В чем заключается работа волонтеров-поисковиков, рассказывает руководитель Сахалинского национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, Сахалинской региональной общественной организации «Поисково-спасательный отряд «СОВА» Евгения Тучкова
Проблема первого класса
- Мы занимаемся в первую очередь поиском несовершеннолетних детей, людей пожилого возраста, а также людей, попавших в ситуации, опасные для жизни. Из всех категорий пропавших людей самой тревожной и нестабильной для нас являются несовершеннолетние дети. Поэтому проведение профилактических мероприятий является вторым приоритетным видом деятельности нашей организации. Для детей начальной школы даются внеклассные часы по бе-зопасному поведению «Я знаю, что нельзя», «Если я один», которые всегда проводятся в игровой форме. Далее идут уже мастер-классы для детей и подростков, тренинги, поисковые квесты. Форма подачи выбирается в зависимости от возраста школьников. С подростками 12-15 лет уже можно проговаривать о поведении вне семьи, в городе или в лесу более детально.
Со временем виды профилактики могут и должны меняться. Например, в связи с недавним уходом первоклассника из школы областного центра и не пришедшего домой вовремя у нас обозначилась еще одна проблема: я проверила статистику за последние несколько лет, и выяснилось, что чаще всего так случается с первоклашками в первые месяцы обучения в школах. Это объяснимо. Когда ребенок посещает дошкольное учреждение, его сопровождают родители. Со школой все изменяется.
Многие взрослые не могут отводить и встречать детей, поэтому необходимо приучать первоклассников самостоятельно добираться до учебного заведения и обратно. Есть хороший опыт в других городах страны. Там уже в сентябре на уроках прорисовывают маршрут каждого ребенка от дома до школы и обратно. Это очень хорошая практика, ведь зрительное восприятие у детей развито намного лучше, чем у взрослых. Так у нас возникла идея проводить для первоклассников уроки безопасности совместно с их родителями. А тренинги по безопасному поведению в городе и в лесу «Если ты остался один» все же лучше проводить перед летними каникулами, когда у детей уже сформировался режим дня, они привыкли к новой обстановке.
Хватит на книгу
И все же основная работа, которой мы занимаемся, – это поиск. Когда пропадает человек, мы всегда работаем по четкому плану. Он складывался годами, проверялся и выверялся на практике. Кубик по кубику мы собираем по сей день наш опыт, знания и называем это алгоритмом действия. Чтобы получить заявку на поиск от полиции нужно иметь соглашение с силовыми структурами. Оно подписано с нашим отрядом еще в 2015 году со всеми сразу: с МВД, СК и МЧС. Это соглашение – гарант нашей законной деятельности на территории Сахалинской области. Не важно, от кого поступило заявление о поиске, мы не будем действовать до тех пор, пока не написано заявление в полицию.
Для распространения информации в соцсетях обязательно разрешение от близких родных. Не все родители соглашаются обнародовать сам факт ухода ребенка. И это понятно: осуждение со стороны, постановка на учет и т. д. Конечно, это затрудняет поиск и работать приходится с тем, что имеем. Одно хочется отметить, наш отряд – это не альтернатива полиции, не детективное агентство, мы часть большого механизма по розыску людей. И пока нам не дали официальную отмашку, мы не ищем. Если заявка получена, то начинает работать инфогруппа. Именно после этого общественность узнает о «потеряшке». Это первое, что мы делаем. Дети, пожилые люди с деменцией, подростки – неважно. Срочно делаем оповещение, что нам нужна помощь населения. Это очень важно... Помню, как искали зимой престарелого пенсионера с деменцией. Он, как оказалось, еще утром ушел из дома. Как потом выяснилось, до обращения родных он успел съездить в садовое общество, вернуться обратно в город, отовариться в супермаркете и продолжал бродить по городу.
В течение 20 минут после поступления заявления от родных мы несколькими экипажами уже прочесывали улицу за улицей. Фотографию разыскиваемого показали в СМИ, были оповещены все соцсети. Звонки стали поступать сразу же. Выяснилось, что его видели в разных частях города на протяжении всего дня. В итоге через полчаса после начала поисков нам позвонил мужчина и сказал, что видит мужчину со странной координацией. Нам оставалось только поехать и забрать промерзшего старика. Он ходил в 500 метрах от своего дома с продуктами, которые купил.
Случаев из практики так много, что, если обо всем рассказывать, можно целую книгу писать.
Нужны добровольцы
Волонтерство, как «наркотик», если ты занимаешься этим от души, вряд ли сможешь соскочить (смеется). Ведь зарплатами мы не связаны, но и хобби я бы не стала это называть. Мы этим живем каждый день. Это часть нашей жизни. Очень ответственная часть. Ведь результат поисков не всегда бывает успешный. Происходит много трагических случаев. И это самое тяжелое в нашей волонтерской работе.
Сейчас «СОВА» в Южно-Сахалинске – это 30 человек. В районах еще 20. И нам нужны еще добровольцы. Те, кто занимается поиском пропавших, становятся таковыми по разным причинам. Одни – по зову сердца, другие – после того, как у самих кто-то пропал. И все они прекрасно понимают, что будут делать это в свободное от работы или учебы время. Главное требование – волонтер должен быть старше 18 лет. Больше никаких ограничений. Мы подберем работу любому. Одни будут заниматься сбором информации, другие отвечать за хозяйственные вопросы, третьи - заниматься профилактическими мероприятиями, а кто-то пойдет «в поля».
В области есть четыре наших подразделения: в Охинском, Тымовском, Смирныховском и Холмском районах. Южную часть Сахалина мы закрываем сами. Очень хочется, чтобы и в других районах острова у нас образовались поисковые команды. Поэтому всем островитянам с активной жизненной позицией мы будем только рады. И неважно, есть ли в вашем городе наше подразделение или нет, приходите, и мы его организуем. Для этого у нас есть все соответствующие юридические полномочия.
Все наши волонтеры проходят различное обучение. Обязательным является ежегодное обучение по оказанию первой помощи пострадавшим. Огромное спасибо Сахалинскому базовому медицинскому колледжу, который на безвозмездной основе проводит для нас такие занятия уже не первый год. Сахалинская область в этом плане в передовиках. Не каждый регион может похвастать тем, что у них обучают волонтеров поиску пропавших людей. Два года назад я обратилась к генералу МЧС с просьбой проводить обучение наших волонтеров на бесплатной основе. Сначала это вызвало недоумение, ведь мы не имеем квалификации. Но доводы, что мы хотим не мешать на поисках, а приносить пользу – были услышаны. И вот уже третья группа наших ребят заканчивает обучение в учебном центре при Агентстве по делам ГО, ЧС и ПБ. На этой неделе они сдадут экзамены и получат сертификат по дисциплине «Поиск пропавших людей».
А навыков, которые должны иметь поисковики, много: военная топография, картография и ориентирование на местности, навыки выживания и оказания первой помощи и многие-многие другие… Мы благодарны, что нас услышали и дали очень комфортный режим. Учиться по субботам может позволить себе практически каждый, кто заинтересован в своей подготовке. Наша задача в том, чтобы в отряде все волонтеры были сертифицированы и занесены в список единой диспетчерской службы МЧС.
Кстати
Если у вас есть желание стать волонтером ПСО «Сова», звоните по телефонам: 8 (4242) 41-63-62 или 8-962-582-63-62.