Смерть под образами

9 февраля 2014 года в третьем часу дня вооруженный ружьем человек в черной форме охранника беспрепятственно вышел из южносахалинского банка и двинулся на юг - по улице Комсомольской к Воскресенскому кафедральному собору

Смерть под образами
Фото автора и с сайта https://skr.su

Вскоре внутри раздались крики людей и выстрелы. Через несколько часов 24-летнего Степана Комарова настигнет «слава» – СМИ окрестят его «сахалинским стрелком»…

Кровавое воскресенье

Это кровавое воскресенье запомнилось многим сахалинцам. Никто не мог поверить, что это произошло не на Западе, не где-то в столице, а на соседней улице. Был обычный зимний выходной. В Воскресенском кафедральном соборе Южно-Сахалинска закончилась литургия в честь новомучеников, погибших за веру. Большинство людей покинуло храм. И это хорошо. Если бы шла служба, жертв могло быть намного больше...

Уголок памяти Владимира Запорожца

Церковную тишину нарушил молодой мужчина – он подошел к алтарю и, выругавшись, закричал: «Убирайтесь все отсюда!» Практически сразу после этого он стал стрелять по ногам присутствовавших. Началась паника. Многие бросились к выходу. В их числе была южносахалинка Валерия Климова. Она успела вытолкнуть за двери храма своего сына, а сама упала, получив ранения ног. В этот момент в собор вошел 34-летний Владимир Запорожец. Мужчина частенько просил милостыню у входа в храм. В тот день он тоже был на паперти. Услышав выстрелы, пошел посмотреть, что происходит. Судя по сделанной в соборе видеозаписи, Запорожец направился к стрелявшему. Видимо, хотел остановить. Степан Комаров выстрелил в него несколько раз – в ноги, в живот и в грудь.

Еще одной жертвой Комарова стала 60-летняя монахиня Людмила (в миру Ольга Николаевна Пряшникова). В тот день она трудилась в свечной лавке. При появлении Комарова женщина могла выбежать из храма – лавка находится рядом с выходом. Однако она этого не сделала. Проявив мужество, матушка Людмила стала звонить дежурному Духовно-просветительского центра, который находится на территории собора. Затем она попыталась спрятаться за ограждением лавки, но Комаров перемахнул через него и убил ее выстрелом в голову. Еще шестерых человек он ранил. В числе прочих не повезло 25-летней хабаровчанке Кире Ворониной, которая приехала в Южно-Сахалинск покататься на лыжах.

Кроме того, серьезный ущерб был нанесен имуществу Воскресенского собора. Преступник расстрелял иконы Воскресения Христова, Божией Матери «Всецарица», Владимирской Божией Матери и Пресвятой Троицы.

«Степа хороший»

Степан Комаров родился 1 декабря 1989 года, был третьим ребенком в семье. Учился, по словам учителей, слабо, но принимал участие в жизни класса – ходил в походы, участвовал в соревнованиях. Увлекался беговыми лыжами. Вот как охарактеризовала Комарова директор общеобразовательной школы № 8 Алла Доронина сразу после трагедии (было опубликовано РИА «Сахалин Курилы»):

- Мальчик из благополучной семьи, никогда не был хулиганом, педагоги не отмечали у него всплесков агрессии. В драках или ссорах с одноклассниками также замечен не был. Вообще, в каждой школе и классе есть свои хулиганы и драчуны, он к таким не относился.

 Степан Комаров любил фотографироваться с оружием

В последних классах успеваемость Комарова упала. Он вынужден был уйти из школы и поступил в ПТУ, откуда его вскоре отчислили. Следующим местом учебы стал театральный колледж. Однокурсники и преподаватели впоследствии не верили, что Комаров мог расстрелять двоих человек. Думали, что это однофамилец, пока не увидели фото…

«Я знаком с человеком, устроившим расстрел в храме, - написал после трагедии в своем блоге бывший актер Сахалинского театра кукол Сергей Омшенецкий, - я не знаю, как описать словами то, что сейчас внутри меня происходит. Стрельба в храме - от этих слов меня трясет, и не от того, что именно в священном месте стреляли, а в принципе от случившегося. Ведь это могло произойти где угодно - даже в театре, где в эти выходные были аншлаги. Представьте себе картину: 150 человек сидит в зрительном зале, около ста из них дети, и какой-то урод начинает стрельбу. Да чтоб его…

У Комарова много фотографий и с собаками

У меня в голове не укладывается и то, что с этим уродом я общался и учился под одной крышей. Да-да, господа. Степан Комаров учился в Сахалинском театральном колледже. Он хотел стать актером. Когда в сети появилась информация о преступнике, я подумал, может, однофамилец, но когда и фото стали прикреплять - вот тут я упал со стула, причем во время прямого эфира утреннего шоу на радио. Степан не блистал ярким талантом, он всегда был спокойным, иногда мы с ним шутили, общались хорошо. Он дружил с девочкой Дашей, с очень хорошей девочкой, они любили друг друга. И я знаю, что он готов был защитить ее от… От такого ублюдка, которым он стал сам. Во мне сейчас не могут уложиться «Степа хороший» и «Степа убийца». Я не понимаю. Что произошло с человеком. В театральном он недоучился, наверное, понял, что не его это, да и с Дашей они разошлись потом. Ушел в армию - защищать родину! Меня защищать. Свою девушку. Маму, семью, вас защищать. А в итоге приходится теперь защищаться от него самого.

Он был нормальным парнем, стопроцентным быдлом назвать его нельзя было. И теперь я боюсь за себя, за свою будущую семью – а вдруг рядом со мной работает человек, который завтра возьмет оружие и начнет палить… А вдруг эта тварь/скотина едет со мной в автобусе или стоит в очереди… А вдруг он ворвется в театр? Я не знаю, что делать…»

Впрочем, на вопрос: как получилось, что обычный парень вдруг стал убийцей, наверное, так никто и не ответит… После неудачи на актерском поприще Комаров отправился отдавать долг Родине – служил в Приморье, в элитном подразделении морской пехоты, приобретая необходимые навыки владения оружием. На странице Комарова, которую он вел в соцсети, масса фотографий, где он гордо позирует с различным оружием. И с собаками. С этими животными у Комарова явно складывались теплые отношения. В армии сахалинец сделал несколько татуировок. На левом предплечье – древнеславянский оберег «звезда Сварога». На груди слева - солярный знак (свастика) с надписью «Русь», на спине - орел (эмблема Национал-социалистической немецкой рабочей партии).

По возвращении в Южно-Сахалинск Степан жил с родителями, личная жизнь, по свидетельствам знакомых, у него не складывалась. Работал мужчина в охранном предприятии, обслуживал один из сахалинских банков, сопровождая инкассацию, имел лицензию на ношение оружия. Из показаний коллег, которые они давали в суде, следует, что Комаров никаких подозрений не вызывал. В страшный день он, как обычно, пришел на работу и получил ружье.

«Все продалось за деньги…»

Свет на внутренний мир Комарова внезапно пролился с его страницы в соцсетях. Судя по постам, сахалинец питал отвращение к миру. В его записях много матов, тексты – безграмотные, предложения не особенно связаны друг с другом. Плюс большое количество заглавных букв. Вот его последняя запись в соцсети, сделанная 22 декабря 2013 года, – примерно за месяц до кровавого воскресенья. Вместо матов – звездочки. В остальном орфография и пунктуация автора сохранены.

«Утро...будний день...РАБота...выходишь из подъезда. идешь по двору. суета. переходишь дорогу: машины(*** ненужные большинству людей) едут непрерывающимся потоком. стоят в пробках...*** «опытные» водители матерятся, жмут на КЛАКСОН, тратят свои нервы, еще «не доехав» до РАБоты...идущие быстрым шагом Маманьки, тянут за собой детей...еще не проснувшихся, с ранних лет *** тем, что «ТЫ ДОЛЖЕН идти в садик, потому что Мама ДОЛЖНА идти на РАБоту»... дремучие пенсионерки, которые на старость лет находят себе «дела» по утрам, создавая очередь везде...в автобусах, банках(в получении своей жалкой пенсии или оплаты квартиры),в ларьках с ЯЙЦОМ,ОВОЩАМИ...и др. в больницах(где они общаются...и ходят не для медицинской помощи, а для того, чтоб поговорить о «правительстве» и прочих «насущных» темах… Я, ты не перестаешь быть РАБОМ...Я РАБ...да...РАБ своих потребностей...но не РАБ мыслей, слова, навязанных стереотипов, лживой ИЗ ТОРии, придуманных праздников и тд.вы боитесь осуждения других...вам СТРАШНО...вам все время СТРАШНО...что вас не поймут...что вас уволят с РАБоты...что вас будут ненавидеть родственники...что вам будет СТРЕМНО...а вы ни разу не думали, что это замкнутый круг...ДА!ЗАМКНУТЫЙ КРУГ! вы всю жизнь проживаете не для себя, а для тех, кто навязал эти стереотипы. у меня нет телека, разве Я нищий???(ОН МНЕ НЕ НУЖЕН!!!)у меня нет машины...и что???разве Я не МУЖ(раздельно!!!) ЧИНА и Я некрасив???у меня нет денег(больших), значит Я не имею своего мнения...???вы забыли сами себя...вы забыли СВОЕ ПРОШЛОЕ...у вас нет самоуважения(все продалось за деньги)…»

Сейчас страница Степана Комарова «ВКонтакте» удалена. В суде его родители рассказали о том, что у Степана в детстве была травма головы, а за некоторое время до происшествия его два раза избили. Впрочем, никаких медицинских доказательств этому они не представили. По их словам, в роковой день он не ночевал дома, а утром был «не в себе» - взвинчен и агрессивен. В таком состоянии и ушел на работу.

Тоталитарный культ

Что стало последней каплей, заставившей Комарова отправиться в храм? Практически сразу после задержания на допросе убийца заявил, что является национал-социалистом, ненавидит РПЦ и христианство, с которыми считает необходимым бороться радикальными методами. Причиной своих действий Комаров назвал «произвол христианской церкви».

Напомним, что национал-социализм, или нацизм, - официальная политическая идеология нацистской Германии, форма фашизма с элементами расизма и антисемитизма. Уже бы и этого хватило, однако, по словам вице-президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект, руководителя Миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерея Виктора Горбач Степан Комаров вдобавок оказался поклонником идей Николая Левашова, возглавлявшего в свое время культ «Возрождение. Золотой Век» и скончавшегося в 2012 году.

- Если коротко, культ Левашова - это движение, основанное на неоязыческой доктрине с элементами оккультизма. В частности, левашовцы верят, что их покойный лидер - «божество, умевшее силой мысли влиять на окружающий мир, исцелять людей, останавливать ураганы, восстанавливать озоновый слой планеты». Среди прочих «заслуг» этого гуру - «разворот нейтронной звезды, угрожающей Земле, защита России от радиации Фукусимы и уничтожение климатического оружия силой мысли», - сообщил отец Виктор. - Интересна биография лидера секты. Николай Левашов в 2006 году приехал в Россию из США, где прожил 15 лет, и практически сразу же по возвращении занялся организацией своего маленького, но прибыльного тоталитарного культа. Поскольку за исцеление от всех болезней, лекции о вреде христианства и пользе славянской сакральной мудрости он брал немалые деньги.

Особенно известна секта тем, что распространяет материалы, в которых до широких масс доносится мысль: «христианство для славянина - враг номер один». Самый распространенный аргумент неоязычников в свою пользу - это миф о насильственном крещении Руси, который внедрялся в сознание нашего населения еще с советских времен. Конечно, этот миф не имеет никакого отношения к настоящей истории, считает отец Виктор.

- Еще до Владимирова Крещения Руси в Киеве существовала христианская община – мы знаем, что княгиня Ольга была прихожанкой храма Илии Пророка. Кроме того, в государстве не имелось границ и пограничных пунктов. Поэтому люди, не согласные с призывом князя Владимира принять православие, могли спокойно покинуть Киев и отправиться, например в Литву, где вплоть до XIV века сохранялись всяческие языческие культы. По большому счету человек, знающий историю, понимает, что неоязыческие учения не выдерживают никакой критики, так как являются современной реконструкцией, - считает протоиерей. - Кроме того, неоязычество – проект, привнесенный к нам извне. Он был сформирован далеко за пределами страны и с помощью различной литературы внедрен в среду российской молодежи для того, чтобы расколоть нашу общность. Человек, обладающий подлинно патриотическим чувством, не может быть враждебным православию. Наша особенность в том, что русский народ сформировался православным народом, его язык, традиции, культура всегда находились под очень сильным нравственным влиянием церкви. Поэтому важно изучать историю, стремиться к осознанию того, кто мы такие и куда движемся. Тогда неоязычники окажутся не у дел – им просто нечего будет предложить.

Уголок памяти монахини Людмилы

Людям милая

На сайте епархии размещена краткая биография убитой монахини Людмилы. Родилась в Тюменской области в 1953 году в рабочей семье (старшая из трех дочерей). Еще в ее младенчестве семья переехала в Хабаровский край. Там она прожила до окончания школы, окончила кондитерский техникум. В замужестве родила троих детей, один из которых (игумен Филарет) в 1998 году стал священником Южно-Сахалинской и Курильской епархии. В 2000 году Ольга Николаевна овдовела, ее муж умер на 46-м году жизни. Потрясенная трагедией, женщина переехала к сыну на Сахалин…

- Я знал и матушку Людмилу, и ее сына игумена Филарета. Одиннадцать лет он служил в храме города Томари. И его мама с самых первых дней была ему помощницей и опорой в его нелегком священническом труде, - рассказал руководитель Богословских курсов, настоятель храма Святого Луки Симферопольского города Южно-Сахалинска иерей Роман Суханов – Она помогала ему налаживать быт, восстанавливать храм. Отец Филарет рассказывал, в каких ужасных условиях они жили в первое время – по необустроенной церкви даже крысы бегали. Но все же благодаря помощи и любви матушки отец Филарет состоялся как священник, она всегда была над ним, как ангел-хранитель.

Через одиннадцать лет игумена перевели в Южно-Сахалинск служить в Воскресенском соборе. И мама, естественно, переехала вместе с ним. Архиепископ Тихон благословил ее на послушничество в соборе. И основное ее служение было в свечной лавке, где она и приняла мученическую смерть.

- Она осталась в сердцах многих людей, запомнилась своей необыкновенной добротой и любовью. Я знал ее в течение двух лет, и за это время ни разу не слышал от нее повышенного тона, не видел злости, огорчения, осуждения. Она всегда улыбалась, была в хорошем настроении. Мне кажется, Господь избирает таких людей с рождения… - поделился отец Роман.

В страстную неделю Великого поста 2013 года Ольга Николаевна приняла иноческий постриг с именем Людмила. Ее духовным наставником стал бывший архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон (Доровских).

- Думаю, неспроста владыка Тихон выбрал ей имя при постриге Людмила. То есть людям милая. Она действительно была милой, прекрасной женщиной. Но в монашеском постриге матушка пробыла недолго – в декабре она приняла ангельский образ и уже в феврале приняла мученическую кончину от рук Степана Комарова.

Уже прошло шесть лет, признается отец Роман, но каждый раз на кладбище он идет на могилку к матушке Людмиле и просит ее о том, чтобы она помолилась Богу за него и за его семью.

- Удивительно, что два настолько разных человека приняли одинаковую смерть, - рассуждает священник. - Матушка Людмила несла служение в храме, была монахиней, светлым, замечательным человеком. И Владимир Запорожец, которого многие назвали бы асоциальным элементом. Он выпивал, просил милостыню на паперти, занимал низкое социальное положение. Но нищие, которые были в тот день вместе с ним, рассказали: когда он услышал первые выстрелы в храме, произнес: «Пойду я спасать людей» и он это сделал ценой своей жизни. Искупил грехи кровью…

После того, как Степан Комаров выпустил все десять патронов, он сел посреди храма и стал ждать полицию. По словам свидетелей, жалел, что в соборе не оказалось ни одного священника. То есть первыми в его кровавой очереди были именно они.

- Это удивительно, что никого из нас там не было, - говорит отец Роман. - Один священник находился в нижнем храме, он получил от матушки ее последнюю эсэмэску: «Батюшка, поднимитесь. Осветите крестик». Вышел на лестницу, и тут ему навстречу потянулись раненые, испуганные люди. Он бросился им помогать, сопровождая в нижний храм для оказания первой медицинской помощи.

Находились на территории собора и сам отец Роман, и сын убитой матушки Людмилы отец Филарет.

- О страшном происшествии мне сообщил настоятель храма отец Василий, он спросил меня, где я нахожусь, и попросил прийти, сказал: «У нас тут смерти». Я не понял, конечно, сразу, что произошло, думал, может, ДТП. А когда подошел к собору, там уже находились и полиция, и следственный комитет. Было много плачущих людей… - вспоминает священнослужитель. - Многие из нас в тот момент были в Духовно-просветительском храме, который находится рядом с собором. Получается, что Комаров с оружием прошел мимо нас.

Преступление и наказание

В суде Степану Комарову выдвинули обвинение по восьми статьям уголовного кодекса, в том числе «Убийство двух и более лиц», «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», «Хулиганство», «Вандализм», «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры» и «Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества».

На первых заседаниях подсудимый вел себя неадекватно, выкрикивал нечто бессвязное, притворяясь сумасшедшим, кричал на адвоката и мать. Его поведение стало поводом для повторной психиатрической экспертизы (одну провели во время следствия), которая признала, что человек агрессивен и легко возбудим, однако вполне вменяем и способен отвечать за свои поступки. На последних заседаниях и при оглашении приговора Комаров, как правило, молчал. От своих первоначальных показаний о ненависти к церкви он отказался, объяснив, что сделал их в порыве «сильного психического волнения»…

За свои преступления сахалинец получил 24 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима и еще два года ограничения свободы. Однако прокуратура оспорила это наказание, и Верховный суд приговорил Комарова к пожизненному заключению. Он должен выплатить материальный ущерб семьям двоих погибших – по 2,5 млн рублей, получившим ранения – суммы от 50 тысяч до одного миллиона рублей. Кроме того, суд обязал его компенсировать епархии сумму более миллиона рублей за порчу икон и другого церковного имущества.

Каждый год 9 февраля в Южно-Сахалинске проходят траурные мероприятия, на которых вспоминают жертв Степана Комарова. Кроме того, в нижнем храме Воскресенского собора создан особый уголок памяти Владимира Запорожца и матушки Людмилы. Там находятся их фотографии и расстрелянные иконы – напоминание о том страшном дне.

- Так или иначе Степан Комаров вошел в историю, причем в историю православия на Сахалине, - грустно замечает отец Роман. - Я надеюсь, что когда-нибудь, спустя годы, матушку Людмилу все-таки канонизируют. Что касается этого человека, Степана Комарова, дай Бог, чтобы он хотя бы раскаялся в содеянном. Церковь не может осуждать его. Но мы осуждаем его поступок, грех. А человекоубийство – это страшный грех.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 29 января 2020

Заголовок в газете: Шесть лет назад Степан Комаров, вооруженный ружьем, ворвался в Воскресенский кафедральный собор в Южно­Сахалинске

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру