Сахалинская школа «Эврика» соберет одаренных ребят в летнюю смену

Сахалинская школа «Эврика» соберет одаренных ребят в летнюю смену

Один из литературных героев Александра Солженицына ратует за «неравенство, основанное на истинных дарованиях, природных и развитых». О том, что все мы в разной степени наделены талантами и способностями, известно любому педагогу. О даровитых детях и возможностях, созданных в регионе для их развития, мы поговорили с начальником отдела выявления и поддержки одаренных детей Центра выявления и поддержки одаренных детей Регионального центра оценки качества образования Сахалинской области Татьяной СУНИК.

Погружение в науку
- Областная школа для одаренных детей «Эврика» существует уже более 30 лет. Долгое время поддержку проекту «Эврика – путь к успеху» оказывает компания «Эк-сон Нефтегаз Лимитед». Изначально школа работала по физико-математическому направлению, а с 2014 года было введено химико-биологическое. С 2015 года школа «Эврика» перешла на трехсессионный формат - к одной ежегодной летней сессии (21 день учебно-воспитательного лагеря) мы добавили весеннюю и осеннюю (по семь дней в период каникул). В «Эврике» учатся очень мотивированные ребята, которые увлечены наукой. Они приезжают на сессии не отдыхать, а получать новые знания, погружаться в предмет. Мы также стараемся делать большой упор на практические занятия, которых не хватает в школьной программе.
В школе «Эврика» ребята занимаются углубленным изучением предметов. В рамках трех смен, а также посредством индивидуальных образовательных маршрутов мы готовим эвриканцев к участию в олимпиадах различного уровня.
Всего за все время существования школы через нее прошло около 900 ребят.
- Как вы думаете, одаренные дети – это природный талант, продукт воспитания или результат трудолюбия?
- Одаренными принято называть одновременно талантливых и мотивированных детей, которые ставят цель (в нашем случае в направлении наук) и достигают ее. Общеизвестно, что предметы естественно-научного цикла очень сложны. Для успешного решения заданий олимпиадного уровня тоже необходимо нестандартное мышление. Наши ребята способны выдать результат только взглянув на задачу, не придавая большого значения привычной последовательности действий в ее решении. Они не просто интересуются, а живут наукой. Учащиеся «Эврики» отлично заявляют о себе на конкурсах научно-практической деятельности, олимпиадах, сдают Единый государственный экзамен на высокие баллы и успешно поступают в ведущие вузы России.
Что способствует развитию имеющихся способностей? Безусловно, среда, в которой находится ребенок, оказывает существенное влияние. Примером может служить Сергей Прокофьев, выросший в музыкальной семье и сочинивший первую пьесу в пять с половиной лет, а в девять лет написавший свою первую оперу. Помимо благоприятной среды важны твои умения, желание и труд. Без этих компонентов невозможно быть успешным. Не будем забывать и о роли наставника, заинтересованных в тебе учителей.
Есть дети, которые блещут знаниями словно «вопреки» - ни среда, ни наследственность не способствуют развитию талантов, а ребенок при этом «поцелован Богом» либо просто хочет для себя другого будущего и стремится к этому.

Что такое талант
- Какие «минусы» обычно сопровождают талант? Перфекционизм, синдром отличника – как эти стремления отражаются на ребенке?
- Как правило, талантливые, одаренные, гениальные дети имеют сложности социализации. Ребята настолько заинтересованы наукой, что у них может быть небольшой круг общения, они мало времени проводят со сверстниками на улице. Вся жизнь такого уникума – кружки, задачи, лекции, словом - все то, что связано с новыми знаниями.
Не могу сказать, что нашим детям свойственен перфекционизм. Обычно их работы не являются идеально чистыми или аккуратными. Мне даже кажется, что одаренность больше склонна к хаосу, чем к стремлению к совершенству. Слишком большой объем знаний порождает некоторый хаос в мыслях. Хаос во внешнем виде тоже очевиден – им попросту не до этого. Возможно, беспорядка нет в структурированности и решении каких-то практических заданий... Но это не касается остального: одежды, рабочего места, личных вещей, организации своего дня и т. д.
Синдром отличника тоже не применим к одаренному ребенку. Будучи большим талантом в физике, он запросто может не показывать блестящих результатов в литературе. Талант – это выдающиеся способности человека. Усидчивость и усердие же требуются там, где приходится работать. Золотой медалист – не всегда талантливый ребенок (ответственный, исполнительный – безусловно, да). Опять-таки, можно усиленно зубрить и тратить всю свою жизнь на изучение материалов. А одаренному ученику достаточно послушать учителя на уроке и при этом нет необходимости дополнительно изучать новую тему.
- Расскажите о педагогическом составе школы «Эврика».
- С ребятами работают высококвалифицированные специалисты из Сахалинского государственного университета, из Новосибирского государственного университета, из Института ядерной физики имени Герша Будкера, из Санкт-Петербургского университета, Северо-Восточного университета города Якутска и других ведущих вузов России. Это доктора и кандидаты наук, профессора. Важно, что они практикующие педагоги и работают в специализированных учебно-научных центрах, где учатся очень талантливые, способные в направлении естественно-научного цикла ребята.
Хочу отметить, что возраст педагогов невелик (несмотря на статус кандидатов и докторов наук), это – молодежь, современные «сумасшедшие ученые», которые быстро находят личный контакт с ребятами и заражают их своим горением. Чего стоит один рэп-батл на тему химбио!
Преподаватели с удовольствием, а многие и не один год, приезжают на «Эврику». Они ждут встречи с нашими сахалинскими детьми. Педагоги школы «Эврика» поддерживают связь с учениками от сессии до сессии, консультируют онлайн, выступают наставниками их научных проектов. К сожалению, летняя сессия в этом году пройдет без очного участия наших коллег-преподавателей из других регионов России. Но мы обязательно организуем онлайн-занятия с ними.

Индивидуальный подход
- Как осуществляется набор в школу?

- Набор в школу «Эврика» происходит на основе успеваемости учащихся, в результате участия в олимпиадах муниципального и областного уровня, конкурсов научно-практической деятельности.
Мы принимаем ребят, окончивших седьмой класс. То есть из сессии в сессию к нам приходят ученики с восьмого по 11 класс. Редко, но все же случается, что попавший к нам ученик понимает - уровень школы слишком высок для него. Такие ребята, как правило, быстро отсеиваются.
Бывает и так, что очень грамотный и замечательный ребенок отвечает отказом на очередное приглашение «Эврики»: «Я устал. Я эту сессию пропущу». Мы даем возможность ему отдохнуть и возобновить обучение в дальнейшем, потому что потенциал у наших ребят огромный.
- Расскажите подробнее о предстоящей летней смене.
- Сессия пройдет с 17 июля по шестое августа на базе учебно-тренировочного центра «Восток». В ней примут участие 180 ребят: представители науки (дети, проявившие свои способности в направлениях физмат, химбио и филология), культуры (хоровое пение) и спорта (баскетбол).
Смена организована по модели образовательного центра «Сириус» города Сочи. Проведение смены по такому формату позволяет «перемешать» детей с разными интересами (наука, культура и спорт), дать возможность им обменяться опытом, взаимно обогащая друг друга. Поэтому программа пребывания детей в «Эврике» построена так, что спортсмен придет послушать занимательную лекцию по физике, а юный физик возьмет мастер-класс по вокалу. Все ребята смогут поучаствовать в различных соревнованиях и культурных мероприятиях.
- Как попасть в школу «Эврика»?
- Вся информация есть на нашем сайте. Теоретически заявиться может любой ребенок, но для этого нужны определенные способности, уже подтвержденные конкретными достижениями. В школу «Эврика» зачисляются ребята, которые являются победителями и призерами на школьном или муниципальном уровнях Всероссийской олимпиады школьников (эта база у нас в руках, мы ею активно пользуемся). Есть такое понятие, как успешный ребенок – например, интересующийся предметом дополнительно. Мы даем шанс и таким деткам.
Как правило, заявку на участие ребенка в сессиях «Эврики» направляет школа – учителя лучше всех знают о способностях своих ребят. Вообще, при выборе участников необходим индивидуальный подход. Например, хорошо известный нам ученик на региональном этапе олимпиады решил теоретическую часть, набрав максимальное количество баллов, а к практической – даже не приступил. Причин для этого может быть несколько, приходится лишь гадать о них... Но ребенок настолько талантливый, настолько поглощен предметом (вплоть до того, что все личные средства тратит на покупку обучающей литературы), что вычеркнуть его из списков просто невозможно!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 29 июля 2020

Заголовок в газете: Талантливые дети сосредоточены на своем пути