Сахалинская киргизская диаспора решает свои проблемы сообща

Сахалинская киргизская диаспора решает свои проблемы сообща
Болотбек Шаршеналиев

О создании Киргизского культурного центра, о киргизской диаспоре на Сахалине, о том, что важно для каждого киргиза независимо от его места нахождения, рассказали активные представители этой национальности - директор этно-кафе «Азия Mix», председатель Киргизского культурного центра «Мурас-Наследие» на Сахалине Улан БОЛОТБЕК и поэт, историк, культурный и общественный деятель, учредитель одноименного Киргизского культурного центра Болотбек ШАРШЕНАЛИЕВ.

Легендарный витязь Манас
- Как в рамках одной статьи познакомить читателя с киргизской культурой? Чем она знаменита?
Болотбек Шаршеналиев:
- «Илиада» Гомера считается эпосом мирового значения. Но с ней не сравним наш героический эпос «Манас»! Подвигам богатыря Манаса, объединившего киргизов, посвящены миллионы строк. Наши сказители (манасчи), не умевшие ни писать, ни читать, могли сутками декламировать «Манас», как будто считывая информацию из космоса. И сегодня разные рассказчики в течение нескольких дней в стихотворной форме по-разному рассказывают одну и ту же историю, не позволяя себе отклоняться от единой сюжетной линии. Это наша национальная гордость, отмеченная ЮНЕСКО и Книгой рекордов Гиннесса. Удивительно, что многие сведения эпоса (например, географического характера) подтверждаются в ходе научных исследований. Это подтверждение того, что в основе «Манаса» лежит не миф, а реальная история.
«Манас» рассказывает о том, как после нападения врагов наш народ рассыпался по всей земле. Приехав на Сахалин, я заметил, что его географические названия как будто свидетельствуют о том, что здесь жили киргизы! Жили и давали земле имена на своем языке: Кунашир (восход солнца), Шикотан (утренняя заря), Уруп (собачий лай), Поронайск (край буранов), Сусуя (фиолетовая вода), Тунайча (прозрачный месяц) и т. д. Я не берусь ничего утверждать, но здесь есть, о чем поразмышлять...
- Знают ли о «Манасе» современные киргизы?
- У любого спросите! Манас - наш герой, наш отец-предводитель, он воссоздал наш народ от 40 родов. Как в любом эпосе, здесь присутствуют элементы сказки, что облегчает понимание простому человеку. Но это - источник мудрости, который и сегодня подсказывает нам ответы на многие вопросы.
- В чем идея культурного центра?
- Наш центр называется «Мурас-Наследие». В зале вы можете увидеть картину художника Бакыта Бегалиева «Наследие», на которой старец рассказывает юному киргизу о том, что костер (жизнь) не должен погаснуть, крыша юрты (государственность) должна быть сохранена, а границы оставаться незыблемыми. Этот завет несколько тысячелетий передается от одного поколения к другому. Киргизы давно потеряли свою империю, у нас долгое время не было своей государственности, мы жили под чьим-то влиянием. Если мы как народ хотим остаться, мы должны знать свою историю, хранить традиции и культуру. В нашем центре как раз и собираются художники, поэты, философы - хранители киргизской культуры. Здесь и танцуют, и поют, и учат детей.
- В культурном центре есть несколько портретов Чингиза Айтматова. Видимо, вы высоко цените его вклад в свою культуру?
- Ценим, но после Манаса. Чингиз Айтматов сам преклонялся перед богатырем-героем. У нас есть Элмирбек Иманалиев, который может часами рассказывать о жизни, о быте, о чем угодно. Мы, киргизы, очень ценим поэтов, мастеров слова, импровизаторов.

В поисках заработка
- Можно ли назвать характерную черту типичного киргиза?

- Мы толерантны, терпимы, тактичны. Приведу пример. Если к сидящим десяти киргизам подойдет один русский, все будут стараться говорить по-русски, даже если подошедший - чужой человек. Мы умеем уступить, не теряя достоинства. Наше отношение к русскому народу заключается в следующем: если бы Аллаху не было это угодно, если бы русские не обладали нужными качествами, Он не дал бы вам во владение землю от океана до океана. Раз у нас общее небо, значит, на то воля Аллаха. Благодаря русским деятелям, учителям у нас в Киргизии появились симфонический оркестр, балет (самый первый в Центральной Азии), надежная медицина, промышленность и т. д.
Много внимания у нас акцентируется на родовых кланах. Каждый с рождения знает о своей принадлежности. Если человек из моего рода умер и его не на что похоронить, любой может упрекнуть меня: «Почему ты за своим не смотришь?» Или если член рода опустился, бомжует, спросится со старшего. Подобная взаимная ответственность у нас в традиции.
- Религиозны ли киргизы?
- Мы - мусульмане. Ислам удержал киргизов от самоуничтожения из-за алкоголя. Как и некоторые другие народы, киргизы погибают от водки – у нас отсутствуют защитные механизмы. Не секрет, что сталинские военные сто грамм сделали алкоголиками полстраны, и только вера не позволила многим спиться и опуститься.
Богобоязненность - лучший вариант для нашего народа. До ислама мы исповедовали шаманизм, и по сей день некоторые посещают древние святые места - мазары. Среди киргизов много ясновидцев.
- Отчего такое количество киргизов приезжает на Сахалин?
- Причина - экономическая, это происходит не от хорошей жизни. Один из пяти миллионов киргизов сегодня рассеян по всему свету в поисках заработка. Знаете, что такое тоска по родине? Когда она снится ночами. Столько семейных трагедий, разлук, разводов...
Но не будем зацикливаться на негативе. Лично я гораздо лучше чувствую себя в сахалинском климате. Море здесь потрясающее! Я пишу стихи, книгу, общаюсь с друзьями.
- Когда приезжий начинает чувствовать себя комфортно? Что для этого нужно?
- Нужна нормальная работа. Любой мужчина - добытчик. Если он приносит в семью кусок хлеба, он становится похож на птицу-самца в брачном танце, он доволен собой, удовлетворен, счастлив. Даже если семья далеко, то, отправляя ей средства к существованию, он чувствует гордость. Я даже посвятил дворникам, их желтым жилетам стихи - здесь нечего стыдиться, потому что, подметая Россию, вы выметаете бедность из своей Киргизии.


Культурный центр
- Расскажите о создании культурного центра. Чем он занимается?
Улан Болотбек:

- Сегодня нас на Сахалине уже больше 30 тысяч: кто-то с российским гражданством, кто-то с киргизским, кто-то уезжает, кто-то приезжает... Но основной костяк живет здесь более десяти лет. Открывая наше этнокафе, мы и не думали, что киргизов так много! Наша восточная еда ценится сахалинцами, и сначала мы ориентировались главным образом на них. Но оказалось, что киргизы, находясь вдали от родины, скучают и по национальной пище, и по атрибутике. Так пришла идея культурного центра. Мы с женой преследовали более приземленные цели (открытие кафе, общение соотечественников), а отец - Болотбек Шаршеналиев - вдохновляет нас на деятельность более возвышенную. С помощью Ассамблеи народов Сахалинской области мы в течение двух лет выходим на большие мероприятия: День России, День народного единства, различные выставки. Этим летом мы заняли первое место на школьной ярмарке, ярче всех представив свою культуру (установили мини-юрту, привезли свою атрибутику, познакомили гостей с национальной киргизской кухней).
Моя супруга Айнура Мукашева, которая также является учредителем культурного центра, руководит национальной танцевальной группой «Ак-Марал». Это детский коллектив: девочки и два мальчика. Когда мы начали активно участвовать в культурной жизни Сахалина, появилась необходимость показывать киргизские национальные танцы. Обратились за содействием к своим же детям и детям знакомых и друзей. Нашли хореографа. Все получилось. Дети не только танцуют, по воскресеньям мы учим их национальным играм, языку. Мальчики, любящие чтение, собираются в Центре и обсуждают книги, беседуют с Болотбеком Шаршеналиевым об истории и культуре.
Воспитание наших детей несколько отличается от местного. Школа, среда, конечно, оказывают влияние, но мы стараемся противостоять плохому (например, распространению нецензурной лексики). Это непросто, но, если из тысячи моих слов хотя бы десять будут услышаны и восприняты детьми, это уже хорошо.
- Вы чувствуете себя на Сахалине как дома?
- Не скажу, что «как дома». Но мы освоились, привыкли. Говорят, где семья, там и дом. Рядом со мной дети, жена, отец. Многие приехавшие на заработки киргизы предпочитают не разлучаться с супругом, чтобы сохранить семью. Потом перевозят детей.
Удивительно, но в прошлом году одна из работниц краеведческого музея поделилась такой своей находкой: среди коренных жителей островов прошедших веков она обнаружила упоминание о киргизах (наряду с айнами, нивхами и другими народностями)! Недаром на островах множество тюркоязычных слов и географических названий. Так что, вероятно, мы в некотором смысле и так дома... Если серьезно, я чувствую себя на Сахалине очень комфортно. Быть может, благодаря знанию русского языка.
- В чем состоят проблемы киргизской общины на Сахалине? Как они разрешаются?
- Главная наша сложность - захоронение умерших. Испокон веков киргизов принято хоронить на родной земле. В сегодняшней Киргизии семь областей, сахалинская диаспора сохраняет это деление. Все насущные проблемы мы решаем сообща, на уровне наших старейшин. Собрать деньги всегда сложно, поэтому это делается организованно, по группам - и тело умершего отправляется на родину.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 19 августа 2020

Заголовок в газете: О чем тоскуют киргизы