Честная история маленького бизнеса

В Южно-Сахалинске десятки магазинов цветов. Некоторые из них ничем не отличаются друг от друга, некоторые же имеют свой неповторимый колорит, атмосферу и стиль

Честная история маленького бизнеса
Фото: Валерия Орлова

Как не бояться мечтать, развиваться и строить бизнес, несмотря на декрет, молодость и отсутствие опыта, расскажет флорист, создатель студии Floral Melody Валерия ОРЛОВА

Когда красоты не хватает…

- Как пришло решение заняться цветочным бизнесом?

- Я влюблена в красоту! Мне не все равно, в каком интерьере я нахожусь, из какой чашки пью чай, во что одеваюсь. Эстетика играет большую роль в моей жизни, поэтому там, где красоты не хватает, я создаю ее своими руками.

Именно из-за дефицита профессиональных флористов на Сахалине я приняла решение открыть свое собственное дело. Мне не хватало по-настоящему хорошего места, с модным интерьером и мастерами, создающими креативные букеты. Поэтому я получила флористическое образование в Москве, купила готовый цветочный бизнес и перестроила его в соответствии со своим понятием красоты и стиля.

Я работаю не одна, со мной рука об руку идет моя команда. Без них я бы не справилась. Мы следим за модными трендами России и всего мира, развиваемся, не перестаем обучаться. Мы относимся к работе, как к способу самовыражения, открыты творческим экспериментам. Нам приятно, когда клиент озвучивает повод, бюджет, приблизительный состав и цветовую гамму букета, оставляя при этом пространство для творчества. В таких условиях рождаются самые красивые работы.

- Неужели мечта о своем флористическом салоне реализовалась сама собой, не встретив препятствий и затруднений?

- Все началось полтора года назад, спонтанно и неожиданно даже для моего ближайшего окружения. Дело в том, что я жила, как все: окончила университет, работала в офисе на «серьезной» работе в финансовой компании, вышла замуж, ушла в декрет… И, как это часто бывает с рождением ребенка, в какой-то момент осознала, что не хочу потратить свою жизнь на выдачу кредитов и ожидание коротких выходных в кругу семьи. Я довольно быстро поняла, что роль домохозяйки мне тоже не подходит. Внутри меня много энергии, которой хватает и на гармоничную личную жизнь, и на самореализацию.

Я задумалась о том, что может приносить мне удовольствие с одной стороны, и финансовую независимость – с другой. Ответ пришел не сразу. Однажды я искала подарок на день рождения свекрови и наткнулась на рекламу букетов из мыльных роз. Идея и ее исполнение мне очень понравились, но магазин был на материке! Я стала искать что-то похожее на Сахалине и не нашла. Когда, смирившись, стала оформлять доставку, то поняла, что если никто до сих пор не привез красивые мыльные розы в Южно-Сахалинск, то этим человеком должна быть я!

Сначала эта мысль показалась мне странной, даже страшной, но, пообщавшись с поставщиком, я поняла, что это именно та возможность, которую я ждала! Решиться начать свой бизнес без опыта, с грудным ребенком на руках – непросто. Посоветовавшись с мужем и получив его поддержку, я начала составлять свой первый в жизни бизнес-план.

Мыльные розы, которые я привезла на Сахалин, разлетелись буквально за три месяца, а потом мне на глаза попалось объявление о продаже готового бизнеса – магазина «Цветочная Мелодия». Приехав на место, я влюбилась в него с первого взгляда: просторный светлый салон, уставленный цветами, возможность самореализации через творчество, ежедневное соприкосновение с красотой, общение с людьми – все это делает цветочный бизнес идеальным для меня.

Опыт – лучший бизнес-тренер

- Как удалось постигнуть специфику бизнеса? Ведь без этого невозможен успех.

- Действительно, сначала я совсем не разбиралась во флористике. Но это меня не испугало! Осознав, что я хочу быть не просто владельцем, но и мастером в своем деле, я прошла обучение в Москве и множество дополнительных тренингов. Моими первыми учителями стали девушки-флористы, работавшие в моем новом магазине еще со времен старых владельцев.

После покупки салона я стала готовиться к своему боевому крещению: на носу был День святого Валентина. Конечно, я понимала, что будет горячо, но весь масштаб катастрофы я осознала, только окунувшись в праздничную суматоху Дня влюбленных. Я спланировала праздничный ассортимент, научилась делать простые композиции, чтобы работать наравне со своими флористами, была уверена в себе и полна амбиций. До обеда все шло как по маслу. Я даже удивлялась, почему среди флористов так много шума насчет праздничных заказов: день как день, насыщенный, но ничего сверхъестественного! Ближе к двум часам дня напряжение стало нарастать, мы перестали справляться с потоком клиентов. В салоне выстроилась огромная очередь. Кто-то уходил, не дождавшись нашего внимания. Кто-то делал замечания и просил ускориться. К концу дня мы продали все, что планировали, но чувствовали себя выжатыми. Также поступило несколько претензий: кому-то перепутали заказ на доставку, а кому-то упаковали четное количество роз в букете. Конечно, я расстроилась. Мне было обидно за себя и неловко перед клиентами, которые остались разочарованными.

Но спустя время я осознала, что каждое замечание заставило меня переосмыслить свое отношение к работе. Пришло понимание – чтобы создать лучший флористический салон на Сахалине, нужно постоянно развиваться. И как флористу, и как организатору. Таким образом, мой не совсем удачный опыт стал стимулом для улучшений. Я перестроила систему предварительных заказов на праздничные даты, что дало возможность более тщательно подготовиться к авралу. Уже к восьмому марта были учтены прошлые ошибки, и день прошел идеально, оставив после себя только чувство удовлетворения и приятной усталости. Работая всю ночь и грамотно спланировав маршруты курьера, мы обеспечили себе рабочий день без стресса и претензий со стороны гостей.

Кроме вышесказанного, этот неидеальный опыт показал мне, какое значение имеют профессиональные знания. Тогда я приняла решение учиться флористике и, как только утих мартовский ажиотаж, уехала в Москву получать свой первый диплом.

- Где вы берете новые идеи? Может быть, существуют мастера, на которых ориентируетесь?

- Мы никого не копируем и не хотим быть на кого-то похожими. Наоборот, стремимся стать тем ориентиром, который повысит общий уровень флористического бизнеса на Сахалине. Обращаясь к нам, клиенты получают на сто процентов уникальный, неповторимый и незабываемый букет цветов.

Понимая, что цветами даритель почти всегда хочет выразить свои эмоции и чувства, мы идем навстречу просьбам своих клиентов: подписать открытку, сделать сюрприз, дополнить композицию фруктами, сладостями или какими-то другими знаками внимания, понятными только им и получателю. Я призываю не стесняться обращаться к нам за помощью!

- Часто ли у вас устанавливаются постоянные отношения с клиентами?

- К нам ежедневно приходят десятки единомышленников, большинство из которых становятся постоянными клиентами. Я всегда рада познакомиться поближе со своими покупателями, со многими уже знакома лично.

Фото: Мирослава, правая рука Валерии 

Черная полоса

- Работа с людьми – это ведь не один сплошной позитив?

- Конечно нет. Никуда не деться от того, что неприятности – тоже часть истории нашей мастерской. Вспоминать о некоторых ситуациях до сих пор неприятно.

После того, как работа салона была налажена, бизнес стал развиваться по естественным законам. Я расширяла ассортимент, училась флористике, набиралась опыта. Коллектив тоже обновился. Я брала на работу девочек по рекомендации своих знакомых. Мне казалось, что, взяв на работу «своего» человека, я буду застрахована от обмана и воровства.

В какой-то момент в бизнесе началась черная полоса. Продажи упали, списания, соответственно, выросли. Анализируя доходы, я заметила, что одна из смен работает в убыток. Чтобы избавиться от подозрений, я провела рабочий день с флористом из проблемной смены. И действительно, в эту смену заказов было меньше обычного. Списав все на тотальное невезение, я стала наблюдать и искать причину неудачи. О нечистоплотности своих сотрудников я не хотела думать до последнего.

Решение обнаружилось случайно и стало для меня шоком. Та самая «невезучая» девушка оказалась мошенницей. При каждом удобном случае она оформляла заказы мимо кассы, в том числе на свою карту. Попалась она спустя несколько месяцев совместной работы. До этого еще несколько флористов были замечены в обмане и сразу уволены. Это специфика профессии, и я это принимаю. Никогда не придавала огласке эти ситуации. Но когда обманывают масштабно и нагло, сложно молчать. Даже немедленно распрощавшись с обманщиком, еще долго не можешь восстановиться, думая снова и снова о том, как же так я дала себя обмануть!

- Насколько сложно подобрать надежных работников?

- Общая проблема цветочного бизнеса – большая текучка кадров. Многие рассматривают работу флориста как легкий труд, недооценивают огромную физическую и эмоциональную нагрузку, которую мы испытываем на рабочем месте ежедневно. Редко кто приходит в профессию по призванию. Новички выдерживают в среднем три месяца, поэтому в цветочных салонах вакансии часто открыты. Флористы требуются всегда!

Однажды мне в директ написала девушка. Это был первый в моей практике случай, когда написано было именно то, что хочет услышать работодатель – она легко, но при этом коротко, по делу рассказала о себе, прикрепив к сообщению фото своих работ. А главное, девушка четко объяснила, почему она хочет работать флористом, была очень искренна. Собеседование только укрепило мое предчувствие, что я имею дело с честным, творческим, открытым человеком, который понимает, чего хочет, проявляет инициативу и влюблен в красоту. Мира практически сразу включилась в работу, и на сегодняшний день она – моя правая рука. Я хочу сказать ей большое спасибо!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 30 октября 2019

Заголовок в газете: Цветы – источник средств и вдохновения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру