Сахалинский учитель географии рассказала о буднях и романтике туризма

Сахалинский учитель географии рассказала о буднях и романтике туризма

Повести детей в настоящий турпоход - не то же самое, что сводить в кино. Их нужно многому научить, подготовить. А если речь идет о спортивном туризме, то для получения серьезных результатов потребуются месяцы занятий и тренировок. В преддверии Всемирного дня туризма (27 сентября) мы рассказываем о педагоге, которая всю свою жизнь старается вовлечь ребят в туристическую деятельность. Наш респондент - учитель географии с сорокалетним стажем корсаковской средней школы № 3, руководитель клуба любителей туризма «Романтик» Тамара ШАБАЛИНА.


Байковое одеяло вместо спальника
- Расскажите, как вы нашли свое увлечение?

- Мои сокурсники по пединституту до сих пор удивляются, что я связала свою жизнь с туризмом! Не скажу, что я выросла в тепличных условиях, но туризм, видимо, не очень вязался с моим тогдашним образом (музыкальная школа, папа-художник и т. д.). Когда я «изъявляла желание» подняться на гору Лопатина, ребята с нашего географического факультета, мягко сказать, недоумевали. В институте у нас, естественно, были занятия по туризму: мы куда-то выезжали, ставили палатки.
Работать учителем я начала в деревне Пихтовое. Вскоре появилось положение о подготовке детей к турслету - пришлось этим заняться. Летом в счет отпуска учителей отправляли работать в пионерский лагерь, где мы ходили в походы и где я уже могла применить свой невеликий туристский опыт. Там я узнала о вакансии учителя географии в корсаковской школе № 3. Так в 1980 году я пришла в школу, где работаю до сих пор.
В 1983-м мы с детьми в первый раз пошли на Курилы. Я столько для этого сделала (тогда нужно было оформлять кучу документов), а директор школы вдруг заявила, что новому человеку она ребят доверить не может. Нужен был напарник. Я бросилась к одному, к другому, к третьему... Никто из педагогов не хотел тратить на это свое лето. И только библиотекарь Клавдия Михеева согласилась выручить нас с поездкой.
Спальников у нас тогда не было – мы про них и не слышали. Надувные матрасики, байковые одеяла - вот и вся экипировка.
Чуть позже на базе корсаковской базы океанического рыболовства образовался турклуб «Чайка». В этот круг единомышленников вошла и я. Мне даже пришлось кое-чему учить взрослых членов клуба. В те времена турклубов было много, мы регулярно собирались на озере Тунайча, где для нас были созданы все условия.
- Что из себя представлял туризм того времени?
- Отношение к туризму было совершенно другое. Каждая школа должна была участвовать в соревнованиях, на это выделялись деньги. В большинстве школ за детский туризм отвечали учителя физкультуры, и для спортивного туризма это было вполне оправданно. Но когда начались краеведческие, геологические слеты, мои знания оказались как нельзя кстати. Более того, к подготовке ребят мы стали привлекать учителей биологии, химии и даже литературы (появилась творческая составляющая соревнований).
- Как велся отбор?
- Я не отказывала никому. У меня занимались целые династии: дети бывших учеников, их младшие братья и сестры. Команда была замечательная! Дети хотели этой активности, мы ходили в походы каждые выходные. Я очень люблю лыжи. И мы попробовали зимнее ориентирование. Все получилось. Только не хватало лыж... Накануне Нового года написали объявление: «Народ, зачем вам этот хлам? Несите нам старые лыжи. Нам нужно!» В ответ - тишина. Но когда я добавила: «за денежное вознаграждение», нас завалили и лыжами, и ботинками! Школе пришлось выделить кабинет под «новое» имущество. С этими лыжами мы долго и успешно выступали на соревнованиях разного уровня.
Вообще, снаряжение приходилось беречь. Помню, на Итурупе наши палатки прогрызли мыши. Мы с девчонками придумали красивые заплатки в виде яблочек и листиков. Если чего-то не хватало, изобретали собственные ноу-хау. Многое я держала дома, что-то хранилось в сарайчиках (тогда еще не воровали).
Я возила на соревнования сразу по три команды (старшие, средние, младшие) с тем, чтобы дети набирались опыта и со временем переходили в следующую группу.
В 1996 году на областных соревнованиях мы заняли второе место и получили больше всех призов. А в 1997 году наша команда в первый раз стала первой в регионе! Участников было много - и школьные и внешкольные команды. По сумме зачетов мы победили всех!

Не подвести своих
- По каким дисциплинам соревновались?

- Турполоса: множество препятствий (лесная переправа, спуск-подъем, траверс склона, «мышеловки», «паутины» и т. д.) на короткой дистанции, которые нужно преодолеть за максимально короткое время. Участники разных команд следуют друг за другом через определенный интервал времени. Ты идешь один и должен хорошо уметь подтянуться, пристегнуться, отстегнуться без посторонней помощи. Если тебя догнал следующий участник - ты выбываешь из испытания. Я была очень горда, когда мои дети побеждали в этой дисциплине - ведь их готовили не учителя физкультуры, а простой учитель географии. Мне как участнику команды и самой приходилось делать то же самое.
Контрольно-туристский маршрут. Это чистая география. Маршрут часто рассчитан на весь день, команда может пройти в полном снаряжении около десяти километров. Важно не отклоняться от нарисованной на старте ленты, не пропускать контрольных пунктов и выполнять оставленные для нас задания.
Свободное ориентирование. Маршрут до точки выбираем сами, но он должен быть максимально коротким.
Навесная переправа - река, через которую нужно переправиться самим и переправить свои вещи, затем разжечь костер и т. д. и т. п.
А руководитель команды - он не просто так каску с первым номером надевает, он должен идти первым и подавать пример! Поэтому всегда с облегчением выдыхаешь, когда ты справился и не подвел своих.
- Что за дети шли в турклуб?
- Дети были разные. Были отличники, очень успешные и способные в учебе ребята. Были сложные, хулиганы, те, про кого говорят «не подарок». Но эти «неподарки» ходили на каждое занятие, искренне болели за наше дело. В походах с ними было спокойно, надежно - сами распределят обязанности, назначат дежурных, вовремя встанут, приготовят, за собой уберут. Потом мне говорили, что, если бы не я и мой турклуб, судьба некоторых детей сложилась бы совсем по-другому... Среди моих ребят сегодня есть криминалист, знаменитый вулканолог, офицеры МЧС.
- В чем был детский интерес к туризму, понятно. А что вам давала и дает эта деятельность? Вы учитель, и так общаетесь с детьми с утра до вечера. Зачем еще и эта «обуза»?
- Не могу сказать, что мне было легко на работе. Но с детьми всегда легче, чем с начальством, которое вечно портит настроение, и с коллегами, с которыми порой никак не находится взаимопонимание. С детьми я отдыхаю душой. Даже если это класс, от которого отказался классный руководитель, даже если мы ссоримся, трудно притираясь друг к другу. Подростки с небогатым жизненным опытом, но уже с претензией на взрослость - не самая легкая аудитория. Но если дружба складывается, она остается на всю жизнь.
И сама я уже не могу без походов. Казалось бы, ну что мне эта Анива или Курилы? Я была там много раз. Но недавно хорошая погода в первый раз позволила мне подняться на гору Крузенштерна. И я всегда хочу на Курилы. Мне это нравится. Я хочу показать все это другим, объяснить, рассказать. Как говорит подруга: «Хорошо, когда хобби совпадает с профессией».

Последние из могикан
- Есть ли у вас последователь, тот, кому можно будет перепоручить свою миссию?

- Нет. Было много ребят с подходящим образованием, которые отлично бы справились с этим делом. Но они не остаются работать в школе, потому что не чувствуют никакой поддержки – ни материальной, ни психологической. Сегодня не проводятся многие областные соревнования, потому что с детьми некому заниматься. Нужны люди, которые не будут гнаться за деньгами, которые согласятся на очень скромные условия работы.
 - Отличаются ли современные дети от тех, что вы водили в походы десять, двадцать, тридцать лет назад?
- Конечно. Они совсем другие. Раньше в своей школе я запросто могла собрать тридцать человек и поехать на соревнования двумя командами. Мы приезжали в лагерь «Юбилейный», и глава МЧС говорил: «По-моему, Корсаков в два раза больше Южно-Сахалинска - судя по количеству представленных команд». У меня всегда была команда и еще очередь запасных в эту команду ребят. В поход от Александровска-Сахалинского до Пильво мы тоже ходили двумя группами по 15 человек. Теперь масштабы не те, здоровое честолюбие у ребят куда-то пропало.
Во-первых, дети ленятся, их пугают физические нагрузки и отсутствие привычного комфорта. Сегодня они воспитаны так, что для них важнее личные интересы, а не участие в соревнованиях за школу или район. Во-вторых, современным родителям спокойнее, если ребенок сидит дома у компьютера. Некоторые дети, даже имея все необходимые задатки, не проявляют заинтересованности, непонятно, что у них в голове, хотят ли они вообще чего-нибудь. Ситуация еще более осложняется там, где не я веду у ребят географию - у меня нет с ними контакта, а в турклуб они не приходят.
И я все цепляюсь за тех, взрослых, не оставляю в покое, потому что с сегодняшними детьми каши уже не сваришь...
- О чем вы мечтаете? Что в планах?
- Когда строили школу, я написала проект - как устроить у нас скалодром. К сожалению, грант мы не получили - не набрали нужного количества баллов. Где-то мне отказали, потому что мы «не та организация, которая помогает другим». Но я не опускаю руки, скалодром нам нужен - в том числе этим мы сможем привлечь больше детей. Я все время стараюсь покупать снаряжение, пишу для этого проекты, подаю заявки на субсидии, ищу спонсоров...
Есть очень хорошие дети - пятый, шестой, седьмой классы. Я намерена их не упустить! Я готова сидеть в клубе целыми днями, лишь бы они приходили. Хочу устроить на улице лабиринт (вид ориентирования), но во дворе все заасфальтировали, деревья вырубили и подходящей для лабиринта площадки просто нет... Но мы выкрутимся. Пока у ребят блестят глаза, пока у них есть вопросы, я буду ждать их на переменах, после уроков, в любое время.


От автора
Напоследок замечу, что, рассказывая о детях (а беседа длилась более полутора часов), Тамара Петровна ни разу не обобщила своих ребят годом выпуска или номером класса, она перечисляла десятки и десятки конкретных девчонок и мальчишек, без запинки называя имя и фамилию каждого...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 23 сентября 2020

Заголовок в газете: Вырастить туриста из оболтуса