Как помочь ребенку взять от школы все

06.11.2019 в 01:16, просмотров: 487

Двойки случались почти у каждого, неудачи бывают у всех. но если двойки множатся и определяют итоговую оценку, это уже тревожная закономерность, требующая пристального внимания

Как помочь ребенку взять от школы все
Фото: model.lolakids.com.ua

О том, как вовремя и эффективно исправить подобную ситуацию, рассказывает начальник отдела развития общего образования и дополнительного образования детей департамента образования Южно-Сахалинска Оксана Успенская

Эпизодическое или устойчивое отставание

- Если успеваемость ребенка по какому-либо предмету из четверти в четверть на «два», что предпринимает школа? И должна ли она что-то предпринять, выходя за рамки стандартного процесса обучения?

- Школьное обучение – важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребенка базовые знания и навыки. У каждой его ступени есть свой федеральный образовательный стандарт, который ребенок должен освоить.

Для преодоления устойчивого отставания по одному предмету или предметам одного профиля необходимы: совершенствование методики преподавания предмета, доступное раскрытие учебного материала, развитие мышления учащегося, индивидуальные задания по устранению пробелов в знаниях, специальное повторение недостаточно усвоенных тем, меры, направленные на развитие интереса к учебному предмету.

Требование индивидуального подхода к ребенку непросто реализовать на практике, но это необходимо. Есть дети самостоятельные и активные, знающие и желающие познавать. Есть дети, неуверенные в себе, с большими пробелами в знаниях. Учитель должен предложить последним иную форму работы, более комфортную, помочь ребенку раскрыться и научить его видеть свои ошибки, анализировать их и идти дальше.

Электронный журнал позволяет родителям следить за системой выполнения проверочных и самостоятельных работ, домашних заданий, насколько ребенок успевает.

- Может ли школа рекомендовать занятия с репетитором?

- В рамках учебной программы и рабочего времени учителями-предметниками проводятся индивидуальные и групповые занятия, консультации с обучающими. Если ребенку необходимо больше времени на индивидуальные занятия, то это уже становится проблемой, и родители видят выход в помощи репетитора, который скрупулезно отрабатывает определенные навыки и умения.

Сегодня к услугам репетиторов начинают прибегать с детсадовского возраста, даже без какой-либо насущной в них необходимости. Почему бы, имея такую возможность, не обратиться к репетитору, если ребенок не успевает в учебе? Если ухудшились оценки по одному из предметов – ребенку недостает усидчивости, внимательности, определенных знаний, просто трудно усвоить материал, если ему легче усваивать материал в индивидуальной форме обучения, он не может найти общего языка с преподавателем...

Тандем школы и семьи

- Каковы распространенные причины подобной «успеваемости» или кто несет ответственность за двойку?

- Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех: и родителей, и учителей, и самого ребенка.

Сложности возникают при отсутствии у ребенка должной мотивации, определенных знаний и умений, нежелании учиться (необоснованные пропуски уроков), неумении организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.

Часто неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, куда включаются и физиологические (общая слабость здоровья, болезни нервной системы и т.д.), и психологические (особенности познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и т.д.) причины. Очень многие дети заняты дополнительным образованием, что, естественно, отнимает много сил и времени. Многие не способны противостоять соблазнам соцсетей, телевидения.

Оказывают влияние на процесс обучения социально-бытовые причины, такие как неблагополучные условия жизни, низкая материальная обеспеченность родителей, отсутствие домашнего режима, влияние извне (улицы) и т.д.

Возможны и педагогические причины, в которые включают несовершенство учебного процесса, слабую систему отслеживания классными руководителями результатов успеваемости учащихся класса и соответственно не проведенная работа по предупреждению проблем, слабую связь с учителями-предметниками, родителями, недостатки преподавания отдельных предметов, неправильный перевод в следующий класс, пробелы в знаниях за предыдущие годы. Есть дети, которые выпадают из системы требований учителя, и есть учителя, не способные организовать учебный процесс должным образом.

В то же время родители (законные представители) несут ответственность за воспитание и обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

- Почему у детей все чаще не обнаруживается мотивации к учебе?

- Из причин неуспеваемости нельзя исключить психологию. С мотивацией не рождаются. Это социально приобретаемая категория. Следовательно, ее можно сформировать. Так взрослые, часто не осознавая этого, руководствуясь своими ожиданиями, учат ребенка жить не своей жизнью, учиться не тому, чему хочется, развиваться не в том направлении, где лежат личные стремления ребенка.

Нынешние дети имеют свободный доступ к информации и часто знают больше учителя. Нередко учитель создает для ребенка небезопасную среду, когда критикует его перед всем классом, наказывает оценками. Если ребенка не хвалить и не поощрять, а только наказывать за промахи, у него не будет никакого стимула учиться. Неуважение к учителю сильно мешают ребенку, порождая неуспеваемость. Но жизненный опыт и педагогический долг должны помочь учителю найти подход к таким ученикам, исправить какой-то свой промах, чтобы вернуть к себе уважение. Важно, чтобы в отношениях учителя и ученика не было никакой фальши.

Часто родителям кажется, что они и так достаточно делают для ребенка. Но ему очень важны слова поддержки. Он должен чувствовать, что близкие ему люди верят в него, болеют за него, всегда готовы прийти на помощь.

Сложность еще и в том, что дети сегодня рано взрослеют, они живут во взрослом мире. На детях – колоссальная нагрузка (информационный ряд). Много соблазнов, возможностей для необременительного развлечения. Важно совместно с ребенком расставить приоритеты. Если недостает умений, знаний, базовых психоэмоциональных навыков, которые ребенок должен был приобрести в семье, в детском саду, в начальной школе, в социуме, это очень затрудняет ребенку процесс обучения.

Скрупулезная работа по выяснению причин

- Возможно ли выработать совместную (учитель, ребенок, родители) тактику решения проблемы, какие условия для этого необходимы?

- Для эффективного решения проблемы неуспеваемости необходим тандем школы и семьи, педагогов и родителей.

Если неуспеваемость по предмету возникла из-за пробелов в знаниях, полученных в предыдущих классах, то необходимо проводить дополнительные занятия по определенному плану для постепенного восполнения пробелов и повторения неусвоенного за предыдущие классы материала (индивидуальные домашние задания для самостоятельной работы по повторению и упражнению).

Если учащийся получил двойку по итогам года (в отдельных случаях по итогам полугодия или четверти – если это определено в локальных актах школы), у него образовалась академическая задолженность. Учащийся, имеющий академическую задолженность, имеет право:

- перейти в следующий класс условно до момента исправления оценок;

- дважды пройти промежуточную аттестацию (попытаться исправить оценку) в сроки, установленные школой, в течение одного года (в указанный период не включается время болезни обучающегося при условии наличия подтверждающих документов).

Обязанность организовать пересдачу задолженности возложена на администрацию школы. Учащемуся дается две попытки сдать академическую задолженность по каждому предмету. В первый раз предмет сдается учителю. Второй раз – комиссии. Сроки пересдачи должны быть определены в соответствующем положении на сайте школы.

Администрация школы обязана создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации: обеспечить возможность пересдачи, организовать при необходимости дополнительные консультации, установить сроки пересдачи. При необходимости родители учащегося могут сами инициировать пересдачу, направив соответствующее заявление с просьбой обеспечить возможность прохождения промежуточной аттестации.

Если исправить оценки не удалось, родители учащегося имеют право выбрать один из нескольких вариантов:

- остаться на второй год обучения (если ребенок получил «неуд» за три четверти в году);

- перейти на обучение по адаптированным программам, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

- перейти на индивидуальную форму обучения.

Хочу подчеркнуть, что решение о переводе ребенка на семейное обучение или в вечернюю школу – очень ответственное для родителей. Сегодня это стало модной тенденцией, но желание избежать трудностей таким образом, результаты подобного решения не всегда оправдывают себя. Нужно понимать – родители несут полную ответственность за то, что будет происходить с ребенком: как вы его будете обучать, чему, как подготовите к сдаче экзаменов? Какое образование он получит? Не уверена, что родители всегда понимают, на какой шаг они идут, выбирая семейное обучение для своего ребенка.

- Какой совет вы бы дали родителям неуспевающего ребенка в первую очередь?

- Родители должны проявлять интерес ко всем деталям школьного дня, прислушиваться к своему ребенку.

Важно создание эмоционального комфорта – проявление веры в возможности ученика, надежды на успех, радость от малейших достижений, демонстрации терпения и уважения.

Всегда существовал и будет существовать режим. Ребенок должен быть к нему приучен, проявляя самостоятельность и ответственность.

Не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями. Научите ребенка самостоятельно получать информацию извне и анализировать ее.

- К чему приведет неуспеваемость? В том числе, в широком смысле, когда все привыкают к неудовлетворительной ситуации.

- Школьная неуспеваемость может приводить к серьезным последствиям в психологическом, личностном и в профессиональном плане. Здесь необходима скрупулезная работа по выяснению причин неуспеваемости. Первичный сбой, непонимание, незнание, несформировавшиеся умения должны быть обнаружены вовремя и вовремя оказана помощь. Ребёнок спасовал, не смог, у него не получилось. Ему не показали, как справиться с этой трудностью, он не видит альтернативных выходов, а с него требуют результата. И в ответ мы слышим: «я не могу, не буду, не хочу!» Для ребенка проблема непреодолима, один он с ней не справится. Если нет взаимопонимания между родителями, учителями, ребенком - сложности нарастают снежным комом.

Своевременное выявление причин неуспеваемости определяет пути коррекции и тем самым способствует эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, в частности сглаживанию отклонений в личностном развитии.