индивидуальность, то, что отличает нас от собственных отца и матери, вновь рожденная душа приобретает от самого Бога. Именно поэтому православное вероучение придает такое высокое значение моменту зачатия - в нем присутствует своей благодатью, своей волей сам Господь.

Попробуйте сказать матери, что у нее во чреве пока еще не человек, не существо, наделенное душой! Да ни одна мать не согласится так считать! Это вещи, которые, слава Богу, нам объяснять не нужно. С самого момента зачатия мы можем говорить уже о двух живых существах: матери и ее чаде. И эта связь сохраняется достаточно долго. Нередко молодая мамочка, рассказывая о своем ребенке, даже выражается особым образом: «А мы уже пошли. А мы уже поели». Мать не разделяет себя и малыша, по-прежнему считая себя и его одним целым. Быть может, это говорит о глубинном соединении душ матери, отца и их чада.

- Должна ли эта связь сохраняться в течение всей жизни? Или это нормально, когда она ослабевает и рвется?

- То, что она ослабевает, естественно. Но если рвется - печально. Это вопрос воспитания, внутреннего доверия, авторитета родителей. Важно, если даже взрослые дети могут принести в семью свои переживания, поделиться мыслями и сомнениями. Уважайте в подрастающем ребенке самостоятельную личность, терпеливо принимайте проявления юношеского максимализма, и тогда связь с ним не порвется никогда. Все доброе помнится охотнее. А если выросший ребенок вспоминает плохое, видимо, все детство его только из этого дурного и состояло...

 

Основы человеческой цивилизации

- У нас по региону, да и в России в целом удручающая статистика по абортам, по отказникам, и это только официальные цифры. Почему такое происходит? Связано ли это с тем, что в общественном сознании исказился, «затерся» правильный образ матери?

- Для большинства россиян образ матери по-прежнему неприкосновенен. Но противоположные мнения и взгляды все же набирают силу, и это говорит о духовной и нравственной деградации их носителей.

Образ матери будет сохраняться на высоте при условии, что у нас будут нормальные, добрые, крепкие семьи. Существует много сложнейших жизненных ситуаций, которые испытывают нас. Не хочу никого устрашить или напугать, но, общаясь с мамами больных онкологией детей, я узнаю, что большинство из них делали аборт... Я ни в коем случае их не сужу, но говорю о фактах... Каждый пусть делает свой вывод.

Русская православная церковь очень много трудится для укрепления авторитета семьи и материнства. Поле для деятельности огромно, существует много трудноразрешимых проблем. Но институт семьи сегодня нуждается в этом новом дыхании, иначе пошатнутся основы всей человеческой цивилизации.

- Среди сахалинской паствы много ли женщин, которые соответствуют христианскому образу матери?

- Конечно. И среди моих прихожан, и даже среди знакомых, не ведущих столь регулярной церковной жизни, есть такие женщины. На Сахалине немало многодетных семей, имеющих по трое, по четверо детей. Можно пуститься в рассуждения, что в нашем регионе оказывается достаточная поддержка молодым семьям, но главное решение-то принимается супругами!

Я всегда радуюсь, когда вижу детей. На литургии в воскресный день у нас причащается около 30 ребят, которые приходят на службу вместе с семьей.

Помимо добрых, счастливых примеров, к сожалению, есть и печальные. Для мам в трудной ситуации в нашей епархии в течение долгих лет действует антикризисный дом в селе Троицком. Мы принимаем мамочек, помогаем выправить документы, найти жилье, пристроить детей в детсады, с ними работают психологи и другие специалисты. Главное, поддержать семью в трудную минуту, оградить от принятия неверного, губительного решения.

- Многие женщины объясняют свое нежелание иметь ребенка тем, что это мешает их самореализации. Так ли это на самом деле, или это навязанный стереотип?

- Я общаюсь со стариками, детьми послевоенных лет. Большинство вспоминает: «У мамы было пятеро (шестеро, семеро, восьмеро и т. д.) детей. И она одна нас подняла, всех вывела в люди». Это ли не самореализация для женщины? Это и есть реализация полноты семейного счастья... Важно, чтобы такая преемственность ценностей сохранялась.

Наверное, в старости, вас больше будут радовать дети, внуки и правнуки, собравшиеся вокруг вас на праздничные торжества, чем воспоминания о карьерных успехах или посещении множества экзотических стран...

А сегодня весь вопрос заключается в целеполагании конкретной женщины. Если ваши цели правильные, христианские, то они не земные, не материальные. Это не значит, что не надо стремиться к успеху в обществе, в карьере, в бизнесе. Но не это должно ставиться во главу угла. Ответьте себе на вопрос, а для чего все это? Чему служат эти краткосрочные цели, есть ли в вас более важные, основополагающие стремления? От ответов на эти вопросы зависит, приблизитесь ли вы к идеалу материнства и создадите ли полноценную семью.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 2 декабря 2020

Заголовок в газете: Самый нежный праздник