Сахалинские наблюдатели готовы проверить легитимность голосования

Сахалинские наблюдатели готовы проверить легитимность голосования

До окончания голосования за поправки в Конституцию России остается меньше недели. С недавних пор непременным участником выборов разного уровня стал общественный наблюдатель. Чьи интересы он представляет, кем уполномочен присутствовать на участке для голосования от начала и до конца волеизъявления граждан, расскажет председатель Общественной палаты Сахалинской области Владимир ИКОННИКОВ.

Золотой стандарт
- Объясните читателю, почему об институте общественных наблюдателей в контексте предстоящего голосования мы разговариваем именно с вами?

- Потому что, согласно законодательству, общественных наблюдателей на пункт, где будет проходить голосование по одобрению изменений в Конституцию, может назначать только Общественная палата РФ или региональные общественные палаты. Соответственно, наблюдателей в нашем регионе назначает Общественная палата РФ или Общественная палата Сахалинской области.
- Каковы задачи общественного наблюдателя? Чем он занимается?
- Впервые общественные наблюдатели появились на выборах президента РФ (до этого мы занимались только мониторингом хода выборов, посещали избирательные участки). Общественное наблюдение также осуществлялось во время выборов губернатора. Опыт института общественных наблюдателей показал хорошую результативность. Люди, которые решили потратить своё свободное время для наблюдения, работали очень эффективно. Поэтому, когда встал вопрос о наблюдении за процессом голосования, решили поручить это общественным наблюдателям.
Как это будет выглядеть? Каждому наблюдателю выдадут брошюру «Золотой стандарт по общественному наблюдению при проведении общероссийского голосования» - подробнейшая пошаговая инструкция, разработанная Центральной избирательной комиссией совместно с Общественной палатой РФ. Наблюдатель не обязательно сведущ во всех нюансах и тонкостях работы избирательной комиссии, ему в помощь создан этот своего рода чек-лист. Первая часть «Золотого стандарта» посвящена голосованию «в дни, предшествующие дню голосования» - с 25 по 30 июня, вторая часть – дню голосования (первое июля). Есть некоторая разница. Например, предстоит ездить с комиссиями по домам, по квартирам, помогая проголосовать тем, кто не желает покидать свой дом. О том, чтобы избирательные комиссии приехали к ним, попросили также некоторые трудовые коллективы.
Другая часть «Золотого стандарта» содержит указания, на что обратить внимание на участке для голосования в связи с профилактикой распространения коронавирусной инфекции. Еще часть посвящена наблюдению за легитимностью процесса голосования. В помещении для голосования имеется список присутствующих. 
Придя на точку, наблюдатель предъявляет руководителю комиссии или ответственному секретарю свое направление и паспорт и начинает последовательно проверять соответствие процедуры голосования закону.
- Обосновано ли опасение, что, работая в условиях пандемии, наблюдатели будут отвлекаться на проверку соблюдения профилактических мер в ущерб своей основной задаче – наблюдать за легитимностью голосования?
- Наблюдатели – взрослые, грамотные и опытные люди. Это не дети, которых легко отвлечь светом фонарика или неожиданным подарком. Среди нас те, кто уже попробовали себя в этой роли (и во время выборов президента, и во время выборов губернатора Сахалинской области). Многие работали на выборах, занимались мониторингом в те времена, когда мы еще не имели полномочий наблюдателей.


Активные граждане
- Каким критериям должен соответствовать общественный наблюдатель и как им можно стать?

- Наблюдать за голосованием смогут только те, кого выдвинет общественная палата. Если политические партии желают участвовать в этом процессе, они должны направить в общественную палату заявление с предложением кандидатур из членов своей партии. Человек может прийти к нам самостоятельно и написать заявление. Он может быть выдвинут своей общественной организацией или, например, профсоюзом. И только после назначения общественной палатой конкретный человек приобретает статус общественного наблюдателя.
Стать наблюдателем может только совершеннолетний и дееспособный гражданин. Человек не должен занимать государственные посты, исполнять обязанности судьи, быть военнослужащим и т. д. Это, как правило, работники предприятий, учебных заведений, пенсионеры и просто активные граждане. Уровень образования здесь значения не имеет.
Если вы хотите получить консультацию, узнать, как воспользоваться своим правом, и стать общественным наблюдателем, можно прийти в общественную палату, в избирательную комиссию.
- Были случаи, когда вы не одобрили какую-либо кандидатуру?
- На данный момент нет. Но решение мы будем принимать чуть позже, пока мы рассматриваем кандидатуры – в нашем списке около 1700 человек. Сколько из них получит назначение? Дело в том, что мы не видим сложностей, преград в вопросе назначения – это не ответственная работа на специализированном предприятии, деятельность наблюдателя не связана с хранением секретов, это работа людей, которые готовы принять участие в историческом моменте и посвятить этому свое личное время. И если работодатели поддержат в подобном стремлении своих работников – мы только скажем спасибо. Это общее дело. И чем больше таких людей, тем лучше. Конечно, мы не хотим на один участок голосования в один момент направлять десять наблюдателей – это создаст ненужную скученность, лишит их присутствие на точке смысла и эффективности. Другое дело, работа одного-двух человек, со временем подменяемых другими наблюдателями.
- Наблюдатель не имеет возможности самостоятельно выбирать для себя точку голосования?
- Направляет наблюдателя общественная палата, ориентируясь по ситуации, – именно у нас сосредотачивается информация, где наблюдателей достаточно, а какой участок выпадает из наблюдения.


Тайна волеизъявления
- На что конкретно обращает внимание наблюдатель?

- На наличие списков; на оформление надлежащим образом бюллетеней для голосования; на то, оборудовано ли помещение необходимым количеством ящиков для голосования; опечатаны ли эти ящики; есть ли в помещении кабины или специально оборудованные места для тайного голосования; как стоят эти кабины – видит ли кто-либо, где ставит галочку голосующий или нет; имеется ли реестр заявлений или устных обращений и многое другое.
Разумеется, проверка проходит поэтапно: зарегистрировался в качестве наблюдателя, достал нашу брошюру и занялся своей работой.
- Если наблюдатель заметил нарушения, как он на них реагирует?
- В первую очередь наблюдатель обращается к секретарю комиссии или ее председателю. Если не находит с ними взаимопонимания, то обращается к нам в центр или в вышестоящую (территориальную или областную) избирательную комиссию – все телефоны горячих линий будут работать. Кроме того, на участках голосования будет находиться полиция.
К примеру, если при проведении голосования не обеспечены условия для соблюдения тайны волеизъявления участников голосования, наблюдатель первым делом обращается к руководителю комиссии, а если его требования не услышаны – сигнализирует выше.
- Как отличаются возможность любого гражданина позвонить по горячей линии, обратиться к полицейскому и т.д. от реагирования наблюдателя?
- Действительно, каждый гражданин может сигнализировать о замеченном им нарушении процедуры голосования. Обращение будет принято и рассмотрено. Но наблюдатель наделен по закону особыми полномочиями: он может присутствовать на участке голосования еще до его открытия для граждан (увидеть, как подготовлен участок) и после его закрытия (наблюдать за подсчетом голосов). Обычный человек приходит только за тем, чтобы проголосовать. Он может увидеть в списке только себя, подает заявления только в свою пользу.
Именно наблюдатель следит за законностью, правильностью голосования и тем самым подтверждает его легитимность.

Влияние геополитики
- Создадут ли определенные сложности для работы наблюдателя те новшества, с которыми предстоит столкнуться? Ведь нас ждет именно голосование, а не привычные выборы, не референдум. Возможность голосовать в течение семи дней, технологии «мобильный избиратель», надомное голосование без необходимости указания его причин, возможность приравнять территорию к труднодоступной и провести там досрочное голосование – нет ли здесь возможностей для манипулирования результатами голосования?
- Подобные утверждения или подозрения – и есть попытки манипуляции нашим обществом. Важно понимать следующее. Изменение Конституции РФ – это не только серьезное событие в жизни России, но и важное геополитическое событие для других стран. Оно будет влиять на развитие или на стратегии других государств. Поэтому и пытаются повлиять на наш процесс голосования. Это – геополитика, так было и так будет всегда, это в каком-то смысле естественно.
Когда избиратель подает заявление и регистрируется на другом, более удобном для него участке (технология «мобильный избиратель»), когда избиратель выбирает день, чтобы проголосовать, когда к избирателю приходят домой – в чем здесь проблема для наблюдения? Если человек в принципе не зарегистрирован в списках для голосования, не зарегистрирован как проживающий по какому-либо адресу, он и перевестись на другой участок не сможет. Конечно, случаются сложные ситуации. Но для этого есть руководитель, секретарь комиссии, которые на месте разрешат проблему.
В самом вопросе содержится посыл – избирательная комиссия обязательно должна что-то нарушить или даже сознательно стремится к нарушению! Это – абсурд. Там работают здравомыслящие и ответственные люди, которые занимаются своим делом не первый год. Общественная палата тесно взаимодействует с областной избирательной комиссией, знакома со всеми ее специалистами. Кроме того, вся процедура работы избиркома выстроена таким образом, что допустить нарушение очень сложно: тщательно выверяется количество бюллетеней и списков, ведется большая подготовительная работа. Не будем забывать и об ответственности (административной и уголовной).
Тяжелее наблюдателю придется лишь потому, что это – новое, непривычное. Наверное, нелегко быть наблюдателем на нефтяных платформах или участвовать при голосовании в обсерваторах... Но граждане видят в этом необходимость и соглашаются быть наблюдателями. Бесконтактное предъявление документов (каждому голосующему выдается пакет со средствами индивидуальной защиты и одноразовой ручкой) должно сделать голосование максимально безопасным.
А подозрения в чьей-то нечистоплотности, на мой взгляд, беспочвенны. Постоянное присутствие полиции, которая заступает на дежурство за несколько дней до начала голосования, выдача бюллетеней только после идентификации каждого голосующего по паспорту... Можно, наверное, как-то повлиять на результаты голосования, если вступить в преступный сговор с избирательной комиссией... Уверен, что в нашем небольшом регионе, где все друг друга знают в лицо, такое маловероятно.


Самостоятельное решение
- Учитывается, фиксируется ли где-то или кем-то участие человека в голосовании? Право это или обязанность гражданина? Можно ли со спокойной душой не идти на голосование и не опасаться, что тебе это аукнется?

- Я – руководитель образовательного учреждения (Сахалинский техникум механизации сельского хозяйства), где обучается почти 500 студентов и работает еще примерно сто человек. Никогда я не пересчитывал людей по головам и не призывал к ответу: «Ну-ка, Марьванна, а сходила ли ты проголосовать?!» Это личный выбор каждого гражданина. И каждый гражданин к этому выбору относится по-своему.
Я считаю это своей обязанностью. Именно так я воспитываю своих детей, стараюсь донести до студентов и сотрудников. Но никоим образом не говорю: «Вы обязаны пойти!» Помочь сходить – пожалуйста (наше учебное заведение находится далеко от избирательного участка, но у нас есть автобус, и он предоставляется желающим добраться до участка для голосования). Кто-то говорит, что возможность голосовать – для него обязанность (как и для меня) и старается ее выполнить. Кто-то рассматривает ее как право (каковым по закону она и является). Показательно, что в Древней Греции гражданином становился лишь тот, кто участвовал в военных походах, был семьянином, принимал на себя ответственность... Сейчас времена изменились – право голосовать автоматически даруется с наступлением определенного возраста. Кто-то говорит: «Подумаешь, Конституция...» Для меня, как и для многих других, это не так.
А для того, чтобы поставить «за» или «против», нужно все взвесить, понять, что происходит в твоем государстве, чем вызваны перемены (в нашем случае необходимость поправок в Конституцию). И сделать это нужно не по принципу сарафанного радио – кто-то сказал, и я, не задумываясь, повторю, а открыть сайт с Конституцией, почитать, что есть, а что планируется изменить, самостоятельно сделать важные выводы. И потом вы скажете детям: «Я участвовал в историческом событии – принимал решение о внесении изменений в Конституцию страны. И не потому, что мне кто-то что-то подсказал и намекнул, а потому, что я не поленился разобраться в ситуации самостоятельно». Ведь придут голосовать и те, кто против, и те, кто за. Так и должно быть.
Еще раз повторю, в моей семье относятся к голосованию как к обязанности: мы – граждане своей страны, мы бесплатно учились, наши дети бесплатно получают образование в школе, у нас есть возможность бесплатно лечиться. Чем сильно государство? Тем, что может защитить, научить и вылечить. Фактически наше государство это делает, даже в сложных условиях пандемии. В некоторых других государствах – с этим сложности. Островитяне говорили о важности незыблемости границ нашей территории – это вошло в изменения в Конституцию. Проголосуют за них – так и будет, если нет – то нет. Все просто.
- Общероссийское голосование за поправки в Конституцию – единственный путь к принятию этих поправок? Или голосование – личная инициатива президента?
- Я не юрист и, отвечая на ваш вопрос, основываюсь на словах президента (я голосовал за него, а значит, доверяю ему и передаю ему бремя ответственности за принятие исторических общегосударственных решений). Президент сказал: «Давайте услышим людей».
- С чем бы вы сегодня обратились к гражданам?
- Каждый из нас выбирает, голосование для вас – право или обязанность. Мой выбор – обязательно прийти на участок для голосования вместе с детьми и отдать свой голос «ЗА». Мой выбор – помочь в организации общественного наблюдения за голосованием. Сахалинцы и курильчане, сделайте свой выбор на участке для голосования!.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 24 июня 2020

Заголовок в газете: Кто проследит за изъявлением воли?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру