Сахалин - остров, объединяющий народы

Сахалин - остров, объединяющий народы
Фото предоставлено Ассамблеей народов Сахалинской области

Далеко не все жители области родились и провели свое детство на островах. У многих из нас иные родины. Когда же город или село становятся своими? Наверное, когда, шагая по улицам, ты думаешь: «Вот мой магазин. Вот моя поликлиника. Вот в этом дворе я уже гуляла с детьми, и в этом, и в этом…» Если по городу тобой проложены все основные маршруты; новая брусчатка и клумбы появляются «у нас», а не «здесь у них»; удавшиеся торжества на городских площадях вызывают гордость, значит ты прижился, освоился. Что еще необходимо приезжим для обретения уверенности на новом месте, узнаем у председателя Совета Ассамблеи народов Сахалинской области Майи КИРИЛЛОВОЙ.

Интеграция в культуру
- Для чего создана и как давно существует Ассамблея народов?

- Ассамблея народов Сахалинской области была создана в 2014 году как отделение Всероссийской Ассамблеи народов России (существует 25 лет). У истоков нашей работы стоял Саркис Акопян, который и собрал представителей общественных объединений по национальному признаку (семь учредителей), создавших региональное отделение Ассамблеи. С 2018 года обязанности председателя организации возложены на меня.
Сегодня в Ассамблею входит 12 объединений. Это диаспоры: узбекская, киргизская, таджикская, армянская, дагестанская, татарская, азербайджанская и другие. Среди участников – общественные организации «Братство Александра Невского», «Союз казаков». Активность определенных диаспор и их представителей – разная. У кого-то лучше получается представлять свою культуру, а кто-то, хоть и стремится проводить мероприятия, проявлять активность, еще не имеет необходимого опыта. И для того, чтобы помогать друг другу в организации культурной жизни и деятельности, чтобы поддерживать связь с правительством, с государством, с самыми разными общественными объединениями, была создана Ассамблея. Тем более что поток мигрантов значительно увеличился, растут диаспоры киргизов, узбеков, таджиков, азербайджанцев, увеличивается количество детей в диаспорах.
Сегодня мы главным образом ориентированы на развитие культурной жизни: организацию национальных праздников, обучение детей родному языку, знакомство со своими историческими и культурными корнями. Также важна интеграция привезенных на Сахалин детей в русскую культуру, в русский язык, приведение к нашим законам и порядкам. Зачастую ощутима большая разница между восточной и российской культурой, между уровнями развития гражданского общества, межличностных отношений. Проблемы были. Слава Богу, последние пять лет успешно работают образовательные, культурные программы, интеграция проходит без помех и противодействия.
- Приведите пример, какая деятельность может способствовать этой интеграции?
- Уже шесть лет существует проект «Уроки дружбы». Его идея – рассказать сахалинцам о культурных кодах, традициях и обычаях восточных национальностей, а «восточным» детям (например, ученикам южносахалинской средней школы № 4, где 70% детей – представители узбекской, киргизской, таджикской национальностей) рассказать о русской культуре.
Уроки дружбы проходят в игровой форме. Например, ребята с нашей помощью организуют несколько станций, где рассказывают о своих национальных костюмах, культуре, блюдах и праздниках. А «красной полосой» мероприятия идет лекция «Чехов и Сахалин» - для всех детей без исключения.
Когда мы задумали рассказать о национальном празднике Навруз, оказалось, что даже восточные дети не всегда осведомлены о его сути. Мусульманский Новый год? Ничего подобного! Этот праздник на три тысячи лет старше мусульманства, но действительно посвящен весеннему равноденствию, встрече Нового года. Детям киргизской, узбекской и других национальностей мы рассказываем о русском празднике – Дне семьи, любви и верности. Ребята охотно участвуют в интерактиве – на баннере нарисованы ромашки, на белых лепестках которых дети оставляют свои пожелания, послания семьям других национальностей. Так вот, послания – практически одинаковы что у русских, что у армянских, что у узбекских детей (лишь с разным количеством орфографических ошибок)! Желание добра и любви одинаково свойственно всем. Понимание сути национальных праздников друг друга, смысла ношения национальной одежды сближает ребят еще больше. Мы стали практиковать совместные праздники.
Принято мнение, что межнациональные вопросы праздниками не решаются. Это не так! Прежде чем праздник состоится, минует много времени, проведенного совместно: репетиции, другая подготовительная работа. А это все – объединяющее общение, когда ребята поправляют друг другу костюмы, обнаруживают сходство культур (например, очень похожие движения в танцах), завязывается дружба. Так решается главная задача проекта – чтобы дети мигрантов интегрировались в российскую культуру, но при этом не забывали о своей идентичности. И это взаимообогащающий процесс. Дело в том, что та степень уважения к старшим, иерархический склад восточной семьи, четкое понимание места в жизни каждого ее члена может во многом служить хорошим примером для «коренных» сахалинцев. С другой стороны, многим мигрантам не мешало бы принять наш, более демократический взгляд на семейные взаимоотношения – в русских семьях принято выслушивать детей, учитывать их мнение, обращать внимание на их позицию по многим вопросам.
Воплощалась идея уроков дружбы в Южно-Сахалинске, затем мы распространили ее на всю область. Сейчас проект признан одним из лучших в стране и вошел в сборник национальных проектов Общественной палаты РФ.


Вместе противостоять неприятностям
- Каким образом национальный вопрос решался в вашей собственной семье?

- Я как раз и начала заниматься этой деятельностью благодаря своим детям. Моя мама – армянка. Но дети не видели свою бабушку и до определенного времени не были в Армении, не знали своих корней. А мне очень хотелось им рассказать о том, что это древняя нация, с глубокими корнями и богатой культурой. Мы начали изучать язык, ходить в танцевальный кружок (фольклорный ансамбль «Аракс»). А чтобы этот процесс наладить и поддержать, пришлось взять над ним «шефство». В итоге мы расширились, стали помогать и узбекам, и киргизам. Сегодня я с гордостью могу сказать – в этом году у нас открылся Киргизский культурный центр, где дети вовлечены в культурную национальную жизнь. К сожалению, пандемия COVID-19 не позволила нам провести Навруз…
С другой стороны, эпидемия показала, что в нестандартных, сложных в социальном плане ситуациях мы можем здорово поддержать друг друга. Ведь большинство мигрантов потеряло работу – львиная доля людей была занята в сфере обслуживания, которая вынужденно простаивала. Но люди не теряли бодрости духа, активно включились в волонтерскую деятельность. Мы развозили горячие обеды, продуктовые наборы, собирали между собой помощь для многодетных семей, покупали и подвозили лекарства. Позвонили из азербайджанской диаспоры и предложили передать 60 килограммов меда для нуждающихся в продуктах. Необходимость объединиться для преодоления трудностей стерла грани национальностей, недопонимание и отчуждение, привела к осознанию – мы можем выжить, только если будем объединены, будем помогать друг другу.
- Что можете сказать о роли молодежи в вашем движении?
- С 2014 года уже подросло новое юное поколение, вслед ему идут более молодые. Радует, что нам удается интегрировать молодежь в российское гражданское общество. Повторюсь, наша задача в том, чтобы приезжие, не отрываясь от своих культурных корней, становились полноценными гражданами России. Полной ассимиляции никто не ждет. Но мигранты должны понимать, что они – граждане РФ и, при всей своей идентичности, обязаны исполнять законы нашей страны. Приведу самый обыденный пример. Вы – восточный мужчина, вы привыкли, что женщина ходит в длинном платье и парандже. Но когда вы видите наших девочек в мини-юбках, с непокрытыми волосами, это не дает вам права думать, что русские девушки более доступны. Вы должны научиться уважать наши обычаи и наших женщин с их взглядами на жизнь, не давая своей оценки их поведению и внешнему виду. При этом в своей личной жизни, с согласия своих женщин (сестры, жены, дочери), вы можете придерживаться ваших традиционных взглядов. Нам всем важно научиться не покушаться на свободу других!
Наблюдая за тем, что происходит в Европе, в Америке, я четко осознаю – у нас этого никогда не произойдет! Русский народ всегда принимал любую национальность, но при этом не прогибался и не угождал. У нас есть свои законы, свои традиции, мы живем в соответствии с ними. А Сахалин – вообще уникальный остров: 90% населения – приезжие (каждый со своим «багажом»). И статус «сахалинец» многое значит для нас: когда ты выезжаешь с острова и где-то встречаешь «своего», слышишь слово «Сахалин», то воспринимаешь человека как родного. Вероятно, чем сложнее природные условия проживания, тем лучше и добрее населяющие регион люди. Нам приходится совместно превозмогать трудности, и в процессе мы начинаем душевнее относиться друг к другу. Удивляет, когда друзья из средней полосы России жалуются: «Восемь часов простояли на дороге со спущенным колесом, и ни одна машина не остановилась!» Представить такую ситуацию на Сахалине или Курилах сложно. Особенно, если неприятность случилась зимой. Это нормальное движение человеческой души – помочь другому. Помочь, не спрашивая, а какой национальности принадлежит лицо, нуждающееся в твоей поддержке…
Островитяне понимают, что всем нам необходимо найти в этом социуме общий язык, чтобы жить хорошо, достойно и комфортно. А там, где ты начинаешь причинять кому-то дискомфорт, должна заканчиваться территория твоего комфорта!


Отметить достойных
- Расскажите о ближайших планах Ассамблеи.

- Отпразднуем День семьи, любви и верности. Возможно, в июле проведем Сабантуй, который не состоялся из-за ограничений распространения коронавируса. Ждем очередной слет Братства Александра Невского, который организует молодежный палаточный лагерь «Берег притяжения» - ребята всегда очень активно участвуют в этом мероприятии.
К четвертому ноября (День народного единства) мы подготовим благодарственные письма и отметим тех членов Ассамблеи, которые проявили сплоченность и достойно показали себя в период пандемии. Когда нагрянул COVID-19, вышло распоряжение правительства РФ о снятии ограничений с нарушивших условия проживания в РФ (сроки проживания истекли, нахождение на территории России стало незаконным). Появилась возможность за эти два месяца легализовать всех лиц этой категории. Мы очень активно включились в работу: проговаривали условия легализации со всеми диаспорами, встречались с их представителями, объясняли, что можно сейчас, бесплатно, абсолютно законно получить разрешение на проживание, получить возможность работать. Здесь хорошо сработали диаспоры. Они же очень ответственно и молниеносно реагировали на появление контактных по коронавирусу – буквально в течение одного-двух часов находили людей и передавали врачам, пресекая распространение болезни. Сплоченность и желание помочь были налицо. То же касается распоряжений о ношении масок, о запрете выходить на улицу. С учетом того, что многие семьи мигрантов – многодетные, все старались соблюдать рекомендованный режим. Мне только звонили и уточняли, когда уже будет можно вывести на прогулку пятерых детей… Люди доблестно держались, не нарушая общих для всех требований.


Нам нужно учиться дружить
- То есть к вам лично может напрямую обратиться каждый представитель любой сахалинской диаспоры?

- Конечно. Мой телефон указан и на сайте Ассамблеи, и на сайте МВД. Когда у людей возникают сложности (вопросы по гражданству, по прописке, по работе и т. д.), они звонят в любое время дня и ночи. Я направляю, даю нужные номера телефонов, прошу перезванивать, если что-то не получается, мы проводим рабочие встречи.
Ассамблея как связующее звено между властью, обществом, мечетью, с одной стороны, и представителями диаспор, с другой, - очень эффективна. Незнание русского языка и страх оказаться непонятым, чужим, ненужным (что свойственно восточному менталитету) не скажу, что легко, но с нашей помощью все же преодолевается. Русская нация вполне добрососедски относится к другим народностям. Не буду говорить о толерантности – ненавижу этот термин (в медицине толерантность означает ситуацию, когда организм не в состоянии исторгнуть из себя инородное тело и вынужден примириться с ним, как с частью себя – по сути своей крайне негативный термин). Наши, вполне подходящие к теме слова: добрососедство, доброжелательность. Я считаю, у нас не может быть толерантности, мы не должны терпеть и приспосабливаться, мы не готовы принять все то, что нам предлагают (в частности, Запад). Нужно учиться дружить с теми, кто уважает вас и идет к вам навстречу.
Возвращаясь к особенностям менталитета… Ты объясняешь человеку, как ему поступить: позвоните, запишитесь, продлите действие документа. А он не верит: «Бесплатно? Так же нельзя! Кому-то надо заплатить?» Еще раз проговариваешь, что никому платить не надо, достаточно прийти вовремя и предоставить нужные бумаги. Но человек не верит: «Так не может быть! Значит, потом как-то обманут…» Поражает, насколько у них на родине, судя по всему, неуважаем закон и насколько развита коррупция! Люди не верят ни в законность, ни в порядочность других. Более того, те мигранты, которые выходят из правового поля, как правило, были привезены на Сахалин и обмануты представителями своей же национальности. Им приходится объяснять и доказывать, что все необходимые процедуры можно было пройти законно и бесплатно, легально работать, да еще и получать определенные льготы.


Жизнь в ином темпе
- Как в таком случае решается проблема плохой информированности мигрантов?

- Для этого нами совместно с правительством Сахалинской области реализован следующий проект: при прилете в южносахалинский аэропорт, где прямо в терминале установлены стойки с буклетами на азербайджанском, киргизском, узбекском, таджикском языках, можно ознакомиться со всей необходимой прибывшему информацией. Куда обратиться, чтобы зарегистрироваться, заключить договор о найме жилья, устроиться на работу, где получить консультацию – эти и другие важные для мигранта вопросы освещены в брошюре. Там же указан телефон Ассамблеи.
- Когда, по-вашему, приезжий начинает ощущать себя дома, чувствовать себя своим среди жителей наших островов?
- Когда человек перестает ощущать себя как на чужбине? Это очень непростой вопрос. Думаю, если ему есть куда позвонить, попросить совета или помощи. Если он при этом знает – ответят простым, человеческим языком, проявят участие и заботу. Даже не важно, идет ли речь о социальных вопросах или вопросах культурных. В любом случае важна возможность общения, понимание со стороны местных жителей. Когда человек может без страха выйти на улицу – на него не станут показывать пальцем, не будут обращать пристального внимания – эта раскованность и свобода дают ощущение дома. Мне кажется, у нас на Сахалине любой приезжий может сразу почувствовать себя уверенно и комфортно, действительно  как на родине. Везде продаются хлебные лепешки, вошли в обиход тандыры, можно отдохнуть в уютных национальных кафе, город чистый и очень располагает к прогулкам. Доброжелательное отношение жителей, улыбающиеся лица (особенно это касается молодежи, которая у нас открыта, готова к общению) – все это создает приятную атмосферу покоя. Только в очень больших городах люди куда-то спешат и не согласны остановиться даже на пару секунд, чтобы ответить на вопрос прохожего. А на острове сильно ускоряться незачем, мы живем в ином темпе, желание общаться, высказываться, делиться – присуще всем сахалинцам и курильчанам.
Я много общаюсь с людьми самых разных национальностей, причем в моменты не очень для них благоприятные (именно поэтому они ко мне и обращаются), и могу сказать одно – Сахалин дает приезжим ощущение того, что им помогут, не бросят. Вот когда ты понимаешь, что тебя в любом случае кто-то поддержит, тогда ты – дома.

СПРАВКА МК
ДИАСПОРА
– религиозная и этническая группа, живущая в новых для себя местах на положении национально-культурного меньшинства.
ИНТЕГРАЦИЯ (в ее социальном смысле) – процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными группами людей или отдельными людьми.
АССИМИЛЯЦИЯ (социальная) – процесс, в результате которого один этнос лишается своих отличительных черт и заменяет их чертами другого общества.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 15 июля 2020

Заголовок в газете: Обойдемся без толерантности, ограничившись добрососедством

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру