Современный нарциссизм приобретает характер эпидемии

Общество потребления, в котором мы сегодня живем, постоянно провоцирует нас на перфекционизм и безудержное стремление к успеху. Нарциссические механизмы каждого человека испытывают постоянную стимуляцию и определенное давление со стороны общества. При определенной предрасположенности это может привести к усугублению имеющейся нарциссической патологии.

Современный нарциссизм приобретает характер эпидемии
Фото: ТИА Острова

Более детально разобраться в вопросе нам поможет педагог-психолог Центра психолого-педагогической помощи семье и детям Светлана Захарова

Есть проблема

- Вы утверждаете, что нарциссизм – одна из актуальных и наиболее сложных проблем современной психологической практики. С чем это связано?

- Если в начале XX века типичным пациентом психолога были люди с истерической организацией личности – середина XX века характеризовалась как «шизоидный мир», то современные психологи и психоаналитики говорят о том, что именно проблемы нарциссизма приобретают характер эпидемии. Видимо, дело в том, что заканчивается эпоха Эдипа как эпоха табу, символических запретов и норм, которые должны строго соблюдаться. Наступает эпоха удовольствия и наслаждений, провозглашаемая призывом: «делайте все, что хотите». Подобный призыв, естественно, приводит к состоянию, когда человек ничего не хочет, потому что просто не знает, чего еще хотеть. Ведь если что-то запрещено, то хочется этот запрет преодолеть и компенсировать. А если не запрещено? Тогда на сцену выходит влюбленный в себя Нарцисс, или «черный квадрат», по выражению немецкого философа Петера Слотердайка – человек, который стремится к одной из двух вещей: к интенсивности саморазрушения или потреблению.  

- Почему Нарцисс? Как так случилось, что мифологический герой перекочевал в психологию?

- Действительно, термин «нарциссизм» восходит к древнегреческому мифу о Нарциссе. В 1914 году Зигмунд Фрейд посвящает нарциссизму отдельное исследование. В работе «О нарциссизме» новеллой является понимание нарциссизма как «либидидозного вложения в Я». С опорой на принцип сохранения психической энергии, по мнению Фрейда, сохраняется равновесие между Я-либидо (любовь к себе) и объектным либидо (любовь к другим), и чем больше поглощается одно, тем сильнее истощается другое. С помощью понятия либидо Фрейд объяснял особенности нормального и патологического развития человека, тесно связав его с влечением к жизни и удовольствию (Эрос) и стремлением к смерти (Танатос). Позднее понятие либидо стало переноситься на все виды любви: к детям, к себе, родителям и т. д.

«Его Величество Ребенок»

- Нарциссизм – всегда патология?

- Разделяют первичный и вторичный нарциссизм. Под первичным нарциссизмом большинство авторов понимают состояние новорожденного, не различающего себя и внешние объекты. В начале жизни ребенок не может любить ни себя, ни кого-то другого – просто потому, что у него нет целостного собственного ощущения. Каждая часть тела – это отдельные импульсы, не связанные между собой: рот кричит, живот булькает… Даже мать он воспринимает лишь как часть себя самого – когда она берет его на руки, то становится его ногами и т.д. Он ощущает себя всемогущим, поскольку все его потребности удовлетворяются как само собой ра-зумеющееся. Мать прибегает на каждый его крик, и ребенок уверен, что имеет над ней столько же власти, сколько, к примеру, над своей рукой или ногой. Благодаря пространству, которое мать образует вокруг него своим присутствием, заботой, нежностью, у ребенка возникает «эйфорическое» состояние удовлетворенности и безопасности, рождается чувство собственного существования. «Мне улыбаются, когда я ем, меня берут на руки, когда я плачу…» Все эти переживания кристаллизуются в одном: я любим. В последующей жизни перед лицом серьезных стрессов человек неоднократно испытывает соблазн возвратиться к первоначальному идиллическому чувству безопасности.

Фрейд пишет: «При наблюдении отношения любящих родителей к ребенку мы не можем не заметить оживления и воспроизведения их собственного, давно оставленного нарциссизма. Их чувства, как известно, характеризуются переоценкой объекта, что достоверно указывает на нарциссическое происхождение. Они приписывают ребенку все совершенства, которые не подтверждает трезвое наблюдение, и пренебрегают его недостатками – с этой тенденцией связано отрицание сексуальности ребенка. Родители отказываются в пользу ребенка от культурных приобретений и воскрешают в его личности свои былые притязания. Ребенку покупаются лучшие, чем у родителей, вещи; он не должен подвергаться необходимым требованиям жизни. Болезнь, смерть, безработица, неизбежное ограничение желаний не должны касаться ребенка, в угоду ему следует изменить законы природы и общества. Он сердцевина вселенной: «Его Величество Ребенок», как нам самим когда-то мечталось быть. Ребенку предназначено осуществить несбывшиеся мечты и желания родителей – вместо отца стать героем или выйти замуж за принца в качестве запоздалой компенсации устремлений матери. Нарциссическую позицию родителя ослабляет «Я», находящееся под давлением реальности, тогда безопасным способом удовлетворения нарциссических побуждений становится ребенок. Родительская любовь, такая трогательная и по существу ребяческая, ничего более как возобновление нарциссизма, трансформированного в любовь к объекту, но безошибочно себя обнаруживающего».

Вторичный нарциссизм Фрейд понимает, как процесс изъятия либидо из объектных нагрузок и обращения его вновь на «Я». Нарцисс больше не желает одаривать объекты в своем окружении и сжимается, сосредотачиваясь на восстановлении нарушенного самоуважения. Если нарциссизм ребенка, благодаря душевно здоровым родителям, развивается верным путем, то к подростковому возрасту «мир реальный» и «мир воображаемый» расходятся на некоторое расстояние друг от друга. Такой подросток может заниматься творчеством, он жизнерадостный, полон надежд, амбиций и энергии для будущих знакомств и достижений. Он готов преодолевать трудности реального мира. В том случае, если родители с задачей воспитания не справились, то подросток находится во власти «раненого» нарциссизма. Он депрессивен, угнетен, мир представляется ему враждебным, а жизнь бесперспективной. Повседневная жизнь не приносит удовольствия, и ребенок вынужден защищаться. Для этого в своей психической реальности он регрессирует к начальным стадиям психического развития. Собственное тело вновь становится центром Вселенной. Оно становится либо главным источником наслаждения и гордости, либо главной проблемой, как тело, не соответствующее идеалам. «Мое тело = мой мир»: «мое тело идеально = мир кажется идеальным», и наоборот. Становится понятным, почему значительное количество людей даже далеко за пределами подросткового возраста захвачены манией совершенствования собственного тела.

Восполнить то, чего не делали родители

- С какими проявлениями нарциссизма приходится сталкиваться в консультативной практике?

- С самыми разнообразными: от невозможности получать удовольствие от жизни и работы, неумения любить до гомосексуальных тенденций из-за неуверенности в собственной сексуальной идентичности, от ситуативных нарциссических реакций до нарциссически организованной структуры психики.

По сути дела, психологическая помощь нарциссическому клиенту – это работа с человеком, которому сложно устанавливать отношения с другими, у которого наблюдаются симптомы отстраненности или грандиозности, а зачастую и то и другое.   

При определенных обстоятельствах нарциссические клиенты способны развивать сильный перенос, который характеризуется занятостью клиента самим собой и восприятием собеседника как части его самого, а не самостоятельным человеком со своими мыслями и чувствами. Особенностью переноса «нарцисса» является неутомимая жажда зеркального отражения его грандиозного «Я» эмпатичным (благосклонным, симпатизирующим ему) слушателем и его ощущение безопасности в присутствии всесильной родительской фигуры (например, психолога). Такой перенос воспроизводит процессы первых лет жизни, предоставляя психологу ключи для понимания ранних деструктивных переживаний клиента. В этой ситуации психолог должен делать для клиента то, чего не делали для него родители в детстве. Он должен внимательно выслушивать клиента, давать ему возможность полностью высказаться, показывать, что ему интересно то, что говорит клиент, принимать, поддерживать, хвалить клиента, подкрепляя таким образом его нарциссическую самооценку. Необходимо дать клиенту возможность пережить упущенное в раннем детстве внимательное и поддерживающее отношение родителей. И когда этот пропущенный этап в развитии клиента будет компенсирован, на этой базе могут быть преодолены и последующие нарушения.

- В чем особенности работы психолога с «нарциссом»?

- Альянс с нарциссическим клиентом всегда является очень хрупким, поскольку терапия продуцирует ситуацию, когда снижается его и без того непрочное самоуважение. Психологу очень важно демонстрировать «нарциссу», что он (психолог) – обычный человек, и у него тоже могут быть ошибки, но при этом он не мучится угрызениями совести.

Нарциссическая личность испытывает сильнейший стыд в ситуациях, которые она воспринимает как угрожающие для своего «Я». Поэтому психолог должен быть чувствительным к глубокой внутренней боли нарцисса для того, чтобы его вмешательства были адекватными. При этом все же необходимо увеличивать степень осознания и честности клиента относительно природы его поведения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 31 июля 2019

Заголовок в газете: Гляжу в себя, как в зеркало

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру