Сегодня южносахалинец Максим Ханевич расскажет о своем увлечении – столярном деле.
Умелые руки – родом из детства
- Чем вообще занимается столяр?
- Наверное, первое, что приходит в голову при упоминании столярных работ, это папа Карло. Если серьезно, то столяр – это специалист по работе с деревом. Для меня это прежде всего тот, кто делает мебель. Хотя, не уверен, можно ли назвать столярами легендарных мебельных мастеров Чиппендейла или Гамбса, как и любого мастера старой школы. Это уже искусство. Вероятно, есть и сейчас мастера такого уровня, но к ним я себя пока не причисляю. В мастерстве столь высокого класса сегодня нет особой потребности. По крайней мере, в моем окружении.
- С чего началось ваше хобби?
- Если считать, что все мы родом из детства, то и наши увлечения тоже оттуда. Я часто гостил у деда и «пила-пили» усвоил с трех лет. Мой папа тоже был рукастый: и дом построить, и баню срубить мог. А я всегда был на подхвате. Хоть это и не имеет прямого отношения к столярному делу, но опыт обращения с инструментом важен. Я с детства знаю, с какой стороны подойти к пиле, топору или стамеске.
В любом деле главное – не просто попробовать, а чтобы попробованное получилось. А у меня как-то получалось с юности. Заколки для девчонок, рамки для фотографий, сделанные на коленке. Потом – своим детям: игрушечную мебель, конюшни из фанеры, колесницы, пушечные лафеты, кукольный трон и т.д. Это уже были вещи, сделанные с применением минимума инструментов. Это и было началом понимания, что такое клей, шканты и прочее.
- Откуда взялась необходимая материальная база для столярных работ?
- Сначала появился загородный дом. Многие работы по дереву делал сам. Лестница, перила, встроенный шкаф, кухонная мебель, баня. Работы простые, но руки учатся. Однажды жена увидела в магазине шкафчик в стиле «Прованс», говорит: «Сделаешь мне такой?» Почему не сделать, я ж – мужик. А как без мастерской сделаешь? Пришлось соорудить мастерскую, пока площадью шесть квадратных метров, для мелких работ и обдумывания более масштабных проектов. Затем пошел я по интернет-магазинам и магазинам реальным за инструментом, потому как шуруповерта и ручной циркулярки для изготовления мебели мало. С тех пор у меня появилось еще одно, дополнительное увлечение – покупка очень нужных инструментов. А очень нужных инструментов для человека увлеченного – превеликое множество! Какие-то приспособления можно сделать самому. Но есть и такие, что лучше сразу купить и не тратить время на их изготовление. Я раньше и знать не знал, что бывают рубанки по 20-30 тысяч, и они совсем не электрические. Что есть японские пилы, которые пилят на себя, да так тонко и ровно, что дополнительной обработки уже не требуется. Что есть полотна для поперечной и продольной распиловки. Что ласточкин хвост, это не часть птицы, а способ соединения. И что от хорошего инструмента удовольствие получаешь, еще не начав работу.
Короче говоря, через год к первой мастерской пристроил вторую мастерскую, потому что инструмент уже не вмещался, а про удобство работы – и говорить нечего. В общем, сделал я мастерскую, а с ней и шкаф. Потом – второй, для симметрии. Поиграл с красками и состарил их во французском стиле. Вышло как на картинке. Сам удивился. Потом появились комод, подставки для цветов, полки, стулья, панно, столики...
Натуральный цвет дерева
- Где берете материал для столярной̆ работы?
- Мебель я делаю из натурального дерева, а с ним у нас огромная проблема. Нет ни березы, ни дуба, ни ясеня, ни бука. Из елки много не наделаешь – дерево мягкое, структура однообразная. Что-то можно сделать из клееных щитов. Их тоже делаю сам, потому что не всегда есть в продаже нужная толщина, да и делать их просто и не затратно. Но есть работы, где нужен массив дерева и взять его можно либо заказав на материке, либо попросить на пилораме распустить пару бревен. Но бревна еще нужно где-то взять. Поэтому, подсмотрев в интернете, сам сделал приспособление для бензопилы для продольной распиловки бревен прямо в лесу. Благо ольхи, березы и даже ясеня у нас хватает: то ЛЭП строят, то «Горный воздух» расширяют. Там и беру. Сушу по старинке. Береза сохнет долго. Ольха и ясень быстрее. Цвета и структура – словами не передать.
Теперь мне не нужно гадать, где взять доску 20-30 сантиметров шириной. А такие доски или, как их теперь называют, слэбы, с природными необработанными краями очень здорово сочетаются с заливкой эпоксидной смолой. Прозрачной, тонированной и даже светящейся. Стол-река. Очень модно сейчас. Как и столы из больших спилов деревьев. Когда расчищали городской парк, то пни валялись бесхозными всю весну. Вот я укатил пару штук диаметром в 70 сантиметров, распилил на столешницы и высушил. Журнальный или кофейный стол из спилов смотрится сказочно. Освоил сварку, и теперь подстолья тоже делаю сам.
- Куда сбываете изделия?
- Для кого делаю? Да для себя, по большей части. Что-то увижу по телевизору или в интернете и загорюсь. Сделаю, а потом начинаю уговаривать друзей и знакомых взять подарок. И если на поднос или подставку уговаривать приходится не долго, то, чтобы взяли стол, приходится побороться. Бывают и настоящие заказы. Например, кухня в стиле «лофт»: стол, табуреты, полки, лесенка, вешалка. По-моему, вышло здорово, заказчик доволен.
- Откуда приходят идеи для новых работ?
- Не буду врать, что все работы авторские. Что-то новое придумать сложно. Но во все где-то увиденные и самостоятельно выполненные работы привнесено что-то собственное, это точно.
Есть много интернет-ресурсов по обучению столярному мастерству и продаже работ. Некоторые работы видел вживую и был приятно удивлен тем, что мои ничем не уступают.
Со временем научился работать с красками, маслом и лаком. Мне больше нравится натуральный цвет дерева и масло его прекрасно сохраняет, добавляя глубины.
Несбыточные мечты и реальные желания
- Что скажете про конкурентов, какие эмоции вызывают работы других мастеров?
- Что сказать про других? Технологии все известны, и остается только обучить руки. С восхищением смотрю на резчиков по дереву. Но пока это не мое. Конечно, фрезер с ЧПУ (числовым программным управлением) сделает все сам, но ты к этому не будешь иметь отношения.
- О чем еще мечтается?
- В моих мечтах – более просторное помещение. Хочется расставить все на постоянные места, а не доставать из разных углов, а потом рассовывать назад. Но лишней земли для расширения уже нет, приходится ютиться.
Еще хочется, чтобы не я сам придумывал себе работу, чтобы кто-то приходил с идеей, конкретной просьбой и желательно чертежом (шучу). Видимо, я не очень творческая личность, мне комфортнее быть виртуозным исполнителем. Хочется обсуждать проект с понимающим человеком и время от времени слышать ободряющее: «Ну, когда будет готово?»
- Есть ли друзья, которые разделяют ваше увлечение?
- Есть знакомые, которые занимаются чем-то подобным. Среди близких друзей столяров нет. Но друзья с симпатией и интересом следят за моими упражнениями в мастерской, помогают заказывать новые инструменты, с готовностью обсуждают все проекты и, естественно, размещают мои изделия у себя дома и в квартирах своих родственников. Кто-то помогает хранить и сушить дерево. Кто-то добывает новые заказы.
Некоторые просто заезжают покурить, выпить кофе, пошутить над азартом мастера. Кто не любит посмотреть на работу, если она спорится, если всюду пахнет свежей стружкой, если интересуются советом и мнением!
- А бывает, что дело не ладится или вещь выходит не так, как хотелось бы?
- Конечно бывает. Даже золотое правило – семь раз отмерь, один отрежь – не всегда работает. Мерил, мерил, а одна нога короче вышла. Лак не высох, а ты пальцем залез. Фрезер чуть больше снял и т.д. Торопливость – главный враг аккуратности и настоящего качества.
- Что доставляет больше всего удовольствия в вашем хобби?
- Все. От возбуждения при появлении новой идеи до фотографирования готовой̆ работы на память.