На Сахалине православный и исламский лидеры говорят о взаимодействии

На Сахалине православный и исламский лидеры говорят о взаимодействии

О том, как сегодня сосуществуют две религии: ислам и православное христианство, что между ними общего, а в чем верования не совпадают, мы поговорили с их видными представителями.

Суть ислама
Полномочный представитель Верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России на Дальнем Востоке, председатель Духовного управления мусульман Дальнего Востока Ахмад хазрат ГАРИФУЛЛИН:
- Исторически ислам - самая последняя из авраамических (проповедующих единобожие) религий, возникшая в шестом веке (гораздо позднее иудаизма и христианства) на Аравийском полуострове с приходом пророка Мухаммеда и распространившаяся по Ближнему Востоку, а затем и по всему миру. На сегодняшний день из семи миллиардов людей на Земле около полутора-двух миллиардов исповедуют ислам. То есть религиозные масштабы ислама таковы, что это вторая религия после христианства, а конфессионально (учитывая деление христианской церкви на католическую, протестантскую, православную и т. д.), ислам как суннитская школа - самая массовая в мире.
Нужно знать, что в исламе также есть различные течения и школы. Главное существующее разделение - между суннитами и шиитами. Шииты населяют территории современного Ирана и Азербайджана, это 200-300 миллионов человек. Сунниты - «люди середины» по своим религиозным убеждениям, наиболее многочисленное направление в исламе, распространены по всему Ближнему Востоку, Кавказу, Африке и индонезийско-малайзийским территориям.
В переводе ислам - это покорность. Суть ислама в том, чтобы посредством религии привести человека к божественной милости, помочь ему достойно прожить эту бренную жизнь, максимально обустроив его в социуме. Поэтому в исламе очень много внимания уделяется человеческим взаимоотношениям (с родителями, с супругом, с детьми, с соседями). В одной из прощальных проповедей пророка Мухаммеда столько времени было посвящено теме отношения к соседям, что его сподвижники подумали - а не собирается ли пророк включить соседей в список своих наследников!
Что касается отношений супругов, то пророк Мухаммед за всю свою жизнь имел 12 жен. С первой и вплоть до ее смерти единственной - Хадиджей - он прожил 25 лет и имел шесть из семерых своих детей. Последующие 11 жен появились для исполнения пророком его божественного ремесла, по каким-либо социальным (вдовы), политическим (необходимость выстраивать взаимоотношения с соседними племенами) или духовным причинам и поводам.
Религия ислам возникла в продолжение предыдущих Священных Писаний. Священный Коран является тому доказательством, так как сохранил в себе заповеди, ниспосланные Богом ранее, лишь слегка видоизменив их, сделав более практичными. Больше всего сближает ислам с христианством суфизм - в понятии мусульман самым великим аскетом и суфием является Иисус Христос. В честь этой величайшей исторической личности мусульмане дают имена своим детям - Исса, по-арабски Иисус.
У многих вызывают вопросы мусульманские запреты ростовщичества, употребления свинины или алкоголя. Но каждый из них обоснован, и со временем это становится очевидным для человечества. Всевышний, обращаясь к нам, так и говорит: «Я желаю вам только облегчения, не желаю сложности». Но люди так устроены, что любое повеление свыше сначала воспринимают как некое навязывание…
Сегодня ислам переживает не самые лучшие времена с точки зрения полного его понимания последователями. Впрочем, это касается и христиан. Сколько россиян называют себя таковыми? А сколько из них исповедует, изучает и знает свою религию? Отсутствие глубоких знаний в нашей религии привело к таким явлениям, как терроризм, экстремизм. Для некоторых организаций и даже государств это удобное прикрытие - под лозунгом ислама преследовать свои преступные цели. Это клевета, приведшая к потере авторитета, удар для нашей религии - понятия «террорист» и «исламист» в 20 веке стали тождественными. И абсолютно незаслуженно! Ни одна религия априори не может нести в себе или оправдывать терроризм, потому что это противоречит ее сути - повиновение Богу и принесение мира обществу. Священный Коран гласит: тот, кто убьет одну душу, не имея на то оснований и прав, тот словно убил все человечество, а тот, кто спас одну душу, приравнивается к тому, кто спас все человечество. И вероисповедание (либо приверженность атеизму) здесь не имеют значения. Право убить появляется лишь при необходимости самозащиты или защиты своего достоинства, своих близких, во время военных действий. Важно понимать, что из полутора миллиардов мусульман во всем мире идеологию экстремизма поддерживает не больше десяти миллионов человек. И мусульманская община воспринимает их даже не как опухоль на своем теле, а как нечто абсолютно инородное, стороннее, не имеющее отношения к исламской религии.

Немного истории
Для России ислам - вовсе не нечто новое. Волжская Булгария (сегодня это территория Татарстана), соседствовавшая с Киевской Русью, а затем с Московским княжеством, добровольно и официально приняла ислам в 922 году. И только через 66 лет князь Владимир в Киеве принял христианство. Случилось так, что в одном веке два разных народа, мирно сосуществующих на протяжении тысячелетий, приняли две основные на сегодняшний день мировые религии. И еще тысячу лет эти народы, выбравшие для себя разные государственно-политические устройства, прожили на одной территории, превратившись потом в единый Советский Союз. В XVI, XVII, XVIII, XIX, XX веках мы совместно оберегали свою отчизну. К примеру, Великая Отечественная война показала истинное лицо ислама, когда российские мусульмане объявили истинный джихад фашистской Германии (в отличие от лозунга, используемого современными деструктивными организациями, запрещенными в большинстве стран мира) - священную борьбу за свою территорию и своих близких. И это произошло несмотря на то, что с 1927 по 1937 год советская власть разрушила более 15 тысяч храмов, сослала либо казнила десятки тысяч священнослужителей. Мусульмане не затаили обиду, не собирались отдавать землю своих предков, поддержали советский народ в борьбе с захватчиками. Это наглядно показывает, как мусульмане относятся к иноверцам и атеистам, каков истинный характер мусульманина.
При этом ислам очень мирная религия. В истории завоевания исламом других государств вы не найдете несправедливости - мусульмане не уничтожали захваченные культуры, оставляя нетронутыми даже чужие храмы.

Универсальность религии
- Существуют ли непримиримые противоречия между исламом и христианством? Насколько смело называть их родственными религиями?
- На мой взгляд, они родственные. По опыту общения с христианскими священнослужителями я знаю о существовании разных мнений на этот счет - человеческий фактор всегда и везде играет существенную роль. Есть фанатики, которые категорически против любого взаимодействия. Но один из наших праведников говорил: «Человек враг того, чего не знает». Если мы не знаем какую-либо культуру или религию, мы воспринимаем ее враждебно - именно от того, что не знакомы с ней. Так, в средневековье христианство негативно относилось к наукам, не понимая их. Ислам долгое время не принимал философии и логики, подозревая здесь зло, а не полезный любому мыслящему человеку инструментарий (до тех пор, пока один из мусульманских богословов не заявил: «Нельзя доверять религиозным знаниям того, кто не имеет знаний по философии и логике»). Это же относится и к отношениям между религиями. Пророк Мухаммед говорил, что мы - Божьи посланники, дети разных матерей, но вера у нас одна. Для образованных богословов, ученых это так и есть. Надеюсь, эта мысль в недалеком будущем станет доступна и простому народу. Первый человек, первый праотец и первый пророк - Адам. И до последнего человека - все это одна Божественная привязь. Бог один. И система Божественная - одна (может отличаться лишь во временном формате, в зависимости от конкретной эпохи).
Поэтому, когда я слышу от христианских богословов «ваш Аллах», мне становится смешно. Аллах - одно из ста имен Всевышнего, наряду с другими: Всевышний, Милостивый, Милосердный, Творец, Создатель, Господь... Суть и христианства, и ислама заключается в признании, что Абсолютный Творец или Отец, или Аллах - он один. Вы знаете, что в Сирии, при ведении христианского богослужения используются арабские термины: «С именем Аллаха», «Аль-Хамду ли-Ллях» (вместо «слава Богу»), «Иншаллах» (вместо «на то воля Божья») и т. д. Потому что эти термины - универсальны! Они не могут быть присвоены какой-то одной религией.
Согласно Священному Корану, существование разных народов и племен задумано Всевышним не для розни, а для того, чтобы мы познавали друг друга. Наша многонациональность, многорелигиозность, внешние различия и языки существуют, чтобы мы были интересны друг другу, путешествовали, изучали культуры, расширяя свой кругозор. Ведь человек - наместник Бога на земле, ему дарована вся благодать этого мира. Уже пять лет я преподаю основы ислама православным батюшкам в Хабаровской семинарии. Зачем? Священнослужители должны знать обо всех мировых религиях, это неизменно вызывает живой интерес с их стороны. Тем более это важно в таком многонациональном государстве, как Россия. Живя здесь, мы должны не искать, не выдумывать глобальных, объективных различий между религиями (их нет!). Нас и так всегда пытаются разделить, раскачать взаимное недовольство на национальной почве, посеять раздор. Наше различие лишь в восприятии религии, в атрибутах, в традициях, в деталях. Но точек соприкосновения гораздо больше!
В исламе очень многое прописано до самых мелочей: от соблюдения мер гигиены до сути космических процессов. Освоив обрядовую, бытовую, внешнюю часть, человек начинает работать над собой, над своим эго, над своими страстями.

Собственное духовное развитие
- Как мусульманин должен относиться к иноверцу, не следующему столь четким предписаниям? Как сохранить искренние добрососедские отношения?
- В Коране Всевышний обращается отдельно к верующим (мусульманам), к христианам, к иудеям, к неверующим и к язычникам. Но при этом ко всем относится равно.
Каждый человек воспринимает другого по мере своего духовного развития и воспитания - чем он ближе к Богу, тем он благосклоннее к людям. Истинно верующий не осуждает других, не обвиняет в неверии, не ищет изъянов. Работайте над своими недостатками - у вас времени не хватит на чужие!
- Допустимы ли браки мусульман с иноверцами?
- Канонически допустимо брать в жены христианку или иудейку (мы в равной степени любим и ценим Христа и Моисея), а женщина-мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. Но сегодня, по милости и замыслу Всевышнего, мир меняется и совершаются разные браки.

Христианство как таковое
Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский, владыка АКСИЙ:

- Христианство - одна из авраамических религий (что является одной из точек соприкосновения христианства с исламом), зародившаяся две тысячи лет назад с пришествием в мир Христа Спасителя, с воплощением Сына Божия.
Воплощение Христа - это принятие на Себя человеческой плоти: израненной, болезненной, искалеченной грехом (в этом смысле Христос ничем не отличался от нас). Но являясь соединением Божества с человечеством, Он не совершал в своей жизни грехов и уже этим от нас отличается совершенно.
Каждый год мы празднуем Рождество Господа Иисуса Христа, или Сына Божия по плоти. Однако не было времени, когда бы Сын Божий не существовал - это важнейший догмат христианской веры. Две тысячи лет назад произошло именно Его воплощение. Кстати, принятое почти во всем мире летоисчисление ведется как раз с Рождества Христова, и никто против этого не выступает.
Как пришествие Христа на землю изменило мир? Ответ на этот вопрос принципиально важен для нас. Христианство отличается от любой другой религии тем, что Бог никогда так не приближался к человеку - ни в одной религии нет такого, что Бог воспринял на себя человеческую плоть. Да, Он слышит нас. Да, Он исполняет наши прошения. Да, Он прощает. Но ни в одной доктрине (кроме христианской) Бог не соединяется с человеком, не становится человеком! Соединяется неизменно, нераздельно, неразлучно.
И среди самих христиан были люди, которые не могли допустить, что Святой Бог, Абсолют, Высшая сила, соединился с бренным человечеством. Ведь человек - по своей природе греховное существо, в большей степени склонный к совершению зла, чем к добру (что не означает невозможность эту данность исправить). Как же произошло такое соединение - совершенного и обыденного?! Заблуждающиеся разделяли человеческую природу (плоть) и душу, считая, что греховное начало, низменные страсти связаны именно с плотью, а дух - свят и устремлен ввысь. Следующим шагом такого заблуждения было стремление освободиться от этих бренных оков, от тела. Но христианство не разделяет таких взглядов: и тело может быть свято (именно поэтому христиане с таким почтением относятся к погребению умерших и местам захоронения). К телу следует относиться как к храму Духа Святого. Избавляясь от страстей, от греховных привычек, недостатков и пороков, мы преображаемся вместе с нашим телом.
Христианство - это, пожалуй, единственная религия, где на первом месте стоит не учение Христа (как многие думают), не Его морально-нравственные принципы, а сама личность Христа. Когда Христос пришел на землю, в религиозных отправлениях было много внешнего: исполняешь закон и ты спасешься. Но апостол Павел говорит римлянам, что исполнение закона само по себе не может спасти, важно то, что происходит внутри тебя – если есть жажда мщения, зависть, соблазн обокрасть и т. п., то это нужно исправлять. Сам Христос обличал фарисеев, служителей законов, книжников, саддукеев (последователей иудейских сект, которые только внешне все делали правильно), сравнивая их с гробами: «снаружи вы красивы, а внутри полны смрада и зла».
Сама личность Христа важна для нас вот почему. Христианство сознает - одних человеческих сил не хватает, чтобы превозмочь в себе тягу к совершению зла. Мы можем воодушевиться, преисполниться решимости вести праведную жизнь, но надолго этого воодушевления не хватает. И христианство собирает людей, которые понимают свою греховность и хотят исправиться, стать лучше, прося на это помощи у Бога. И Бог подает. Для этого необходимо было воплощение Христа, чтобы Бог Дух стал человеком. Сами, только своими усилиями, мы спастись не можем. Бог нам отвечает, но Он - далеко. А какая связь между Богом и человеком? И вот Христос, Сын Божий реализовывает эту связь в Своем Теле, в Своей жизни. Теперь мы молимся Ему о нашем спасении.
Придя в мир, Христос изменяет уже ниспосланные иудейскому сообществу заповеди (заповеди Моисея), наполняет их любовью. Они остаются актуальными и для современных христиан, но как бы актуализируются для нас Христом. Примером нового наполнения старого учения может служить послание апостола Павла к хозяину беглого раба, в котором апостол велит принять беглеца как раба, но относиться к нему как к брату. Кстати, нигде в христианстве вы не найдете призывов свергать рабовладельческий строй. Если ты раб, то оставайся в этом состоянии. Если ты господин, то будь им, но жалей своих рабов. Любое служение в этом мире временно (в контексте вечности). С утверждением христианства становятся важны не столько товарно-денежные отношения, отношения власти-подчинения, а личная преданность, ответственность за ближнего, взаимная любовь.
Свое учение Христос доводит до необразованной паствы с помощью притч - иначе оно бы не было понято простыми людьми.

Личность Христа
- Последователи не всех религий признают божественную сущность Христа, не так ли?

- В историчности Христа, в его бытии на земле никто не сомневался. Сомневались в том, кем он был: Богом (и сколько в нем было божественности) или человеком? Монахи, ведя очень суровую жизнь, которая тем не менее не могла победить человеческой греховности, не понимали - как возможно Святому Богу сродниться с человеком?! Им казалось, что это недостойно Бога. Но в этом акте как раз и проявляется любовь, Бог смирил Себя и принял греховную человеческую природу, чтобы исцелить ее. Поэтому мы и говорим, что Христос не судья, а врач. Ту тайну соединения Бога с человечеством в момент зачатия Христа мы постичь пока не можем, но это вовсе не значит, что этого не было.
Ислам рассматривает Христа как пророка, не как Сына Божьего. И пророк Мухаммед, провозвестивший учение от Аллаха, в сравнении с Христом, имеет для мусульман первостепенное значение.
- Как исторически ислам связан с иудаизмом и христианством?
- Патриарх Авраам родил сыновей Исмаила и Исаака. От Исаака возникло иудейство и впоследствии христианство, а от Исмаила пошли исмаильтяне, народ, который позже принял мусульманство.
Я бы не стал говорить, что между нашими религиями существуют непримиримые противоречия. Да, у нас разные доктрины. Но если не вступать в богословские дискуссии, диспуты, можно смело утверждать - нравственные критерии и позиции, морально-этические нормы у нас одни. Каждая религия несет мир, добро. Крайние формы верований, выражающиеся в религиозном экстремизме и сепаратизме, - явления абсолютно неприемлемые ни для какой традиционной религии. Безусловно, есть люди, которые придерживаются этих воззрений, но эти воззрения носят скорее политический характер, нежели религиозный.
В моем окружении много хороших товарищей-мусульман, и у нас очень много похожих воззрений на современность (то, что не касается вероучительной точки зрения). Повода враждовать у нас нет никакого.

В рамках одного государства
- Значит, не должно быть повода для вражды и у других людей, приверженцев разных религий?
- Думаю, что не должно быть. Нам предстоит большая работа - объяснить молодежи различия между правильным пониманием ислама и неправильным (экстремистскими воззрениями и т. д.), между правильным пониманием христианства и неправильным. У нас тоже случаются казусы, за которые бывает стыдно (как захват монастыря на Урале одним схимником). Подобные вещи вообще не нужно ассоциировать с религией, здесь речь идет о духовном повреждении конкретных людей.
Такие традиционные ценности ислама как отношение к родителям, почтение к старшим, заслуживают безусловного уважения и внимания.
Россия - удивительное государство, где достаточно мирно сосуществуют самые разные религии. В рамках одного государства находятся регионы, население которых преимущественно исповедует ислам или буддизм. Конечно, межрелигиозные конфликты случались, но они не привели к распаду страны (как это вышло в Европе, когда рассыпались огромные империи: Римская империя, Византия, Османское владычество). Нам следует и далее мирно сосуществовать, избегая трагических столкновений на религиозной почве (это самые страшные войны в истории человечества). Вспомним Великую Отечественную войну, когда для советского народа утратили значение религиозные различия, все воевали за свою землю и свою семью (а эти понятия для всех одинаковы), спали в одном окопе и ели из одной чашки. Благодаря единодушию мы выиграли эту войну. И в мирной жизни мы должны руководствоваться этими принципами. Простому человеку нужно учиться принимать других людей с иными воззрениями и убеждениями.
Заслуживает внимания такой факт - многие иноверцы почитают христианские святыни. Мусульмане почитают святителя Николая. Святитель Алексий излечил жену татарского хана Тайдулу и за это почитаем в том числе и иноверцами...
- Как христианство относится к бракам с иноверцами?
- Такие браки допустимы, но в этих случаях не может быть совершено Таинство Венчания. И я вижу в союзах людей из разных религий такую сложность - поскольку воспитание происходило в разных культурах, это неминуемо наложит отпечаток на воззрения человека и может привести к конфликтам. С другой стороны, повод для конфликтов может найтись и без этого... Нужно уметь преодолевать разногласия в семье. Две души, одно тело - никакой связи Бог не поставляет выше связи между мужем и женой.
Венчание возможно лишь между православными и католиками или протестантами (при условии, что дети в семье будут воспитываться в православии).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 5 августа 2020

Заголовок в газете: Нам ни к чему искать противоречия

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру