Как юные сахалинцы создают мультипликационные фильмы

Детское убеждение, что мультфильм – это таинство и волшебство, вовсе не исчезает после ознакомления с принципами его создания. Просто ты становишься «посвященным», превращаешься из восторженного зрителя в увлеченного творца. Где происходит это преображение? В детском технопарке «Кванториум» южносахалинской гимназии № 3, а точнее – в мультстудии «Сова», организованной ее сегодняшними преподавателями Ириной Боченковой и Клавдией Ивановой

Как юные сахалинцы создают мультипликационные фильмы
Фото из архива мультстудии «Сова»

С ними мы и ведем беседу о сахалинской детской мультипликации.

Технологии - не главное

- С чего все начиналось?

- По образованию мы архитекторы. Ощущая дефицит творчества в основной профессии, параллельно работали в детской художественной школе. Несколько лет назад окончательно решились сменить сферу деятельности на ту, которая по душе. Детский развивающий центр «Шагами» пустил нас, на безвозмездной основе, развивать мультипликацию на своей базе. Мы организовали студию, которая объединила около двадцати ребят: сами делали станки, вполне успешно обходились без сложного оборудования и дорогой фототехники (принцип создания мультфильма довольно прост). Тем более что во главу угла мы ставили и ставим не технологии, а содержание, потому как детские работы очень интересны, а нередко и гениальны!

С ноября прошлого года мы разместились в здании недавно открывшегося Кванториума, где также преподаем промышленный дизайн. Теперь занятия в мультстудии – это платная услуга гимназии № 3 (еженедельное занятие продолжительностью в полтора часа стоит 860 рублей). Но дети заглядывают к нам и в свободное время: что-то посмотреть, полистать, послушать, пообщаться. Кто-то много работает дома, например, мальчишки, пишущие музыку к этюдам.

Конечно, в своей работе мы ориентируемся на профессиональных аниматоров, используем интересные обучающие программы, которые позволяют давать детям настоящие знания и умения. В прошлом году наша ученица Полина Мельник попала в тридцатку отобранных со всей России ребят на обучающий курс «Анимация и Я». На конкурсе этюдов она представила свою работу в технике перекладки (способ покадровой анимации, смысл которого в перекладывании элементов изображения с каждым следующим кадром).

У нас собраны разновозрастные группы (от 6 до 15 лет), и мы этому очень рады. Мы стремимся создать дружный коллектив, чтобы дети приходили не к нам, а к своей любимой работе и друг к другу. Внутри разновозрастных групп происходит интересное взаимодействие: малыши, не роняя своего достоинства, все же тянутся за старшими, а старшие стараются соответствовать положению взрослых. Это потрясающе! Они воспитывают друг друга, становятся очень внимательны к своему поведению.

Четыре группы: две послеобеденные, по десять человек, и две утренние, пока по три-четыре человека. Кстати, наши занятия могут посещать и дошколята – для них есть несколько групп по утрам.

Мы не отбираем детей специально, принимаем ребят с особенностями здоровья (часто талант раскрывается совершенно необычным и неожиданным образом). Например, наша ученица, девочка с ДЦП, которой моторика не позволяла прорисовывать детали, создавала гениальные эмоциональные фоны, придумывала интересные истории и сюжеты.

Фото из архива мультстудии «Сова»

Презумпция одаренности

- Что лежит в основе создания мульт-фильма? Что будет конечным результатом совместного труда?

- Мы используем главным образом ручные художественные техники – это и здоровее, и полезнее. Кроме того, в этом больше индивидуальности: можно рисовать, лепить, применять сыпучие техники. В перекладке могут быть задействованы разные материалы и техники. Мы рисовали на стекле, делали пластилиновые мультики, использовали песок, цветные подсветки, крупы. Для малышни даже запустить руки в тазик с разнокалиберной крупой – уже невероятное удовольствие.

Процесс создания мультфильма – не для торопыг, а для очень усидчивых людей. Это развивает терпение, умение планировать, предвидеть итог, просчитать и выдержать определенный срок. Название процесса - «стоп-моушн» (стоп движение) – говорит само за себя: кадр следует за кадром, чуть поменяли картинку, сделали кадр и так много-много раз. Технология простая, позволяет использовать вебкамеру, любой фотоаппарат и телефон (есть бесплатные приложения для стоп-моушн анимации). Чем плавнее движение, которого ты добиваешься, тем больше кадров придется сделать.

Работая с детьми, мы делаем 6-12 кадров в секунду (классическая анимация предполагает 24-30 кадров в секунду). Наши этюды – это 15-секундные ролики, в которые вполне можно вложить определенный смысл, сюжет, рассказать историю.

Фестивальные, конкурсные работы от идеи и до полного завершения проекта делаются командой (в 8-9 лет ребенок еще не готов в одиночку осилить столь затяжной процесс). Один отвечает за фон, второй – за персонажей, третий – за музыкальное сопровождение, озвучивание и т.д. Самые важные моменты – когда первоначальная идея начинает приобретать форму, появляется сценарий, затем – раскадровка, когда основные сцены сами «просятся» быть зафиксированными на листе. По ходу творческого процесса возникают интересные образы, которые могут неожиданно обогатить или даже изменить сюжет, меняется стилистика, цветовые решения...

- Какие задачи вы ставите перед собой, набирая детей на занятия?

- Есть такая книжка «Мультфильм руками детей». Она написана Юрием Красным и Линой Курдюковой, и вышла она в далеком 1990 году. Книга чрезвычайно полезна не только тем, кто занимается мультипликацией, но и всем педагогам в принципе. Она о развитии ребенка, о презумпции одаренности. Педагогическая детская анимация хороша тем, что у ребенка есть возможность попробовать себя литератором, режиссером, придумать идею, отрисовать, спланировать, озвучить и т.д. То есть цель профессионального аниматора – снять классный мультфильм, а наша цель не только в конечном продукте. Мы работаем с линией, с силуэтом, с выразительностью образов, со словом, текстом, речью и звуковым оформлением. Игры, стихи, придумки, каламбуры – это и средства, и одновременно маленькие цели, смыслы нашей работы. Мы развиваем актерские навыки – ведь герой мультфильма играет, его движения, его пластика передает эмоции, и все это создателю сначала нужно попробовать на себе.

Мы работаем с музыкой и со звуками. Отличная игра: закрыв глаза, пытаешься услышать и распределить звуки от самого громкого до самого-самого тихого, едва различимого. Это непросто, но очень интересно. Одна девочка, еще не умея писать, придумала рисовать каждый звук пиктограммой (открытый птичий клюв, гравий под ногами, сухой листик), создав абсолютно ясную и всем понятную схему.

«Душа Сахалина»

- Каким образом дети участвуют в работе?

- Первый наш мультик «Душа Сахалина» родился так. Сначала мы просто записывали ассоциации детей со своей малой родиной. Примеры нас удивили: суши, стюардессы, самолеты (видимо, сказалась удаленность региона), медведи, холодное море и т.д. Затем свою ассоциацию каждый постарался нарисовать и создать небольшой анимационный этюд в перекладке. Разместив кадры из этих этюдов в свободной последовательности на магнитной доске, мы попросили каждого рассказать свою историю, связывая картинки друг с другом по своему усмотрению. Получилось интересно. А к концу занятия то, что отшлифовалось, стало логичной и цельной историей про Сахалин.

В этом – самое главное: не как смонтировать кадр за кадром, а как мотивировать детей на творчество.

- Нужны ли какие-то таланты, навыки для озвучания анимации?

- Озвучивание – отдельная тема. Мы много работаем с дикцией, с эмоциями. Некоторые занятия дети инициируют сами. Например, когда мы готовились ко Дню Победы, дети не одобрили наш выбор стихотворений (это были общеизвестные произведения) и предложили подготовиться самостоятельно. Но оказалось, что не все умеют читать стихи, многое в стихотворениях прошлого века им непонятно (например, устаревшие, неиспользуемые слова). В ходе совместного вдумчивого прочтения, его качество существенно менялось, появлялись эмоции и новые интонации.

- Где демонстрируются созданные студией мультфильмы?

- Недавно мы были в Новосибирске на 16-м ежегодном фестивале, организованном легендарной студией «Поиск». Это очень высокий уровень работы, где юных участников не просто учат снимать мульт-фильмы, но и смотреть, обсуждать, критиковать. Наши дети привезли на фестиваль три работы: «Душа Сахалина» и два военных мультфильма.

- Как еще может быть использована мультипликация, помимо развлечения зрителей?

- Совсем недавно мы выиграли грант на конкурс проектов «Просто о науке». Проектная работа сейчас ведется во всех школах, так что дети уже вполне освоили эту деятельность. Команда (минимум три человека) до конца марта может отправить свою работу нам на почту (promdesign65@yandex.ru), мы отберем лучшие на наш взгляд научные проекты и продолжим работу с их авторами. Совместно мы подготовим презентацию проектов в анимационной технике. В итоге получится цикл научно-популярных анимационных фильмов «Просто о науке», которые можно будет показать широкой детской аудитории.

В рамках этого гранта мы устроим обучающие мастер-классы, расскажем, как работает наш станок, как обрабатывается материал, как он монтируется, озвучивается и т.д. Освоив азы, вместе с учащимися мультстудии ребята смогут оформить свой научный проект таким выигрышным и необычным образом.

- Есть ли на Сахалине другие детские мультипликационные студии?

- На сахалинском кинофестивале «Игра света» мы случайно выяснили, что в селе Дачном Корсаковского района существует школьная детская студия. Мы очень рады этому, с удовольствием поддерживаем отношения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 29 января 2020

Заголовок в газете: Демиурги волшебных миров

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру