Как особенным детям получить достойное профессиональное образование

Обеспечить право на образование инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья – жизненно необходимо. От этого напрямую зависит социальный статус и защищенность больного человека. С 2012 года Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский промышленно-экономический техникум» обучает детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе применяя дистанционные образовательные технологии (ДОТ).

Как особенным детям получить достойное профессиональное образование
Фото автора

На вопросы, касающиеся такого обучения, отвечает заведующая очным отделением № 1 СПЭТ Светлана Козьменкова

Бухгалтеры и документоведы

- Сколько детей-инвалидов на сегодняшний день обучается в СПЭТ? Как организован процесс обучения?

- Всего на двух очных отделениях техникума обучается 29 детей с ОВЗ, из них 25 обучается с применением дистанционных образовательных технологий. Таким детям доступно освоение профессий бухгалтера и документоведа.

Для поступления в техникум и обучения с применением ДОТ необходимо желание ребенка и письменное согласие родителей (законных представителей). К нам приходят дети с девятилетним образованием, то есть ребята, уже получившие аттестат об основном общем образовании. Зачисление проходит на общих основаниях, идет конкурс аттестатов. Но на таких ребят мы стараемся обратить внимание, взять всех, кто проявил желание учиться. На моей памяти не было случаев отказа, техникум дает возможность больным детям реализовать, проявить себя. Мы – единственное учебное средне-специальное заведение в регионе, где есть подобные условия для обучения детей с ОВЗ.

Что такое ДОТ? Ребенку-инвалиду для пользования в домашних условиях безвозмездно предоставляются комплект компьютерной техники, цифровое учебное оборудование, оргтехника и программное обеспечение, адаптированные с учетом специфики его заболевания, а также бесплатный высокоскоростной интернет. Одновременно на сайте техникума поддерживается пространство для дистанционного обучения, оборудован специальный кабинет для работы преподавателей. Детям и их родителям оказывается всяческая помощь в освоении ДОТ.

Расписание учебных занятий согласовывается с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида. В зависимости от характера протекания заболевания и особенностей развития ребенка количество учебных часов в неделю (в среднем – 12 часов) может быть уменьшено или увеличено. При желании дети всегда могут присутствовать на занятиях своей группы, а также приходить на консультации к своим педагогам. На территории самого техникума установлены специальные пандусы, оборудованы туалеты. Широко практикуются групповые дистанционные занятия – преподаватель одновременно общается с тремя-четырьмя ребятами по Skype, ребята общаются друг с другом. Повторю, что при желании и при хорошем самочувствии дети с ОВЗ могут посещать все занятия своей группы лично.

Некоторые дети-инвалиды учатся даже лучше своих совершенно здоровых сверстников! Каждый год среди таких детей у нас есть выпускники с красными дипломами. В этом году четверо наших ребят с ОВЗ получают диплом специалиста среднего звена. Успехов им, здоровья и ни пуха ни пера!

Не замыкаться в себе

- Как складываются отношения ребят-инвалидов в коллективе?

- Дети очного обучения знают своих одногруппников с ОВЗ, мы информируем их об этом, напоминаем о чуткости и о необходимости корректного поведения с больными. Ведь использование дистанционных технологий не отменяет того обстоятельства, что дети с ОВЗ учатся очно. Они получают диплом очной формы обучения, зачислены в соответствующие группы. У некоторых ребят получается обучаться в общих группах довольно продолжительное время. Это тысячу раз оправданно, потому что обеспечивает хорошую социализацию адаптацию в среде, полноценное общение. Сейчас в группе бухгалтеров среди девчонок у нас учится мальчик с ОВЗ, предпочитающий, наряду с использованием ДОТ, присутствовать на групповых занятиях. Учится хорошо, даже помогает своим одногруппницам. Еще один студент с ДЦП, уже окончивший техникум, был всеми признанным любимцем группы: любил и повеселиться,  и похохотать, и учиться не забывал.

Еще одна наша бывшая ученица – Полина Спиридонова, с ДЦП в выраженной форме, несмотря на то что ей предложено было заниматься дистанционно, всегда старалась присутствовать на занятиях группы. Закончила учебу с красным дипломом. Проходила практику в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление». Сегодня работает в кадастровой палате.

- Какие еще возможности, помимо обучения, предоставляет детям техникум?

- Дети с ОВЗ не только учатся. Они принимают участие в конкурсах художественной самодеятельности, поют, занимаются в театральном кружке.

В октябре 2018 года в области прошел третий региональный чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ОВЗ «Абилимпикс». СПЭТ стал площадкой для проведения шести компетенций этого конкурса. В компетенции «Документационное обеспечение и архивоведение» победителем стала Анастасия Булыгина. Никита Скляднев и Дарья Горобенко заняли соответственно второе и третье места. Сертификаты участников получили Александра Чуприна, Артур Шелестюк и Даниил Ставнийчук. В дальнейшем Анастасия Булыгина представила область на IV Национальном чемпионате «Абилимпикс» в Москве.

Найти скрытые резервы

- Какие требования предъявляются к преподавателям, работающим с детьми-инвалидами?

- Преподаватель должен знать спе-цифику заболевания и особенности режима обучаемых им ребят с ОВЗ, должен быть осведомлен о том, как организуются домашние занятия, не допускать перегрузок. Среди больных детей бывают очень ранимые, все они требуют к себе повышенного внимания и терпения. Стараемся незамедлительно реагировать на их просьбы; разговорить, раскрепостить замкнутых в себе ребят. Они нуждаются в общении, хоть иногда и не знают, как это общение начать.

Уже 28 наших преподавателей прошли обучение в ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» по программе «Дистанционное образование: организационные, психологи-педагогические, технологические аспекты». Методист Оксана Пивоварова отвечает за организацию обучения детей с ОВЗ, лично знает и детей, и родителей, помогает и консультирует по любым возникающим вопросам.

- Что в планах?

- Хотелось бы в ближайшее время расширить круг специальностей, доступных для детей с ОВЗ. Знаю, что работа над этим ведется.

- Отслеживаете ли вы судьбу своих выпускников?

- Выпускники охотно навещают нас (преподавателей, своего методиста Оксану Пивоварову), рассказывают про свои удачи и неудачи. Конечно, мы радуемся за каждый их успех, рады трудоустройству, тому, что они находят себя в жизни. Сегодня наши дети, окончившие СПЭТ при помощи ДОТ, работают в центре медицины катастроф, военкомате, городском парке, соцзащите, в кадрах порта города Корсакова, в кадастровой палате.

- Не хотели бы вы обратиться к будущим студентам?

- Дорогие ребята. Я, как заведующая отделением, приглашаю вас в наш техникум. А ребят с ограниченными возможностями здоровья – тем более! Мы всегда вам рады, наши двери открыты для всех. Мы постараемся вам помочь реализовать себя в дальнейшей жизни. Приходите. Мы вас ждем, ответим на все вопросы и с удовольствием поможем.

Если кто-то сомневается в своих возможностях, не уверен, в состоянии ли он будет учиться у нас, пробуйте! Специалисты помогут обрести уверенность в себе. Преодолевайте сомнения, пытайтесь, действуйте! Мы иногда и не рассчитываем на свои силы, а они появляются, находятся скрытые резервы. Если вы не сможете учиться в общей группе, то сможете дистанционно – эти возможности придуманы и созданы специально для вас! Другие ребята, из малых дистанционных групп, окажут вам поддержку, вероятно, впоследствии станут вашими друзьями. Даже в каких-то критических ситуациях находится выход, можно взять академический отпуск и вновь восстановиться через некоторое время. Не нужно бояться нового и замыкаться в себе. А мы вас всегда поддержим!

От первого лица

Вот что рассказала о себе и своей учебе в СПЭТ без пяти минут выпускница техникума Анастасия Булыгина:

- Мне 19 лет, учусь по специальности «Делопроизводитель, секретарь, архивист». Три года обучения уже подходят к концу, через месяц я получу диплом. По состоянию здоровья мне предоставлена возможность учиться дистанционно, но фактически я обучаюсь очно. Дело в том, что сидеть в четырех стенах – участь незавидная, необходимо общение, и учиться с остальными ребятами мне нравится гораздо больше. Я прихожу в техникум каждый день, если только позволяет здоровье.

Помимо учебы в СПЭТ, я занимаюсь театром и вокалом, выступаю на различных мероприятиях, участвую в конкурсах («Студенческая весна», «Абилимпикс», «Заяви о себе», «Мисс СПЭТ»). Еще на первом курсе классный руководитель предложила мне пойти к преподавателю музыки Евгению Мухину. Я не отказалась, стала учиться и по сей день с удовольствием выступаю (пою), если предоставится такая возможность.

Общение с людьми мне дается легко. Поступив в техникум, я за неделю обзавелась знакомыми, многие из которых потом стали друзьями. Здесь я подружилась с молодым человеком, наше общение продолжится и после окончания техникума. С учителями отношения сложились достаточно хорошие, все конфликты разрешаются по обоюдному желанию и старанию не допускать ненужных трений.

После окончания девяти классов я одновременно подавала документы в СПЭТ и в СахГУ. По совету мамы, я решила учиться в СПЭТ и не пожалела об этом. Я планирую продолжать образование, вероятно, даже за пределами Сахалина.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 12 июня 2019

Заголовок в газете: Обстоятельствам вопреки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру