Плюсы единого стиля признают и взрослые и дети

Где-то ограничиваются требованием к стилю. Где-то к стилю добавляют определенный цвет. Где-то рекомендуют приобретать школьную одежду конкретных фирм и коллекций. Но дети повсеместно нарушают требования. Подростковая мода для них важнее школьного устава. Да и мировая мода не стоит на месте. То, что еще вчера было недопустимо, приветствуется сейчас (короткие и узкие мужские брюки, голые лодыжки и т.д.)

Плюсы единого стиля признают и взрослые и дети
Фото автора

О том, как обстоят дела со школьной формой в одном из лучших учебных заведений области – Гимназии № 2, мы поговорили с ее директором Марией Чесноковой

От стиля до шеврона

- Кому больше нужна школьная форма – школе, детям, родителям?

- Если это хорошо продуманная и правильно подобранная одежда, то всем. Начнем издалека. Когда в 2007 году я пришла работать в гимназию, ни школьной формы, ни общих требований к одежде здесь не было. Дети ходили в том, в чем им было удобно. Но вскоре на совете гимназистов был поднят вопрос о школьной форме, и, как ни странно, дети сами предложили провести соответствующий конкурс. Затем мы собрались с родительской общественностью, и, что тоже удивительно, мнения совпали: нужна какая-то единая форма и над этим необходимо работать. С точки зрения родителей единообразие одежды удобно, потому что позволяет нивелировать расслоение в обществе и облегчает процесс «одевания» ребенка.

Мы провели конкурс, сами продумывали варианты одежды и решили, что наши первоклассники 2008 года будут одеты в новую гимназическую форму, красивую и удобную, непохожую ни на какую другую. Рисовали много – кто во что горазд, но поскольку мы не дизайнеры, то все же обратились к специалистам фабрики «Вера» и вместе с ними сочинили окончательный вариант нашей школьной формы. Постепенно, год за годом, вся начальная школа в нее оделась и до сих пор с удовольствием носит. Кстати, в этом году выпустились ребята, которые первыми надели гимназическую форму.

Когда наши «пионеры» подошли к четвертому классу, то и вся остальная школа, внимательно наблюдавшая за ними, изъявила желание (через совет гимназистов) носить форму. Конечно, не такую, как у малышей, без клеточек и бантиков, но единообразную и отличающую гимназистов от других школьников города. Наш опыт по части школьной формы тогда подхватили многие школы, к примеру, гимназия № 1 начала работать с магазином «Джуниор» и московской фабрикой «SkyLake». Мы решили, что не будем больше сочинять нового, и посмотрели уже имеющиеся коллекции. Наши ребята сделали выбор, и мы ввели единый стиль одежды в основной и старшей школе. Я не скажу, что это – школьная форма в строгом ее понимании, но единые требования к цвету, рекомендации конкретных коллекций, некое единообразие в одежде дети одобрили. У них есть возможность определяться с цветом парадной формы. Все, с первого по одиннадцатый класс, приняли такой элемент одежды, как жилет: удобный, успешно заменяющий слишком теплый пиджак. Платья, сарафаны, брюки – каждый выбирает себе фасон по вкусу. Более того, мы придумали свой шеврон с эмблемой гимназии, который крепится на все виды школьной одежды.

Плюсы единообразия

- В чем плюсы школьной формы?

- Форма дисциплинирует. Но предлагаемая сегодня одежда, хоть и дисциплинирует в необходимой степени, не особо стесняет ребенка любой комплекции (не жмет, не давит, не стягивает и не удушает). Кроме того, форма позволяет не отвлекаться от учебного процесса. Раньше, когда кто-то приходил в школу в дорогой брендовой одежде, а кто-то – в одежде с китайского рынка, возникали нежелательные, дискомфортные ситуации в детском коллективе. И, кроме того, считаю, что наша форма – просто красива.

- Но вы при этом допускаете, что подростки могут не разделять вашего понимания красивого? Как вы относитесь к голым ножкам в коротких брючках у мальчиков? К коротким носочкам и тому подобным новшествам?

- Я совершенно спокойно отношусь к этим вещам, потому что вижу – сегодня мода такова. Почему нет?! Мы же не живем в изоляции от современных веяний и трендов. Например, современная мода предъявляет совершенно новые требования к обуви: она выглядит более спортивно, мощная, массивная. Единственное, против чего я всегда выступаю – это высокий каблук и шпилька. Падения с лестниц, другие неприятности, связанные с этим, заставляют нас принимать меры безопасности. Обувь должна быть удобной, не ограничивать свободу движения. И спортивная обувь не должна быть одновременно сменной. К наличию сменной обуви у нас также требования достаточно жесткие: это гигиенически оправданно, ребенок должен менять уличную обувь на чистую.

- Случается ли такое, что ученики отказываются носить школьную форму?

- Не могу сказать, что все у нас в отношении школьной одежды идет безоблачно, что все без исключения с этой необходимостью соглашаются. Любой стиль – это принадлежность к какой-то определенной группе. И школьная форма тому не исключение. На мой взгляд (а я наблюдаю этот процесс в течение двенадцати лет), ребята осознают свою принадлежность к единой организации, семье, команде. Когда они представляют гимназию на каких-то мероприятиях, они с гордостью надевают свою школьную форму. Я ни разу не видела, не слышала, что кто-то позволил себе прийти на олимпиаду или другое подобное событие в свободной одежде, даже если внешний вид специально не оговаривался учителями, администрацией гимназии. Более того, два года назад поступило предложение единообразить спортивную одежду. Мы предложили ребятам выбрать цвет футболочек, сшили качественные футболки с нашим логотипом, и теперь на любых соревнованиях мы без труда отличаем «наших» от «не наших».

Родители довольны: для них понятно, что и в каком количестве нужно купить на предстоящий учебный год.

Метод убеждения

- Что происходит с нарушителями, если таковые выявляются? В какой форме замечания администрации доводятся до ребенка? Делается ли это публично либо в приватной беседе?

- Уже много лет никто в гимназии не позволяет себе носить джинсы, это всеми принятое правило. Запрет мы компенсируем следующим образом: два раза в год у нас проходит Джинсовый день. Все дети, все сотрудники гимназии, начиная с директора, надевают джинсы и отрываются на переменах под музыку The Beatles... Поэтому джинсы – это не предмет для обсуждения в качестве нарушения.

Случается, девушки могут прийти в прозрачных блузках, без жилеток. Тогда они получат замечание о том, что это не стиль гимназистки, не школьная форма. Дежурный учитель или администратор старается делать замечание «с глазу на глаз».

- Требования к школьной форме носят рекомендательный характер или обязательный?

- В гимназии принят локальный акт. С ним согласны все ребята (его содержание предварительно обсуждается и с родителями, и с детьми; мы договариваемся, что эти требования обязательны для всех). Учителя ведь тоже не могут себе позволить носить любую одежду, одежду, не соответствующую деловому стилю. Поэтому, считаю, требования договоренностей должны выполняться всеми.

Конечно, среди тысячи детей находятся нарушители. Не будем сбрасывать со счетов подростковый возраст. Но это – не массовые проявления, не проблема для гимназии. В подобных случаях приходится работать с ребенком индивидуально (и мне в том числе), убеждать его, что мы – одна команда, что мы должны поддерживать единый гимназический дух, достойно встречать гостей нашего образовательного учреждения.

- Дреды, декоративные линзы, пирсинг, цвет волос. Что можете сказать по этому поводу?

- Свое мнение по поводу слишком экстравагантной внешности администрация не слишком навязчиво, но высказывает. Гимназисты тоже, более непосредственно, демонстрируют свое отношение к эпатажу. Поэтому ребята обычно сами прекращают подобные эксперименты со своей внешностью в стенах школы.

В прошлом году один из наших учеников ходил в школу с дредами. Восторга никто не проявлял. Но и особого внимания его прическе мы не уделяли.

Цвет волос (розовый, синий, зеленый) мы тоже уже наблюдали и готовы вновь увидеть подобную палитру первого сентября. Меня это не пугает. Но я никогда не буду это приветствовать. Считаю, что подобные вольности можно позволить себе летом и этим ограничиться. Запрещать же ребенку посещать школу из-за цвета волос, который я не одобряю, безусловно, не стану.

- Как вы считаете, школа должна понимать, что движет подростками в их экспериментах с внешностью? Или образовательное учреждение должно руководствоваться своими интересами и уставом?

- Подростковый возраст – очень сложный период, когда идет демонстрация самого себя, становление, утверждение самого себя. Разные дети по-разному это понимают и осуществляют. Если подросток считает, что именно «это» поможет ему каким-то образом себя позиционировать, надо дать ему эту возможность. Видя, что «это» не вызывает восторга у окружающих, он сам сделает выводы.

- Как школа ведет «борьбу» со свободной формой? На чем настаивать и как вести разговор на эту тему с подростком?

- Если ребенок позволит себе, допустим, прийти в одежде оверсайз, мы побеседуем, объясним, что учебный процесс предъявляет к ученику определенные требования, в том числе и к одежде, к внешнему виду.

А родителям нужно пользоваться методом убеждения. Это единственное, что может повлиять на подростка, не оттолкнув от родного человека. После окончания школы работодатель даже не будет рассуждать на тему: нравится ли тебе тот стиль одежды, который принят в фирме. Ты будешь вынужден подчиняться. Так почему ты считаешь, что можешь позволять себе такие вольности в школе, если понимаешь, что школа тоже предъявляет к ученику определенный набор требований? Свобода каждого ограничена свободой других. Нельзя позиционировать себя как абсолютно свободного от всего человека, не учитывая мнения других. Но! Нужно обязательно найти пространство, где ребенок сможет проявить себя «в полный рост»!

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 28 августа 2019

Заголовок в газете: Школьная форма или форменное безобразие?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру