Святые – это люди, преодолевшие грех

Беседа с Высокопреосвященным Владыкой Аксием, архиепископом Южно-Сахалинским и Курильским не была похожа ни на прием у чиновника, ни на вразумления учителем любопытствующего дилетанта. Это была именно беседа, в ходе которой Владыке можно было задавать любые вопросы, делиться сомнениями, уточнять и переспрашивать.

 

Святые – это люди, преодолевшие грех
Фото из архива Владыки Аксия

Ограниченные объемом газетной статьи, мы представляем вниманию читателей фрагменты высказываний Отца Аксия.

Почувствовать сердце человека

- Как принято обращаться к вам в светской жизни?

- В светской жизни к человеку, который принял сан, принял постриг, принято обращаться так же, как и в жизни духовной (как к священнослужителю). Светское имя монашествующего священнослужителя не упоминается, поскольку принявший постриг старается отдалиться от прежней жизни, ведет новую жизнь, отличную и внешне, и внутренне.

Мое служение в качестве управляющего епархией, на первый взгляд, не совсем соотносится с жизнью монаха в монастыре: приходится быть в центре и религиозной, и общественной жизни. Удаление от мира возможно только в моей келье, за закрытой дверью. Но на самом деле даже в монастырскую келью легко впустить суетный мир, если позволить сердцу осуждение, озлобление, обличение чужих пороков. А можно, находясь на виду у всех, сохранять внутренний мир, покой, доброту, любовь и дарить это людям.

- Откуда появилось имя Аксий, довольно необычное, даже в среде духовенства?

- Я был наречен Аксием в честь святого чудотворца, который подвизался в 17-м веке на Соловецких островах. На Соловках очень много было пустынников, которые отшельниками передвигались по острову, а не жили в монастыре. Преподобный Аксий был одним из них. Погребен он под спудом в церкви Североморской епархии Мурманской митрополии. Мощи погребенных по сей день не подняты вверх для поклонения. К сожалению, я, по лености своей, еще не совершил туда паломничества, но очень желал бы поклониться святому, в честь которого я назван. Это редкое имя, его нет в официальном календаре святых, нет и ни одного монашествующего с таким именем.

- Первые впечатления, которые сложились у вас о нашей земле? Насколько реальность совпала с представлениями?

- Впечатлений много. Я стараюсь посетить все районы, приходы нашей епархии. Самое драгоценное впечатление – это люди, общение, взаимное духовное обогащение. Для меня всегда радость – та возможность, которую дает Господь – увидеть и услышать новых людей, почерпнуть новые знания, почувствовать сердце человека.

Поскольку никаких особых представлений о жизни на Сахалине у меня не было, то вопрос о том, совпали ли они с реальностью, отпадает сам собой. В моем случае реальность предстала таковой, какая она есть…

- Чем занялись сразу после прибытия, как планируете свою дальнейшую работу, планируете что-то менять или пока оставите все как есть?

- Жизнь церковная, безусловно, развивается. Тот фундамент духовной жизни, что уже заложен моими предшественниками, – это основа, которая позволяет продолжить строительство. Никаких глобальных изменений здесь быть и не может, важно продолжить динамичное развитие, в том же самом ключе. Некоторые естественные изменения планируются, но здесь нет какого-то новаторства или революции. К примеру, планирую уделить больше внимания молодежи, ее будущему в регионе, оказать посильное влияние на нежелательный для нас отток молодых на материк. Люди, покидающие свою землю, должны понимать, что эта земля никому уже не будет нужна так, как им, родившимся и выросшим на ней.

- Много ли сахалинцев, по-вашему, посещают храмы?

- Человек идет в храм, когда у него возникает внутренняя потребность. Для того, чтобы у людей эта потребность возникла, священник должен выйти и рассказать о Боге, о религии, о нашей культуре, о наших традициях, о том, что становление российского государства было невозможно без влияния православной веры. Просветительскую деятельность нужно вести. Например, слыша о введении в четвертых классах школы основ православной культуры, многие до сих пор думают, что их детям предложат изу-чать Закон Божий, а не культурологический срез истории православия. Никогда Церковь не была безучастна к историческим изменениям в России. И дети должны знать об этом.

Часто человек приходит в храм, когда случается беда. Впоследствии люди с благодарностью вспоминают тяжелый момент в жизни, который привел их к Богу. Потому что личный опыт духовной жизни не заменим.

Но Церковь тем и отличается от различных деструктивных сект, что не занимается прозелитизмом, не озабочена привлечением все большего и большего количества верующих. Господь даровал нам всем свободу выбора. Православный священник только помогает найти дорогу к Богу, он не ограничивает ничью свободу вероисповедания, никого к себе не призывает, не вербует, не использует гипнотические способности… Сколько есть у нас прихожан, столько и хорошо.

Примером своим приводить людей к Христу

- Можно ли кратко сформулировать, в чем суть христианской веры? Какая идея (идеи) превыше всех традиций и обрядов?

- Суть христианской веры заключается в том, чтобы человек имел возможность достичь Царствия Небесного. Зрелый человек не может не задумываться о смысле жизни. И здесь же возникает вопрос о смысле слова «счастье». Каждый может определить, счастлив он или нет. Многие скажут, что счастье – это когда вокруг крепкая, дружная семья. Люди, которые нас окружают, – они и составляют наше счастье.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что смысл жизни– в способности стяжать благодать Святого Духа, имея в виду способность внутренне быть спокойным, мирным и, если хотите, счастливым. Когда человек пребывает в состоянии подобной гармонии, он способен генерировать: излучать добро, улыбку, дарить людям радость. Если же внутренний мир нарушен, вряд ли человек сможет кого-то утешить, дать людям добро.

Если суть веры нужно донести до ребенка, то я скажу следующее: его нужно научить быть добрым, отзывчивым, милосердным и жертвенным, и это под силу любым родителям (любой национальной и религиозной принадлежности). А об истинах православной веры, о самом учении он узнает позже, когда придет время.

По поводу того, что порой традиции и обрядовая жизнь возводятся в ранг догматов, которые запрещено нарушать, замечу, что такая проблема есть, но мы стараемся ее изживать. Допустим, появление женщины в храме в неподобающем виде (косметика, брюки, непокрытая голова) может вызвать довольно грубую критику со стороны других прихожан. Но кто дает им право обличать? Не зная душевного состояния пришедшей, ее жизненных обстоятельств, намерений.

- В чем вы видите свою миссию? Рядовой гражданин может себе иногда позволить жить бездумно и бесцельно, но, очевидно, не человек вашего сана. Чему посвящаете каждый свой день?

- Миссия (слишком громко сказано) у меня одна – примером своим приводить людей к Христу. Можно говорить очень много правильных слов, ссылаться на Евангелие, на святых отцов, но, если твой собственный пример некоторым образом противоречит твоим словам – это самая худшая проповедь. Стараюсь быть христианином, этому мой день и посвящен.

А про человека, который живет бездумно и бесцельно, хочу сказать вот что: он может себе это позволить, но, если он забыл об ответственности перед близкими, перед семьей, рано или поздно ему придется сильно об этом пожалеть. Задумывайтесь чаще, так ли мы проводим свою жизнь, не будет ли нам тяжело и больно через десятки лет смотреть в глаза своим детям и внукам.

Человек ответственен за свои поступки

- Мир меняется, а церковь – часть нашего мира. Какие традиции, запреты, ограничения православия утратили со временем свой смысл?

- Я не считаю, что какие-то ограничения или каноны утратили свой смысл в наше время. Дело в том, что, когда эти каноны создавались, христианское общество жило на достаточно высоком уровне духовности. То, что нам сейчас кажется не актуальным – не потеряло своей значимости, не устарело. Напротив, это современное общество достаточно далеко отошло от нравственных норм. Я убежден, не каноны устарели, а люди стали сложнее воспринимать то, что сохранялось веками. Мы все чаще стали говорить о свободе, подменяя ей вседозволенность. А вседозволенность приводит к греховным последствиям, в первую очередь для самого человека.

- Паства – кто это? Какая ее часть – люди случайные, относящиеся к вере, как к новому увлечению, поверхностно и недостаточно серьезно? Кто кому нужен больше: Церкви паства или наоборот?

- Церковь как богочеловеческий организм, возглавляемый самим Христом, не может существовать без паствы. Потому что Церковь – это не только молящиеся в алтаре батюшки, это еще и те люди, которые приходят в храм (паства). Можно много говорить о морали и даже принять решение исправить свою жизнь к лучшему. Но часто одного желания для исправления недостаточно, особенно в закоренелых недостатках, которые есть у каждого. Понимая, что грехи наши губят нас, мы просим помощи Божьей. И только в этом случае желаемый результат достижим. Многочисленные святые – это люди, преодолевшие грех в своей природе, ставшие свободными, как усилиями собственной воли, так и помощью Божьей.

Священник не оценивает, не судит прихожан. Есть лишь каноны, которые нельзя нарушать, и ими руководствуется священник в общении со своей паствой.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 19 июня 2019

Заголовок в газете: Гость нашей редакции сегодня – архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру