Сахалинские казаки мечтают о создании своего этнокультурного городка

Сахалинские казаки мечтают о создании своего этнокультурного городка

Кто такие казаки? Что мы знаем об их прошлом? Как складывается общественное мнение о казачестве сегодня? И что они сами думают о себе и своем будущем? Поговорить с нами на первостепенную для себя тему согласился атаман Сахалино-Курильского окружного казачьего общества Уссурийского казачьего войска Всероссийского казачьего общества, в недавнем прошлом советник губернатора по развитию казачества Сергей РЯБОВ.

Культурный код
- Расскажите, как сегодня казаки проявляют себя, благодаря чему известны сахалинцам?
- Шестой год работает отдел военно-патриотического казачьего воспитания, возглавляемый Андреем Григорьевичем Сайко и Александром Михайловичем Захожим. Занятия до последнего времени проходили в оздоровительно-досуговом центре «Юбилейный». Наши команды ездили на всероссийские соревнования «Казачок», «Сполох», «Допризывная казачья молодежь», занимали места не ниже третьего, уступая лишь Дону и Кубани. Быть третьими при наличии таких конкурентов, как Центральное казачье войско, Уральское или Сибирское, - это многого стоит! Еще недавно минобразование Сахалинской области курировало нашу деятельность по воспитанию деток (на это было выделено более 20 миллионов рублей), государственный подход обеспечивал и соответствующую отдачу. Правительство выделило средства, мы вложили свои труды и душу - получился прекрасный результат. Через лагерь прошло более пяти тысяч детей. Кто-то упрекал: «Не все же ребята - казачата!» Конечно не все! Мы принимали всех желающих, очень разных ребят. И, «поварившись» в нашем казачьем котле, дети заметно преображались. Доходило до таких трогательных моментов, когда родители не узнавали своих детей: «Что вы сделали с сыном?! Он за 12 лет впервые меня мамой назвал! Поинтересовался, что нужно бабушке и не обижают ли младшую сестру...» Все это - результат духовной работы. Да, наши казачата (как и дети в клубах десантников, юнармейцев и т. д.) бегают, стреляют, метают ножи - мастерское владение холодным оружием в нашей традиции. Но главный акцент мы делаем не на физическом воспитании, а на духовном. Основа всего - православная культура. Общаясь с детьми, я задаю им вопрос: «Что такое для вас Родина? Что это значит - Родину защищать? Кого в первую очередь мы имеем в виду?» Маму с папой. Сестричку. Бабушку с дедушкой. Свою улицу, свой дом. Да, это малая родина. Но из этих малых родин и состоит большая. Это заложено в нашем казачьем генетическом коде.
Чем еще сегодня гордимся? Наш народный ансамбль казачьей песни «Воля» существует более 26 лет! Коллектив является лауреатом бесчисленных конкурсов (не только казачьих). Когда в 2012 году после ремонта открывался Большой театр, наш ансамбль был приглашен в Москву для участия в культурной программе и занял призовое место. У нас также есть прекрасный ансамбль «Держава» в селе Огоньки Анивского района. Благодаря работе этих коллективов у сахалинцев и курильчан есть возможность познакомиться с культурой казаков, и не только песенной.
Эти годы активно велось взаимодействие с оборонным ведомством с казачеством на базе расположенного на Сахалине 68-го армейского корпуса.
Первый казачий университет - Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского - презентовал, а потом и подарил нам свою художественную выставку «400 лет служения казачества государству Российскому». Открывали мы ее в Центральном доме народного творчества Южно-Сахалинска. А сейчас выставка находится в Смирных, побывав с ансамблем «Воля» в четырех муниципальных образованиях нашего региона. Эта работа будет продолжена.
Так знают ли о нас в обществе? Или, быть может, не хотят знать?


Славное прошлое
- Что это за феномен - казаки? Это народ или воинское сословие?

- Александр Куприн пишет: «Казак - драгоценный союзник в охране государства. Многовековое обращение с лошадью сделало из него природного кавалериста. Но он и прирожденный воин: со времен седой древности он стоял на рубежах земли Русской, на передовых ее постах как страж и разведчик, всегда готовый к первому наступлению и к первой обороне».
Барон Врангель: «История казачества - часть жизни России».
Лев Толстой: «Казаки создали Россию».
Откуда казаки? История наша одновременно и грустная, и обнадеживающая. Согласно свидетельствам наших предков и исследованиям историков, мы - монолитный народ, веками проживавший на землях Дона и Кубани. Корни наши уходят в древность. Как отдельный самостоятельный народ казачество существовало примерно до Петровской поры - московские государи общались с нами через посольский приказ, на равных. У нас была своя земля, своя государственность, свой язык, своя культура. Затем Русь накинула на нас ярмо, привела казаков к присяге. С этого времени и начало формироваться казачье военное сословие. Этот феномен мало изучен, для историков это направление - поле непаханое.
В дальнейшем нашему народу пришлось претерпеть своего рода эволюцию, которая и дала повод для подобных вопросов: а не являемся ли мы попросту военным, служивым сословием? До революции область Донского казачьего войска - порядка четырех с лишним миллионов населения - была обособленной административно-территориальной единицей в составе Российской империи (со своим аппаратом управления, как и десять других казачьих войск). Для примера, станцией Луганской (моя родина) с населением около сотни тысяч человек «правили» три человека - атаман, писарь и пристав (вот вам и все правительство!). Империя «выдала» нам землю, которая и так издревле нам принадлежала. У нас были свои вооруженные силы - войско, которое входило отдельными полками, дивизиями, сотнями в состав императорской армии. Формирование, воспитание, боевая подготовка наших военных подразделений сильно отличались от общепринятых. Мы вели свою автономную экономическую деятельность, платили свои войсковые налоги: содержали войско. Казак, отправляясь на службу, одевался и вооружался сам, сам покупал коня (именно поэтому казаки амуницию, обмундирование и оружие на поле боя не бросали). Верховная власть на Дону была в руках казачьего круга - собрания выбранных представителей от станиц. Круг принимал все стратегические решения и избирал атамана, исполнителя решений круга.
Если на Дону, Днепре, Кубани этническая основа казачества была очевидной, то с другими казачьими войсками дела обстояли немного по-другому. Дело в том, что при Петре, при Екатерине начали формировать казачьи войска на Кавказе, на Урале, в Сибири. Как это происходило? Снимали с Дона полк или станицу, бывало, что и с кровью. Или между дворами станицы бросали жребий, кому ехать служить по разнарядке в Сибирь. Что и говорить, это и трагедия, и слезы. Полк, который приходил в Сибирь, составлял костяк будущего войска. Затем в него «оказачивали», вливали и отставных драгун, и якутов, и башкир, и другое местное население. Теперь уже говорить о казаках как о монолитном народе не приходилось. Казаки постепенно превращались в военное сословие. Конечно, разбавившие казачество пришлые люди впитывали нашу культуру, традиции, быт. Сибирское войско, как и другие войска, - насквозь казачье. Но сказать, что оно идентично по своему составу, культуре Донскому, уже нельзя. Потому что вливавшиеся народы привносили и свое.
А затем нашему народу пришлось пережить проведенное советской властью расказачивание (физическое уничтожение мужского казачьего населения). Уничтожали всех, кто что-то еще помнил, оставляя совсем несмышленышей.
Так что сегодня палитра казачьих войск существенно разнится. И если к нам приходит человек в возрасте и говорит: «Я достоверно не знаю, есть ли у меня казачьи корни... Но я чувствую, что это мое, родное», мы можем принять его в свои ряды. Особенно если речь идет не о Донском, а, например, Уссурийском, самом молодом казачьем войске, сформированном не только по этническому принципу.
На мой взгляд, говорить о казаках как о народе - правильно, мы - древний народ. Но и определять нас как сословие - тоже верно, ничего плохого или обидного я в этом не вижу.


Репрессии и раскулачивание
- Казаки не мыслят себя без православия?
- Борьба за чистоту православной веры всегда была основной духовной целью казачества. А посягательства на христианскую веру были - от католиков, мусульман, других иноверцев.
Все десять христианских заповедей казаками исполнялись и воспринимались как естественный закон жизни человека. Донские казаки отличались искренней сознательной религиозностью. Как особый самобытный народ казаки приняли христианство еще в четвертом веке (задолго до крещения Руси!). Согласно фундаментальному труду нашего краеведа и историка Е.П. Савельева «Древняя история казачества», в вопросах религии казачество всегда сторонилось всего московского и держалось больше греческой линии, нежели византийской. Даже священники, которые назначались патриархом в наши приходы, не всегда принимались казаками - бывали случаи изгнания из станицы, с хутора! Тогда в священники выбирали своего, как правило старейшего казака, знавшего церковную службу. Очень приветствовались священники из своих, из казаков.
- Откуда казаки на Сахалине?
- Во-первых, казаки присутствовали во всех экспедициях Российской империи, участвовали в присоединении земель. Они выполняли роль исследователей, проводников, защитников, охраны.
После революции 1917 года казачьи войска были ликвидированы, наша Донская область, как и другие казачьи административно-территориальные единицы, упразднена. Жесточайше было проведено расказачивание, по сути своей - геноцид (что до сих пор государством официально не признано). Законодательно закреплено лишь, что в отношении казаков как народа проводились репрессии. На Сахалин было сослано достаточно большое количество казачьих семей. Людей на выселение везли в товарных вагонах, на станциях не оказывая никакой помощи. Примечательно, что после раскулачивания и переселения казаки за пять-семь лет вновь умудрялись и в местах ссылки становиться «кулаками» - благодаря сплоченности, трудолюбию и необычайной жизнеспособности.
Лично я остался на островах после службы в армии. Таких тоже немало. Кто-то приехал после института по распределению, кто-то - рыбачить.
Активная фаза восстановления казачества (термин «возрождение» не приемлю, поскольку возрождают что-то прекратившее свое существование) позади. Сейчас, несмотря на усилия с нашей стороны (неоднократно в правительство области приносили наши предложения, рассказывали о том, кто такие казаки, чем мы занимаемся, подкрепив изложенное документами и видеоматериалами), мы не ощущаем какой-то деятельной поддержки. Вся надежда на казачьи гены, на себя. Люди тянутся друг к другу, собираясь в общину, проявляя социальную активность.
Сегодня мы разработали проект о создании этнокультурного казачьего городка с кадетским корпусом, казачьей деревней, ярмаркой, гостиницей и т. д. Для реализации идеи нам необходима помощь региона. Мы также заручились поддержкой своих казачьих меценатов. Если бы подобное государственно-коммерческое партнерство состоялось, мы бы гарантировали воплощение идеи, приложили бы к этому все свои силы.


Казачья служба
- Царская власть использовала казаков для усмирения народных волнений. Как вы относитесь к этому факту?

- Когда рисуют казака как некого лихого простачка с шашкой и нагайкой, готового «порубать» и «запороть» своих и чужих, - это абсолютная глупость.
Среди казаков всегда было и сейчас много выдающихся людей: юристов, инженеров, врачей и т. д. У нас всегда было принято вывести сына «в люди» - дать приличное образование. Из всех детей в семье (в норме их было до десяти) батюшка, учитель, родители выбирали самого талантливого и вкладывались в его будущее. До катастрофы 1917 года казаки на 98 процентов были людьми грамотными.
Что касается разгона демонстраций, например, 1905 года. Во-первых, законы Российской империи запрещали использовать казачьи воинские подразделения для подавления внутренних бунтов. Служба казака длилась 20-25 лет. Срочников (первая очередь) для целей усмирения не трогали. Для наведения порядка привлекали лишь казаков второй-третьей очередей, запасников (в возрасте 35-45 лет, семейных, опытных мужчин). Эту обязанность казаки, бывшие под присягой, исполняли нехотя, без песен и гармони. «Куды вас, Никифор?» «Дык на усмирение погнали... Начальство, туды его!» - говаривали наши предки. Но внутренний враг - тоже враг. В архивах можно ознакомиться с докладными записками жандармских офицеров. Вот что произошло, например, при усмирении села в Тамбовской губернии. Помещик вызвал полусотню казаков в подкрепление жандармерии. В результате казаки перепороли жандармов за жестокость к крестьянам, а помещику указали на то, что с людьми нельзя обращаться как со скотом. При этом спалить усадьбу не дали. Было и другое. Вызванная полусотня казаков прибыла в уже разрушенное «бунтовщиками» поместье и обнаружила в загоне несколько десятков истекающих кровью жеребят (для казака это - дети) с подрезанными жилами. Рассвирепев, трепетно относящиеся к лошади как к боевому другу казаки перепороли всю деревню от помещика до последнего холопа...
Когда на исходе Первой мировой войны русская императорская армия повалила с фронта - солдаты-крестьяне бросились делить обещанную большевиками землю, - казаки продолжали держать фронт. Первый казачий полк вернулся на родной Дон в январе 1918 года, по-прежнему организованно, дружным, спаянным единой идеей, духом и верой войском. Чем так существенно казачьи части отличались от частей остальной российской армии? Во-первых, принципом комплектования (территориальным, а не экстерриториальным) - в сотне казаки служили станицами и хуторами, находясь не просто в тесном знакомстве, но и в родстве друг с другом. Сотней, полком и далее тоже командовал казак-офицер. Более того, офицеры как уводили казаков на войну из родных станиц, так и приводили их с войны на Дон - не просто подписывали похоронки, а лично на площади перед хуторянами отчитывались о том, как водили свою сотню, глаза в глаза с матерями, вдовами, сиротами. Казачьи офицеры и тогда, и позже, во Вторую мировую войну, умели беречь солдат, воевали так, чтобы и врага убить, и самим остаться живыми (в отличие от многих советских полководцев).
Смута и кровавое, страшное время 1917-го и последующих годов (не поворачивается язык назвать это «Великой революцией») не была поддержана казаками. Ни Деникина, ни Корнилова, ни Алексеева они первое время не поддержали тоже. Победы белых сил не произошло из-за разобщенности и отсутствия духовного единства в этом движении. Зверь, разбуженный в народе популистскими лозунгами («Земля - крестьянам!», «Фабрики - рабочим!» и т. д.), оказался белым не по зубам. За то, что казачество не приняло сторону красных, оно впоследствии жестоко поплатилось.

Кровь прежде всего
- Каков статус казака сегодня?

- Когда в 90-х годах появились первые казаки в лампасах, это вызывало шок. Потом появились первые станицы (общественные организации). Движение набирало силу даже здесь, на окраине страны. Власть пыталась как-то его возглавить, придать нужный вектор, даже помочь. Правда, помощь не всегда оказывается уместной... Там, где появляются привилегии, сразу «нарисовывается» криминал. Поэтому сахалинцы подчас болезненно и недоброжелательно реагируют на разговоры о казачестве - истории с охраной казаками сахалинских рек дали тому веские основания. Из песни слов не выкинешь. Горько, что в нашем недавнем прошлом есть такие пятна: как казаки дрались между собой за рыбу... Я тогда в первый раз попал на казачий круг и был потрясен: откроешь глаза - казаки, батюшка, иконы, слезой шибает от умиления, а закроешь глаза, прислушаешься - сходка братков, где только и слышно, что «горбуша», «икра», «бабки». Что это было? Словно бесы толкнули нас на эту тропиночку... Конечно, отношение общества к нам тогда резко поменялось. Но, надеюсь, эта горькая страница нашей нынешней истории перевернута. Охрана казаками общественного порядка - тоже вопрос не простой. Одно дело - Дон, Кубань с казачьим населением, с элементами казачьего самоуправления и совсем другое - Сахалин.
По поводу статуса... Организовалось Всероссийское казачье общество. Был принят федеральный закон «О государственной службе российского казачества», в котором прописано, что казаки могут заниматься пятнадцатью видами разного рода деятельности (охраной различных объектов, несением службы в нарядах и т. д.). Но что значит могут? Если в развитие закона не принято подзаконных актов, то провозглашенные в законе права - набор фраз. По сей день у казаков нет возможности нести государственную службу, разве что в качестве обычного гражданина РФ...
- А вы хотели бы получить особые полномочия, особый статус? Не кажется ли вам, что государство видит в этом проблему - в том, что вы тяготеете именно к воинской службе? Нет ли ощущения, что власть не знает, что с вами делать, как вас занять, к чему приспособить?
- Возможно, так и есть. В наших генах - служба. Казак выбирает профессию исходя из этого.
Мы ожидали, что закон о казачестве признает, что геноцид казачьего народа имел место, и предусмотрит ряд мер по преодолению его последствий. Нас выселили с нашей земли, нас истребляли физически. Механизм возвращения народов на свою землю есть (кавказские народы, крымские татары). Да, это непросто, есть много нюансов, но, когда власть слушает и слышит народ, всегда находится устраивающее всех решение. Мы мечтаем о том, чтобы в наши родовые станицы вернули реальное казачье самоуправление, начали договариваться с нашей общиной, а не указывать нам, как жить. У нас этот порядок существовал более тысячи лет, до всяческих «новых» социалистических и демократических реформ, эта модель управления для нас естественна. В этом смысле мы можем послужить примером для многих.
Пока же закон о казачестве определяет казака лишь как гражданина РФ, достигшего 18 лет, вступившего в казачье общество. А как же казаки, проживающие за рубежом? А как же этническая принадлежность? Получается, что можно как «вступить» в казаки, так и, передумав через пару месяцев, выйти?! Считаю, что это - непонимание со стороны государства, нежелание разобраться в проблеме. Мы бы хотели видеть такое законодательное определение казака: «гражданин, являющийся прямым потомком казачьего рода и признающий себя таковым». Кровь прежде всего. А поскольку не все потомственные казаки (главным образом молодежь) сохранили интерес к нашим обычаям, образу жизни, культуре, важно признавать казаками лишь тех, кому это действительно нужно! Казаком надо родиться, казаком надо стать, казаком надо быть - говорили наши предки!
- Как казаки ощущают себя сегодня, нашли ли свое место в современном мире?
- Да, нас рассеяли по миру, но мы сохранили свое единство. На Всемирный конгресс казаков на Дону в Новочеркасске - столице мирового казачества, который проводится раз в четыре года, собираются представители казачьих общин от Австралии и юга Африки до Канады и Европы.
Сегодня мы не ждем от нашей работы по развитию казачества, по воспитанию деток сиюминутных ощутимых результатов. Но рано или поздно наш народ будет восстановлен. Не зря говорят: не в силе Бог, а в правде.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 16 сентября 2020

Заголовок в газете: Зачем возрождать то, что живо?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру