Когда закрываются границы, наступает время изучать Сахалин

Когда закрываются границы, наступает время изучать Сахалин

О развитии регионального туризма в Сахалинской области сегодня говорят и спорят на форумах, на кухнях и на правительственном уровне. А что скажут те, кто туризмом живет и его основам обучает? Узнаем у председателя общественной организации по туризму «Адреналин» Нины КАССОВОЙ.

Карьера туриста
- Разве туристу недостаточно собрать рюкзак и решиться претерпеть кое-какие лишения в течение нескольких дней? Так ли уж необходимо чему-то специально научиться?
- Мы занимаемся спортивным туризмом. Здесь есть несколько направлений: поход выходного дня, степенные и категорийные походы. Даже поход выходного дня требует основательной подготовки. Нужно понимать, что положить в рюкзачок – условия у нас дикие, очень мало «овощных» троп (как в соседней, например, Японии) с тротуарами, беседками и туалетами. У нас – медведи, переменчивая погода, всегда может что-то произойти, и в лесу придется заночевать. Опытные туристы говорят: идешь на день, готовься на неделю!
Степенные походы – продолжительностью от трех до пяти дней – подразумевают особо тщательную подготовку, а категорийные – от семи и более дней – тем более. Для таких походов шесть лет назад мы организовали курсы начальной туристской подготовки. Ведь в советское время в стране была система – все занимались спортом и туризмом, туристские клубы создавались при любых учебных заведениях, существовали базы с обученными инструкторами. В 90-е годы вся эта система рухнула. К счастью, на Сахалине остался Центр детско-юношеского туризма.
Когда мы, будучи любителями, начали ходить в многодневные походы, то быстро поняли, что ничего не умеем. Не вся информация, почерпнутая в Интернете, оказывалась достоверной и полезной. Мы обратились к методисту Центра детско-юношеского туризма Владимиру Анкудинову с просьбой обучать взрослых туристов (как организовать и провести поход, как повести за собой людей). Это – целая наука. Опробовав курсы на себе, мы стали работать инструкторами сами и продолжили обучение (с ноября по май ежегодно) для всех желающих. Начав с теории, мы проводим учебно- тренировочные выходы, приглашаем специалистов (по лавинной безопасности, по «общению» с медведями, по эвакуации пострадавших и т.д.), а затем идем в пятидневный поход, где ребята имеют возможность увидеть, к чему их так долго готовили. Со взрослыми заниматься, пожалуй, тяжелее, чем с детьми: они не всегда готовы менять свои взгляды и сформировавшееся мнение, сопротивляются новому, чаще подвергают сомнению авторитет наставника. Поход все расставляет по своим местам. Ребята, которые хотят продолжить туристскую карьеру, затем выходят в категорийные походы и в дальнейшем становятся инструкторами на маршрутах. Это по силам не каждому – можно быть отличным участником похода, но не всякий может руководить людьми, тем более в сложных походных условиях.
- Насколько на Сахалине востребованы такие инструкторы?
- Несколько лет назад в походы группы водили люди без опыта и знаний. Так работали многие турфирмы – специалистов в этой области просто не было. Сейчас местный туризм вышел на новый качественный уровень, человека со стороны водить по лесам людей никто уже не возьмет. Правда, много и самодеятельных туристских групп. Но я бы не рискнула отправиться в такое путешествие – когда нет уверенности в том, кто и за что отвечает в походе.
А туристов на Сахалине очень много. Кто-то ходит в своих компаниях, и ему даром не нужны наши курсы и дипломы об их окончании. Кто-то приходит поучиться и несет опыт дальше. Небольшое количество учеников остается работать с нами. При этом важно различать инструктора (человека, который водит группы и обучает туризму) и проводника (работает в коммерческом туризме, не учит, лишь обеспечивает безопасность). В коммерческом секторе работать тоже непросто: людям должно понравиться, им нужно угодить. Лично я предпочитаю быть инструктором – видеть результат своих усилий, когда из неуча постепенно рождается надежный специалист.

Достойно ответить на вызов
- Для кого походы удовольствие? В чем их кайф?

- Для многих поход – это закаты-рассветы, птички и цветочки. Реальность же несколько отличается от мечты: грязь по колено, прижимы по пояс в холодной воде, переходы рек, многодневные дожди. Романтика тоже присутствует, но она существенно разбавлена бытовыми трудностями.
Кайф похода в том, что это – вызов, способ проверить себя, свои возможности. Мы уже настолько далеки от природы, что не представляем себя без электричества и гаджетов. А в походе ты растешь морально и физически закаляешься. Эта закалка переходит и в обычную жизнь, позволяет легче справляться с ее проблемами.
Многие боятся попробовать себя в качестве туриста, даже не пытаются сделать это. Между тем понравиться это занятие может каждому: и тургеневской девушке, и мальчику-ботанику. Отрыв от цивилизации позволяет по-настоящему наслаждаться природой. В недавнем походе мы видели медведицу с двумя медвежатами. Все ребята – новички на маршруте – получили впечатлений с лихвой! Совсем по-другому, чем в городе, складывается общение в группе: костер, звезды, время для беседы. Ты начинаешь замечать и ценить то, чего не ценишь в городской жизни: вкус хлеба и каши, удобную кровать и т.д.
- Туризм – это для молодых?
- Вовсе нет. «Наш» человек в среднем – от 35 до 50 лет. В этом возрасте появляется относительная свобода: дети подросли (их тоже можно взять в поход, если ребенок вынослив и сам несет свой рюкзак). В позапрошлом году мы начали работать со студентами СахГУ, но молодежь тяжела на подъем, не хочет отрываться от телефона, призыв куда-то пойти воспринимает как наказание. Правда, в этом году на пятидневный поход согласились все, кто раньше отказывался даже от похода выходного дня. Приходят учиться и пожилые люди.
- Как и куда вы водите свои группы?
- Ходим мы не только по Сахалину, но и на материк. Были на Камчатке, на Курилах. Даже в Красноярском крае были. Пешеходные и велосипедные маршруты – вот на чем специализируемся. Не всем по карману хорошие туристские лыжи, поэтому лыжные маршруты пока не для нас. Но зимой мы выходим в однодневные походы на снегоступах, а весной (март-апрель) – в поход с ночевкой в снежных норах (как учебно-тренировочный поход). Выживать зимой в лесу – навык полезный. Как выкопать снежную нору, как обустроить кострище (чтобы не проваливался в многометровые сугробы) – эти и другие нюансы отрабатываются на месте.
Мы также организуем общегородские мероприятия, в которых обычно участвует до тысячи человек (например, восхождение на пик Чехова в сентябре). Если человек пока не решается на туристический поход, он может попробовать себя в подобных массовых мероприятиях. По всему маршруту стоят наши инструкторы, заблудиться или потеряться невозможно. А если понравится – добро пожаловать на наши курсы!


Враги надуманные и настоящие
- Как избавиться от естественных страхов: заболеть в пути, встретить медведя или агрессивно настроенных людей, быть укушенным клещом?

- Организм в походе работает по-другому. Я занимаюсь туризмом с 2010 года и ни разу не простужалась. А «подходящие» для простуды условия складывались часто! Случаются болезни, если человек уже вышел на маршрут инфицированным. Если самочувствие заболевшего того требует, группа останавливается и лечит его. Аптечка у нас всегда с собой.
Клещи – страшнее медведей. Регулярно осматриваем себя и друг друга, носим с собой антибиотик, который при укусе клеща придется пропить в течение десяти дней (естественно, ни в какую лабораторию ты из похода клеща не понесешь).
Медведь – это самое безобидное, что может приключиться с туристом в лесу. Этот зверь труслив, если группа соблюдает все меры безопасности, он уходит прочь. Даже медведица с медвежатами, вопреки убеждению обывателя, не агрессивна и старается увести свое потомство подальше от человека.
Знаю, что на материке туристов учат обходить поселки и ставить лагеря вдали от населенных пунктов. Но на Сахалине все приветливы. Многие наши маршруты проходят мимо рыболовецких станов, где туриста встречают с радостью, кормят, предлагают баньку и ночлег. Пересекаясь с другой туристской группой, всегда обходимся без конфликтов. Новички иногда предлагают спрятать рюкзаки «от греха», что даже смешно – проходящий мимо турист тоже тащит на себе 25 килограммов, и вряд ли ему захочется увеличить заплечный груз, он, скорее, свой тебе отдаст!
Турист должен знать, как себя вести, и избегать ненужных происшествий. Например, не подходить без перчаток к костру – в походе нет стерильных условий, и любой ожог рискует превратиться в нарывающую рану. То же самое – мозоль, здесь нет возможности сменить обувь или отказаться идти дальше. Нужно прислушиваться к своим ощущениям, вовремя бить тревогу и принимать меры.
Самые главные враги сахалинского туриста – бамбук и стланик. Это растения, делающие путь непроходимым (за целый день можно продвинуться лишь на сто метров). Поэтому на курсах мы изучаем технику прохождения по бамбуку и стланику. Отличное подспорье в этом случае – медвежья тропа, передвигаться по которой следует медленно, внимательно, с криками и свистом, чтобы дать возможность хозяину тропы вовремя удалиться.
- Какие еще платные услуги, помимо курсов, вы оказываете?
- У нас открылась школа горной подготовки, мы начали заниматься альпинизмом. Каждые выходные проходят платные туры: пешеходные, автомобильные экскурсии, на каяках, на лодках к маяку Анива. Если у компании нет собственного походного опыта, но она решила отправиться в поход на несколько дней, мы организуем мероприятие, дадим в сопровождение несколько проводников и позаботимся о вашей безопасности и относительном комфорте. В прошлом году у нас был первый на Сахалине опыт похода с портером (это человек, который несет вещи «туриста», разбивает для него лагерь и готовит еду). Такая практика существует во всем мире, думаю, приживется и у нас – клиенты были в восторге! Наши ребята не просто тащили «багаж», они выполняли роль экскурсовода и проводника, собеседника и компаньона. Коммерческий турист может позволить себе несколько дней прогуливаться налегке, не особенно торопясь.
- Как клуб стал организацией?
- Это вполне закономерно – клуб по интересам, развиваясь, становится официально зарегистрированной организацией. С 2010 года мы существуем как клуб, организующий и проводящий однодневные и многодневные походы. В 2014 году мы готовили большую (на 72 дня) экспедицию по Сахалину, посвященную 70-летию окончания Второй мировой войны и освобождению наших островов. Нужна была поддержка извне, и мы зарегистрировали юрлицо.
Еще с 2010 года человек десять ребят работает в качестве постоянных организаторов клуба. Вместе, на базе общественной организации, мы создали коммерческую туристическую компанию – «Адреналин-тур». Через наш клуб за эти годы прошло более 500 человек: кто-то остается с нами на постоянной основе в качестве члена клуба (примерно 50 человек), кто-то, научившись необходимому, идет своим путем – становится «вольным» туристом или собирает собственную группу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 1 июля 2020

Заголовок в газете: Порой бамбук страшнее косолапого

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру