Для чего необходим список литературы на лето

Скоро закончится учебный год, и перед тем, как распустить детей на каникулы, им вручат список литературы для чтения летом. Эти списки ежегодно получали их бабушки и дедушки, мамы и папы, старшие братья и сестры. Кто-то прочитывал все, кто-то только пробегал глазами, кто-то не читал вообще. Для одних это было и осталось скучной, унылой традицией, для других – хорошей возможностью облегчить себе жизнь в следующем учебном году.

 

Для чего необходим список литературы на лето
Фото: ТИА Острова

На чью сторону склоняются «весы» у современных школьников, что здесь меняется в образовательной системе, мы узнаем у преподавателя русского языка и литературы лицея № 2 Южно-Сахалинска Светланы Бончак

Читать или не читать, вот в чем вопрос

- Читают ли дети рекомендованную им на лето литературу? И если да, то каково качество чтения? Не отбивает ли такая «обязаловка» желания вообще что-либо читать?

- «Обязаловка» - это не то слово, которое можно употребить по отношению к списку литературы на лето. В список входят не только обязательные произведения из школьной программы, предназначенные для учащихся определенного класса, учитель включает в него произведения по собственному выбору и выбору детей.

Читают ли эту литературу? Читают. А вот качество прочтения зависит от того, какой ты ученик. Ребенок, который привык исполнять заданное, и к прочтению списка отнесется ответственно. Есть ребята, которые выберут лишь часть произведений из списка, и в учебном году, когда мы приступим к изучению этих произведений, они будут работать активно, с интересом выполняя задания на уроке и дома.

Качество прочтения зависит и от родителей. Если родитель, в порыве откровенности, признается, что не читал в свое время «Войну и мир», но вырос-таки хорошим человеком, это – великая «помощь» ребенку, как сейчас, так и на будущее. Принимая во внимание всю загруженность современных родителей, не будем все же забывать, что ребенок – это главный человек в семье, он нуждается в вашем участии, вашем примере. Не ограничивайтесь чтением первых детских книжек своему ребенку, по мере его взросления устраивайте часы тихого чтения дома, обсуждайте прочитанное, делитесь впечатлениями, вовлекайте его во вдумчивое чтение литературы.

Существующая в некоторых школах практика летних заданий тоже улучшает качество чтения. Например, ведение читательского дневника невозможно, если ты не прикоснулся к прочтению. Некоторые пунктики вопросника нечем будет заполнить, если ты пробежал текст «по верхам». Серьезное крупное произведение нельзя прочесть на едином дыхании, оно требует перерывов, осмысления, сопереживания. Лишь небольшие тексты, в которые с интересом вгрызаешься и проглатываешь за считанные часы, могут быть усвоены быстро.

- Меняется ли школьная программа и рекомендуемая детям литература? Пересматривался ли обсуждаемый нами список с советских времен? Если да, то что из него убрали и что добавили?

- Существуют различные учебно-методические комплексы. Выбор последнего зависит от учебного заведения, от методического объединения учителей русского языка и литературы, от самого учителя, от степени предоставленной ему внутренней свободы.

Многие яркие произведения советского времени, несмотря на то что уже исключены из обязательной программы, время от времени, в сочинениях, сравнительных анализах, обсуждениях «всплывают» в ходе школьных занятий. Это «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара, «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Как закалялась сталь» Николая Островского. Либо по совету родителей, либо следуя иным рекомендациям, ребята к ним обращаются. «Сын полка», «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева – с одной стороны, довольно схематичные произведения, очень характерные для периода соцреализма, но, с другой стороны, в них есть такие моменты, которые не хочется терять, оставлять в прошлом.

Добавляется в современную программу литература народов России, произведения Замятина, Булгакова, Солженицина, Пастернака, Довлатова, Пелевина, Бродского.

Научить читать  между строк

- Не кажется ли Вам, что большинство детей читают для галочки, для отметки, и как с этим бороться? Есть ли те, кто с удовольствием читает все?

- Если для галочки, то плохо. Если для отметки, то, в принципе, ничего плохого не вижу в желании ребенка быть «отмеченным». Учителю важна глубина проделанной работы, а мотивы ученика могут быть разными.

Каждый учитель требует на уроке следующее: знание текста, знание теории литературы, способность говорить, работать на уроке, используя прочитанный текст. Прочитанный текст – это уже 50% работы ученика в классе. И, подходя к вопросу масштабнее, эта работа не может оказаться бесполезной. Многому ли современные родители успевают научить своего ребенка? А книга – молчаливый учитель и воспитатель, который не будет на тебя давить, к чему-то принуждать… И даже если он читает ради оценки, книга чем-то его цепляет и вовлекает в свой мир.

Очень важно приучить детей высказывать свое мнение и умело его отстаивать. Если позиция ребенка отличается от моей или от позиции критической литературы, но он с помощью текста, «инструментов» теории литературы доказывает право на существование собственного мнения, то это только приветствуется учителем. И, естественно, оценивается по достоинству.

Дети, читающие с удовольствием, конечно, есть. Встречаясь после каникул, они взахлеб рассказывают о прочитанном. Возвращаясь к «Войне и миру» Льва Толстого, сложному и объемному произведению, скажу, что большинство, прочитав, не все поймет или осилит не весь текст, но, если проникновение в иное время произошло, результат все же достигнут.

- Какие вам известны уловки, позволяющие избежать необходимости читать весь текст? Как Вы обнаруживаете обман?

- Не существует уловок, позволяющих избежать необходимости читать весь текст произведения. Поверхностная работа, использование готовых текстов с кратким содержанием произведений, практически бессмысленна. Правда, не может не вызывать странного ощущения способность сократить текст того же романа «Война и мир» до нескольких страниц! Но это работа не имеет отношения к заслугам ученика.

Если говорить об обнаружении обмана, о проверке качества чтения, то я практикую следующее. Во-первых, вопросники, которые предлагаю ребятам перед прочтением. Ответить на них можно, только внимательно отнесясь к тексту. При выполнении такой работы разрешаю пользоваться текстом, наблюдая, как легко дети в нем ориентируются и пользуются своими же закладочками. Во-вторых, викторины, которые дети придумывают сами. Но и от этой работы я требую глубины, поэтому в текст придется вгрызться в любом случае. Пусть ты не полностью прочитаешь произведение, но все-таки будешь внимательно читать те части, главы, которые понадобятся для этой работы. В-третьих, это индивидуальные задания, которые некоторые получают по собственной инициативе, а сомневающиеся – по моей.

- Чтение – это удовольствие или труд, или и то и другое? Есть ли от него польза, если это только труд или только удовольствие?

- Чтение, безусловно, удовольствие, но достигается оно трудом. Хоть для ребенка, хоть для взрослого, полноценное прочтение произведения – это работа. Работа по знакомству с новыми, непонятными словами, усвоение сложных отношений между героями, исторической канвы описываемых событий. По ходу чтения приходится пользоваться словарем, обращаться за советом к знающим людям. И вообще, читать нужно вкусно. Нужно найти для себя в книге то вкусное, то новое, интересное, ради чего стоило за нее браться. К примеру, нигилист Базаров, вероятнее всего, будет понятен и близок все отрицающим и отвергающим подросткам.

Одна из главных задач учителя литературы – сформировать настоящего читателя, который, выйдя в большую жизнь, будет научен выбирать для чтения стоящие книги. И трудиться над ними с удовольствием.

Увлечь не развлекая

- Должна ли школа пытаться увлечь чтением, или увлекаться – это личное дело каждого, важно выполнять требуемое?

- Должна. Но школа – это семья. В этой семье есть дети, вокруг них вращается все остальное (учителя, родители). И усилия по воспитанию детей должны прилагать все.

Конечно, не все произведения будут прочитаны. Но есть некоторые из них, которые прочитываются большей частью учеников. Иногда одни, прочитав, увлекают других. Сверстники порой имеют даже большее влияние друг на друга, чем люди старшего возраста, и ученику легче понять ровесника, чем изложенный учителем на научном уровне материал.

Какой инструментарий может быть использован здесь учителем? Перед изучением нового произведения можно связать его с уже пройденным, поставить перед «исследователями» вопросы, определить посильные задачи. Читательский дневник предлагает ребятам ответить на вопросы: в чем не разобрался при прочтении и о чем хочу поговорить (это обратная связь важна для учителя); что понравилось и что хочу обсудить на уроке. Можно попробовать написать письмо литературному герою, сохраняя эпистолярный стиль того времени. Можно сочинить письмо потомкам: почему это произведение стоит прочесть, о чем оно. Возможен своего рода буккроссинг, рекламный ролик, который ребята составляют из самых важных моментов произведения (выраженных через эмоциональные состояния героев, через их чувства, от лица взрослых людей, воспитывающих главных героев и т.д.). Можно предложить детям участие в проектах: поваренная книга по страницам «Евгения Онегина», литературный мир на страницах произведения, 100 афоризмов из романа Грибоедова «Горе от ума»… Здесь - простор для совместного творчества. Внеклассные мероприятия, индивидуальные задания – все способствует вовлечению ребят в чтение.

- Дети взрослеют по-разному, всегда ли список литературы соответствует возрасту школьников? Есть ли произведения, которые они не поймут в силу своего возраста или из-за несовременности текста?

- Список литературы соответствует возрасту. Но большинство персонажей – взрослые люди, многие произведения – о любви, о взрослых взаимоотношениях. Для того чтобы помочь ребенку осилить сложное, и нужны учителя и родители.

Несовременность текста? Но то, что происходит с героями классической литературы, не сильно отличается от современности. Любовь. Любовь к членам своей семьи. Любовь к своей стране. Ненависть. Цель, к которой ты стремишься. Отношение к старикам. Проблемы в детском коллективе. Самовыражение подростка. Все это интересовало людей и тогда, и сейчас. Классика не нуждается в том, чтобы ее осовременивать. Конечно, она может быть сложной для ребёнка. Но она незаменима в обучении юной души.

- На примере любого крупного произведения попробуйте заинтересовать предстоящим чтением подростка.

- В восьмом классе мы знакомимся с прекрасным приключенческим детским романом Вениамина Каверина «Два капитана». Чем захватить внимание ребят?

Во-первых, обратить внимание на известные строчки «бороться и искать, найти и не сдаваться», которые звучат в романе и становятся его девизом. Откуда они? Дети узнают, что это строчки зарубежного автора и выгравированы они на кресте в память о погибшей экспедиции к южному полюсу Роберта Скотта. А как Каверин связан с этими событиями?

Во-вторых, фамилия Каверин встречается в романе «Евгений Онегин», и это не настоящая фамилия автора, а псевдоним. Выяснением этих подробностей также можно заинтересовать ребят.

В-третьих, у Эдуарда Асадова есть прекрасная «Ледяная баллада». Начать прочтение романа можно с неё, погрузившись в атмосферу книги с помощью поэзии.

В-четвертых, в 2001 году по роману «Два капитана» был поставлен мюзикл «Норд-Ост». И история мюзикла, и его содержание не могут не заинтересовать ребят. В одной из песен мюзикла встречается фраза: «капитаны собственной судьбы». Хотите ли вы быть капитаном своей судьбы и что это значит? Прочитайте роман и ответьте сами на эти вопросы.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 15 мая 2019

Заголовок в газете: Трата времени? Или пища для ума и души?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру