Детей нужно любить без особых причин

27.11.2019 в 07:55, просмотров: 491

Школьный психолог: как обходились без него раньше и в чем его необходимость теперь? Кто и с какими проблемами может обратиться к этому специалисту? Как оцениваются результаты его работы?

Детей нужно любить без особых причин
Фото:aVataRS.mdS.yandex.net

Об этом мы поговорили с педагогом-психологом МАОУ «СОШ №1» города Корсакова Еленой Мельниченко

Фото: Елена Мельниченко

Устранение трудностей

- С каких пор в российских школах появились психологи и чем они занимаются?

- В России в общем и на Сахалине в частности психология пришла в массы, если можно так выразиться, в 1995 году. Для нас это по-прежнему очень молодая и перспективная научная отрасль. Правда, еще сохраняется мнение среди населения, что это наука несерьезная, многие даже не воспринимают психологию как науку. Но в целом люди уже прислушиваются к специалистам, обращаются к ним за помощью. Мой собственный опыт это подтверждает – все больше родителей и детей приходят на консультации к школьным психологам.

В каждой современной школе психолог должен быть, в нашей работают два специалиста. И наша главная задача – сопровождение детей: диагностика, которая проводится с момента обращения классного руководителя либо родителя, и дальнейшая работа с ребенком по устранению выявленных трудностей. Это может быть коррекция познавательной сферы и способностей: памяти, внимания, мышления. К нам обращаются по поводу агрессивного поведения детей, неумения контролировать свой гнев, страха выйти к доске и выступать перед аудиторией. Мы помогаем ученикам обрести уверенность в себе, раскрепоститься.

Прежде чем начать непосредственную работу над проблемой, мы встречаемся с родителями (даже если ребенок пришел к психологу по собственной воле). Это необходимо для сбора анамнеза: информации о взаимоотношениях в семье, о развитии детей с момента рождения (нас интересует даже то, как проходила беременность и как прошли роды, находился ли малыш на грудном вскармливании). Правда, если подросток самостоятельно обратился к психологу по поводу своих внутренних переживаний, конфликтов со сверстниками, мы можем и не тревожить родителей.

Встретившись с родителями, пообщавшись с ребенком, мы делаем выводы, намечаем путь и стратегию дальнейшей работы. Арт-терапия, песочная терапия, символдрама, тренинги по самоконтролю, преодолению различных проблем, помогающие ребенку познать себя, – множество разных методик применяется для оказания психологической помощи. Проблемы с агрессивным поведением и многие другие успешно разрешаются на групповых тренингах. В некоторых случаях предпочтительна индивидуальная работа с ребенком.

- Как можно объективно оценить результаты работы школьного психолога?

- Вопрос оценки эффективности и результативности – очень непростой, поскольку мы работаем с психикой. Происходящие с ребенком перемены не всегда очевидны или на них требуется определенное количество времени. Исправить недостатки сложно. К примеру, агрессивного ребенка не вернешь в стабильное состояние за несколько занятий. Те искажения в поведении, в психике, которые формировались годами, нельзя убрать разом. Здесь важна помощь, работа родителей. Довольно часто, когда мы работаем с ребенком в течение нескольких месяцев, благоприятные изменения вроде бы налицо (он осознает себя, анализирует свое поведение, ведет работу над собой, происходят позитивные подвижки в его психике). Но каждый день по возвращении в неблагополучную семью, неблагоприятную среду происходит своего рода откат в ту точку, с которой мы начинали совместную работу. Мы, конечно, надеемся, что родители прислушиваются к нашим рекомендациям, ведут не только воспитательную работу, но и работу над собой (что порой даже более важно!), и верим в результат. То есть исправление практически любой негативной ситуации вполне осуществимо, если родитель и ребенок работают в тандеме, под руководством психолога.

Эффективность повышается, если родитель осознает свою ответственность за сложившуюся ситуацию. Не важно какую: нежелание ребенка учиться, конфликтные отношения со сверстниками, учителем или самим родителем. Ребенок, возвращаясь домой, замечает изменения – понимание, сдержанность, принятие со стороны своей семьи. Меньше критики, больше внимания к чувствам и переживаниям ребенка, к его эмоциям способствуют прогрессу в отношениях. Но, к большому сожалению, родители зачастую не признают своей ответственности (не хочется говорить – вины), считают, что все делали и делают правильно (мол, как не критиковать, не упрекать и не наказывать?!). Многие считают, что это и есть единственные и самые действенные воспитательные меры. Это ошибка. Если сам взрослый эмоционально стабилен и психологически зрел, ничего «специального» не нужно делать и с ребенком – у него в семье, скорее всего, растет такой же стабильный и благополучный ребенок.

Критика бывает разная

- Объясните, почему критика и упреки не дают желаемого результата? Как они действуют на самом деле?

- Критика может быть как созидательной, так и разрушительной. Если мы не делаем упреков в адрес личности ребенка, а только указываем на недочеты в работе, поведении, конкретном поступке – она созидательная. Но мы часто бываем слишком требовательны к детям, забывая, что ошибаемся и сами. Вспомните, что вы чувствуете, когда слышите упреки в свой адрес, поставьте себя на место ребенка и не будьте жестоки, воздержитесь от нелицеприятных оценок и оскорблений.

Вот что говорит по этому поводу известный психолог Юлия Гиппенрейтер: «Не давать ребенку права на ошибку, контролировать каждый его шаг, стремиться, чтобы он воплотил в жизнь ваши нереализованные мечты, - лучших способов, чтобы вырастить закомплексованного и инфантильного человека, просто не придумать».

Она же сформулировала семь правил общения с детьми:

1. Любите ребенка просто так. Ему очень важно знать, что его принимают и любят без всяких условий. Не потому, что он сделал уроки, сумел не порвать брюки и вообще хорошо себя вел, - иначе он будет жить в постоянном страхе, что стоит ему сделать что-то не так, и он потеряет право на родительскую любовь. Родителям кажется, что стоит им дать слабину, лишний раз ласково посмотрев на сына или дочь и сказав им, как они им дороги, и дети сразу отобьются от рук. К счастью, все устроено не совсем так, и воспитание ребенка – это вовсе не дрессура.

2. Не мешайте его естественному развитию. Если чадо хочет всюду залезть, постоянно пачкается, ходит по лужам, что-то ломает, разбивает и задает миллион вопросов – это просто значит, что с ним все в порядке. Так он пробует себя и проявляет любознательность, необходимую для его развития. Участие родителей в развитии ребенка должно поддерживать его естественные стремления, а не гасить их, подменяя другими, более важными или полезными с их точки зрения.

3. Поощряйте самостоятельность. Не менее важно не мешать детям делать первые попытки быть самостоятельным. Желание ребенка самостоятельно завязать шнурки должно быть встречено с вниманием и уважением, даже если вы спешите. Иначе он довольно быстро перестанет даже пытаться что-то делать сам.

4. Позвольте ребенку брать на себя ответственность. Чем старше он становится, тем больше появляется вещей, с которыми ему нужно разрешать справляться самому. Самостоятельность не должна обрушиваться на ребенка в один миг: перед каждым шагом нужно поговорить с ним и объяснить, что вы даете ему больше свободы не потому, что вам надоело за этим следить и «пусть что хочет, то и делает», а потому, что вы верите, что он справится. И все равно будьте рядом – на случай, если понадобится помощь. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

5. Не путайте заботу и родительский диктат. Родители, безусловно, должны участвовать в жизни детей – но ни в коем случае не проживать ее за них. Заботиться – значит, в первую очередь прислушиваться к их желаниям, а не следовать принципу «я знаю, как для них будет лучше».

6. Не критикуйте. Во время взросления ребенку придется столкнуться с разными сложными вопросами и ему будет гораздо легче с этим справиться, если он привыкнет говорить о них с родителями. Доверие строится на добром отношении: если вашей первой реакцией на откровения ребенка будет критика, осуждение или невнимание, во второй раз он уже ничего не расскажет.

7. Говорите ему о своих чувствах. Понимать ребенка – важно, но не менее важно и доносить до него то, что чувствуете вы. Ведь между людьми не может быть настоящей близости, если один из них не до конца откровенен.

- Приведите примеры успешной работы школьного психолога.

- Начала работать с четвероклассником: агрессивный, не мог сдерживать гнев, конфликтовал с одноклассниками, любое неосторожное слово провоцировало на драки или бурные ссоры. После регулярного общения с психологом к пятому классу уровень агрессии мальчика существенно снизился. Мы продолжаем работу. Но успех уже очевиден и для него самого, и для родителей, и для всех окружающих.

Пару лет назад поступил сигнал о суицидальном поведении ребенка. Ситуация была серьезная, и мы взялись работать совместно со вторым школьным психологом. Эмоциональное напряжение было быстро и эффективно снято, главный страх, который привел его в такое опасное состояние, преодолен. В настоящее время ситуация вполне благополучна.

- Каждый ученик может прийти в кабинет к психологу с любой своей проблемой?

- Конечно, обратиться может любой ученик нашей школы, его родители, часто за помощью обращаются и учителя.

Ребята приходят с совершенно разными вопросами. Это и трудности в обучении, трудности в межличностном взаимодействии, нарушения детско-родительских отношений, внутриличностные конфликты и др. Мы помогаем преодолеть страх выступления перед аудиторией, неуверенность в себе, непринятие себя, неконтролируемый гнев.

Родителей, как правило, волнует отсутствие мотивации к учебе.

И увы, мы работаем с детьми с суицидальным поведением. С такими детьми мы, естественно, работаем вне очереди.