Сахалинцам напоминают, что с морем шутки плохи

Сахалинцам напоминают, что с морем шутки плохи

Ни зимой ни летом к морю нельзя относиться легкомысленно. Но сахалинцы нередко пренебрегают собственной безопасностью. Вот о чем рассказал внештатный сотрудник ГИМС Алексей КОЧЕРИН.

 

С морем шутки плохи

- Живу в поселке Рыбацком Анивского района, на самом причале. Поэтому одним из первых узнаю о чрезвычайных ситуациях на море.

Последний случай - послеобеденный шторм около двух баллов, мне пришлось идти на танкер, доставлять провизию. По пути, в двух километрах от берега, встретил маленькую лодочку. Как внештатный сотрудник ГИМС подошел к ней на расстояние разговора (около десяти метров) и предупредил, что нужно потихоньку уходить на берег, потому что под берегом волна уже страшная. Предложил ребятам сразу забрать их к себе на борт, но они не захотели, сказали, что у них все хорошо. Я пошел своим курсом, они - на берег. Но какое-то предчувствие заставляло, удаляясь, все время оглядываться на них из рубки. Буквально минуты через четыре с кормы их «догнала» двухметровая волна и перевернула лодку. Я взял курс на обратный ход, подошел и вытащил обоих пострадавших из воды. Один спасенный уже успел нахлебаться, потому что попал под перевернувшуюся лодку, и долго потом откашливался (медицинская помощь не понадобилась). Людей я поднял на борт, имущество пришлось бросить - в такую погоду спасать вещи бесполезно, сходил по своим делам на танкер и вернулся на берег, сообщив по дороге о происшествии пограничникам. На берегу передал граждан прибывшему на место представителю ГИМС. Люди живы-здоровы, немного напуганы. Может быть, поэтому спасибо так никто и не сказал.

- Как вы считаете, отчего люди попадают в такие ситуации, отчего они такие «отважные»?

- Кто-то от незнания. Кто-то из-за пренебрежения правилами безопасности. Я, как местный житель, хорошо понимаю – Анивский залив мелкий, и если с моря чуть дунуло, то малому флоту нужно сразу уходить! А маленькой лодочке в описанном случае вообще запрещено удаляться от берега дальше чем на 600 метров (я подобрал их в двух километрах от берега). Им просто повезло, что кто-то в такую погоду проходил рядом. Моя шхуна большая, одиннадцатиметровая, я мог себе это позволить.

- Как часто происходит подобное?

- За пять лет я спас восемь человек. Иногда это несчастные случаи. Но в такие ситуации часто попадают бесстрашные, бестолковые, безрассудные люди. У человека есть лодка, есть мотор, но он не понимает, что техника в пять лошадиных сил не может сопротивляться морю, маневренности у нее никакой... Или купил ты лодку за 30 тысяч рублей и пошел на ней туда, куда ходят только лодки стоимостью в полтора миллиона! Люди ведут себя как безумцы с этой рыбалкой! Правда, я и сам заядлый рыбак... Но даже выезжая на снегоходе на лед, как только дунет с берега, сразу возвращаюсь. Я таких безумцев называю «суицидниками». Вижу с причала, как они выходят в море в любую погоду. А потом звонят: «Помогите! Спасите!» Это безответственно перед самими собой и своими родными.

И этих двоих, недавно спасенных, я видел недавно в море на той же самой лодке, на таком же недопустимом расстоянии от берега. Произошедшее не стало им уроком.

- Вспомните еще случаи на воде, когда потребовалось ваше вмешательство.

- Прибежал парень, сообщил, что тонет женщина. Вышли в море. Дело шло к закату, после шторма на море была сильная зыбь, которая тащит от берега. Мне показали примерный район поисков, но где конкретно искать - не понятно. Закатные лучи бьют по поверхности, бликуют. Я безрезультатно хожу туда-сюда уже примерно в двух километрах от берега. Остановился, расслабился, перестал напряженно вглядываться вдаль и увидел блик - у женщины на руке был маленький надувной нарукавник. И я пошел по этому блику. Подняли ее на палубу, привезли на причал. Вода у нас не теплая, спасенную всю трясет... Приехали родственники, стали благодарить, пытались заплатить за спасение. Денег мне не нужно, объясняю правила поведения на воде, тем более что женщина уже не молодая. Она оправдывается, говорит, купалась у самой косы. Я понимаю, как это происходит - только ноги ото дна оторвались, и зыбь понесла ее в море. А уносит очень быстро - волна в ширину около 25 метров, она вас подняла, и вы скатываетесь в обратную сторону сразу на 25 метров! Каждые семь секунд человека уносит на 25 метров. Плюс боковое течение.

Этой же весной был другой случай. 75-летний дедушка на резиновой лодочке пошел копать ракушку под самым берегом. Его подхватило ветром и в считаные минуты унесло на полкилометра в море. И он греб со всей силы против ветра, чтобы его не снесло еще дальше! Мы его искали в течение часа – нашли. Но если бы он не оказался таким крепким мужиком, так не старался, не работал веслами - вряд ли бы отыскали.

Так женщину в лодке унесло от нас почти до самого Корсакова - 18 километров по морю! Когда я подошел к ней и сказал, что ее все потеряли, она удивилась: «Что меня терять? У меня Серега на берегу!» Она, будучи «выпивши», гребет себе и не замечает, что ее уносит, а берега с Серегой уже давно не видно!

 

Выручая друг друга

- С закрытием навигации вы перестаете нести свою вахту?

- Я ориентируюсь не на общий порядок, а на ледовую обстановку, и пока не убираю флот - стоим в дежурном режиме.

Сейчас в море выходят ребята на серьезных катерах. Правда, бывает, и серьезные катера ломаются, приходится тащить их на веревках. Я и сам ломался в море, помощи просил (радио-5, радио-3). Мы попали в сильный шторм, потеряли ход, нас тащило в сторону Японии. Через два часа на наши координаты подвернула шедшая недалеко шхуна, выручила.

Поэтому сейчас я с опаской смотрю на то, как люди выходят в море на судах малого флота, особенно на резиновых лодках! При наших отбойных ветрах, при нашем течении! И не дай бог нож упадет или еще как-то проколете ее – в трех километрах от берега вас никто уже не спасет, ни позвонить, ни крикнуть не успеете, потащит в море. А когда вы будете не над водой, а почти полностью под ней, найти вас будет очень сложно. На таких просторах разглядеть человека невероятно трудно. Если зыбь идет по морю, а у вас только голова торчит и верхняя часть жилета (даже если руку вверх поднимите, это всего лишь метр!) - быстро обнаружить вас почти невозможно.

Иногда корректирую спасательную операцию по радиостанции, по телефону - помогают свои ребята на катерах. Но даже слыша с берега крик о помощи (если ветер дует с моря) и примерно понимая, где искать, найти человека в воде удается не сразу, это занимает час-полтора. Бывает очень страшно, что не можешь найти того, кому срочно нужна помощь. Знаешь, что он где-то «здесь», а обнаружить сразу не удается! Хорошо, что в моей практике не было трагичных случаев, когда людей так и не удалось спасти. Но в других районах такое время от времени случается. В основном утаскивает в море браконьеров, которые уходят втихую, не держат связь с берегом, никого не пре-дупреждают о своих планах. Это проблема севера Сахалина - там со связью похуже, людей и флота поменьше. Наш же залив довольно оживленный – мы всегда выручаем поломавшиеся катера, контролируем друг друга, держим пару быстроходных дежурных лодок.

 

Навигация закончилась

О закрытии навигации рассказала главный государственный инспектор по маломерным судам ГУ МЧС России по Сахалинской области Наталья ИВАНКОВА.

- Государственная инспекция по маломерным судам ГУ МЧС России по Сахалинской области информирует граждан и судоводителей о том, что в соответствии с п. 1.4 постановления правительства Сахалинской области от 11.07.2019 года № 299 «Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Сахалинской области» с 15 ноября 2020 года на территории области закрыт навигационный период для плавания маломерных судов в территориальном море (имеется в виду прибрежная морская зона), а на несудоходных водных объектах эксплуатация маломерных судов разрешается до ледостава. В указанном постановлении прописаны все периоды открытия-закрытия навигации.

Что значит закрытие навигации? То, что эксплуатация маломерных судов в территориальном море запрещена. Это исторически сложившаяся практика - море у нас в ноябре неспокойное, как правило, это сезон штормов и северных ветров, эксплуатация маломерных судов в это время небезопасна. А вот на внутренних водных путях, несудоходных водных объектах (реки и озера) эксплуатация маломерных судов разрешается до образования ледостава. На территории северной и центральной части Сахалинской области уже идет формирование ледового припая. Поэтому выход и выезд автотранспорта на неокрепший лед в период ледообразования крайне опасен! Безопасная толщина ледового припая для отдыха и рыбалки составляет 10-15 сантиметров. Всем жаждущим поскорее открыть зимнюю рыбалку хочу пожелать - не подвергайте свою жизнь неоправданному риску, берегите себя и своих близких!

- Как получить достоверную информацию о толщине льда?

- Во-первых, соответствующие замеры проводят наши инспекторы. Но это касается уже сформировавшегося льда. Естественно, несформированный лед является опасным. Он прозрачный, начинает крошиться, когда мы на него наступаем. Лед необходимой для безопасности толщины (10-15 сантиметров) выглядит по-другому: он непрозрачен, более плотный при бурении лунок, прочный, не дает трещин при прыжках и ударах по поверхности. Не нужно забывать, что на наших водных объектах есть места, которые практически не замерзают (промоины, проталины). В этих местах, как правило, вода проступает поверх льда и лед кажется более гладким, ровным, прозрачным. Эти зоны нужно обходить стороной.

Вообще, лед на территории нашего региона крайне опасен. Безопасный выезд на лед на автотранспорте допустим только в местах зимников и на специальных ледовых переправах. Но в Сахалинской области таковых нет (за исключением технических ледовых переправ). Поэтому выезд автотранспорта на лед мы не рекомендуем!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 18 ноября 2020

Заголовок в газете: О закрытии навигации и спасении на воде

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру