Православие – очень веротерпимая религия

Наша беседа с Высокопреосвященным владыкой̆ Аксием, архиепископом Южно-Сахалинским и Курильским, была посвящена толерантности вообще и религиозной толерантности в частности. Терпимость и принятие иного, уважение чужих взглядов и нравов – вступает ли в противоречие с праведностью, является ли потворством и поощрением греха?

Православие – очень веротерпимая религия
Фото автора

Размышления владыки по этому поводу мы представляем вниманию читателя.

Право на свою точку зрения

- Что такое толерантность вообще? Где её пределы, по вашему мнению?

- Толерантность – это терпимость к иному мнению, к иной точке зрения, которая имеет право на существование у каждого из нас. «Ибо надлежит быть, – говорит апостол Павел, – и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». Что это значит? Если разногласия в споре появляются с целью найти истину, это – одно. А если каждый с пеной у рта пытается доказать свою истину и не сомневается в своей правоте, это – совершенно другое. В первом случае обе стороны допускают, что в ходе дискуссии их точка зрения окажется неправильной. Человек, который подходит к себе критически, всегда согласится с этой позицией, для него «истина дороже». Второй случай – про гордыню, неприятие иной точки зрения в принципе. Между тем человек имеет право даже на неправильную точку зрения! Мы можем только стараться убедить оппонента, но не должны лишать его права на собственные убеждения, даже если, на наш взгляд, они ложные. Господь создал всех свободными людьми. Он никогда не нарушает эту свободу. Все решения в жизни человек принимает сам. Это касается и таких мировоззренческих, фундаментальных понятий, как выбор между добром и злом. Есть такой софистический вопрос: «Какой камень Господь не может поднять?». Ответ на этот вопрос один: человека. Бог вразумляет и направляет (через людей, обстоятельства), но не препятствует свободе выбора.

- В чем проявляется толерантность православия?

- Как сосуществуют православие и толерантность? Если мы говорим о религиозной толерантности, то православие – абсолютно веротерпимая религия. Истинно верующий никогда никого не будет переубеждать, заставлять изменить точку зрения. Примером нам служит сам Христос. Он ходил и проповедовал; советовал отдать одну из одежд, пройти рядом с просящим вдвое больше; увещевал «не суди и не будешь судим». Христос обличал, но не заставлял и не понуждал; называл белое белым, черное черным. Тот, кто хотел слышать Учителя, тот слышал, остальные – слушали не слыша. Яркий пример тому – Иуда, который даже в самый последний момент так и не вразумился своим помутненным дьяволом сознанием, несмотря на прямое предостережение Христа. И Церковь как общественный институт, к которому прислушиваются, увещевает, называет вещи истинными именами, но – не более.

Так что еще раз повторю: православие – очень веротерпимая религия. Обратите внимание на Ближний Восток, какие гонения испытывают христиане. И это не I, не II век, это наша с вами современность. И так продолжается все две тысячи лет. Наша Церковь пытается призвать власти этих стран к тому, чтобы пресечь гонения по религиозному признаку. Разве в России мыслимо подобное?

Пожалеть любого

- Что первично: милосердие или праведность?

- Я не склонен противопоставлять эти понятия. Праведность имеет своим корнем правду, истину. Если ты живешь согласно правде и истине, данной Богом, то ты априори будешь милосердным, добрым, отзывчивым человеком. «Будьте милосерды», говорит Спаситель, «как и Отец ваш милосерд». Милосердие – одно из условий праведной жизни. И более того, это не столько условие, сколько естественная потребность человека.

Пожалеть любого не можно, а нужно. Опыт Церкви подсказывает, что за заблудшего, неправедного нужно молиться, уповая на его исправление. Но не желать ему зла, оставить его при его убеждениях, если он в них упорствует. Святитель Алексей, митрополит Московский, наставник преподобного Сергия Радонежского, исцелил от слепоты жену татарского хана Туйдулу. Это ли не милосердие?

Я очень сострадаю людям, которые не обрели Бога, которые глухи к любым увещеваниям и вразумлениям. Это самое большое счастье – быть с Богом.

- Когда, в каких случаях не может быть и речи о толерантности?

- Вот слова святителя Филарета, митрополита Московского: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша. Аминь». В этой фразе - ответы на многие вопросы. О любви к врагам своим говорит и сам Господь. Исполнить эту заповедь тяжело, но с Божьей помощью возможно и необходимо. С врагами отечества тоже должно быть все понятно. Здесь уместно привести Евангельское Слово Христа «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». Что касается начала фразы про врагов Божьих, то она вовсе не призывает к ненависти, Христос никого не ненавидел, а лишь обличал, что не одно и то же. Святитель Филарет призывает лишь не иметь дел с врагами Божьими, не общаться, не разделять их точку зрения, и не более того. Потому что всякий грех простится человеку, если он в нем искренне раскается, не простится лишь хула на Святого Духа – сознательное противление истине. Вот вам и границы православной толерантности!

Православная Церковь не допускает вольной интерпретации Святых текстов, всегда опираясь на толкования Святых Отцов (в отличие от многих протестантских деноминаций, которые искажают истинное толкование, говорят: «Да это когда было! Это уже не актуально!»). Духовный релятивизм (утверждение, что нравственные законы жизни меняются, непостоянны, неопределенны) для нас невозможен. Для какого-то социума, быть может, и убийство – норма. Но у нас должны быть единые нравственные идеи и нормы, к сожалению, постепенно размывающиеся в современном обществе. Единственным критерием истинности суждений для нас служит Господь, Его заповеди. Важно понимать, что это не просто искусственно привнесенные в человеческое бытие заповеди! Мы эти знания черпаем не извне, не в воскресной школе, не слушая проповедь, - они суть природа человеческая.

Услышать друг друга

- Поговорим подробнее об отношении православия к инаковерующим.

- Христианство и конкретно православие относится с большой терпимостью к иноверцам. Вообще христиане, по-моему, самые терпеливые в этом смысле. Само Христово учение абсолютно основывается на свободе человека. Только его желание идти к Богу принимается во внимание. Если не углубляться в разбор богословских истин и догматов (это уже давно сделано до нас), то станет очевидно – важно услышать друг друга по самым важным позициям, согласиться по поводу основных нравственных норм и транслировать их всему миру. Запрет на убийство, ценность человеческой жизни, уважение к старшим, попечение о младших, милосердие, забота – эти ценности присущи и исламскому, и христианскому, и буддистскому миру, и другим мировым религиям. Мир будет существовать до тех пор, пока добро побеждает, превозмогает зло. И задача каждого человека – увеличивать добро вокруг себя.

По поводу инославных скажу следующее. Среди католиков и протестантов очень много замечательных людей. Странно было бы упрекать их в том, что они выросли в определенной социокультурной среде, естественным образом приняли веру предков. Все их богословские воззрения совпадают с православным вероучением. Но Господь не сказал нам, кто попадет в рай. Он лишь сказал: поступай так, так и так... Он дал нам путь.

Православные не ходят по домам, не звонят в двери, не приглашают на собрания и не призывают вступить в какие-то объединения и секты. Мы можем лишь говорить о вере, о делах Церкви, о ее миссионерских, культурных, образовательных делах. Церковь – это не просто храм, она не заканчивается оградой храма, это – все люди. Поэтому Церковь не может быть безучастна даже к некрещеным, поскольку они тоже – дети Божьи.

- Как Православная Церковь относится к однополым бракам?

- Для меня любовь – доброе чувство, возвышающее человека в духовном смысле. Здесь же речь часто идет о любви «для себя», исключающей всякую жертвенность, о чистом эгоизме, о желании обладать. Или же понятие «любовь» заменяется обожанием – возведением в божественное достоинство, граничащее с сотворением кумира. Важно сразу расставить эти акценты.

Бог сказал, что брачный союз – это союз между мужчиной и женщиной. Мы видим, сколько существует счастливых семей, как они продолжают род человеческий, как в добром браке и при добром воспитании рождаются и вырастают дети, которые впоследствии могут изменить течение истории. Если однополые браки станут обыденностью, откуда возьмутся люди, подобные Александру Невскому, который в 19-20 лет стал главой великого княжества, который победил шведов, который хорошо понимал, что даже от татаро-монгольского ига, при всей его тяжести, государство так не пострадает, как от пришествия на Русь католицизма.

По моему убеждению, гомосексуализм – один из показателей нравственного разложения общества. Русская Православная Церковь относится к этому явлению отрицательно, как и к однополым бракам в целом. То, что православная Греция легализовала такие браки, то, что некоторые протестантские пасторы являются открытыми гомосексуалистами, свидетельствует об извращении морали. Но если такие люди осознают свою проблему, приходят за помощью в храм, исповедаются, Церковь допускает к ним известное снисхождение, старается уврачевать, утешить и укрепить. Храм для них не закрыт (как не закрыт ни для кого). Осуждать их нельзя. Заповедь «не судите, да не судимы будете» распространяется на всех. Какое право осуждать таких людей имеет, например, прелюбодей или пьяница? Разделение грехов по степени их тяжести достаточно условно. Кто-то совершит смертный грех, а кого-то к тому же смертному греху приведет череда мелких грехов. Важно исправляться, видеть свою немощь и свои ошибки. То есть, отрицательно относясь к самому явлению, к его пропаганде, Церковь неустанно помогает конкретным людям.

Согласно религиозным воззрениям, человек призван сам прийти в божеское достоинство: мы должны не потерять в себе богообразность, которая есть у каждого, и обрести в себе богоподобие, то есть развить данные нам Богом таланты.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 17 июля 2019

Заголовок в газете: Мир стоит, пока добро превозмогает зло

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру