Ну куда пойти учться, чтоб чего-нибудь добиться?

09.04.2019 в 13:56, просмотров: 274

Приближается время сдачи ЕГЭ и поступления в... Как много подростков и их родителей осознают необходимость сделать выбор, но все еще не готовы продолжить для себя эту фразу! Растерянность и нервозность усугубляют друг друга. Выяснение «а как у других» тоже не помогает найти свой собственный путь. Общество навязывает убеждение: «Именно сейчас решается судьба человека! Ошибиться нельзя, невозможно!» Так ли это? Узнаем у профессионала.

 

Ну куда пойти учться, чтоб чего-нибудь добиться?
Фото: ТИА Острова

Сегодня гость нашей редакции – начальник отдела психологической консультации, реабилитации и коррекции Центра психолого-педагогической помощи семье и детям Татьяна Колпачева.

Могу, хочу и нужно

- Татьяна Александровна, что значит «выбрать профессию»?

- Выбрать профессию – значит подобрать себе дело, к которому у тебя есть способности и интерес. Важно убедиться, что эта профессия будет востребована на рынке труда в ближайшие годы. Кроме того, необходимо выяснить, будет ли выбранная профессия достойно оплачиваться, стоит ли учиться, к примеру  четыре года, или вложения не оправдают себя. Если совсем просто, то должны сойтись три критерия: могу, хочу, нужно.

- С какого возраста ребенка нужно начать профессионально ориентировать?

- Когда вы водите ребенка в кружки и секции – это уже первые шаги к пониманию, какая деятельность ему нравится и что у него получается здорово. Правда, работает это только в случае, если родители дают детям возможность «пожонглировать» разными увлечениями. Как в известном стихотворении Агнии Барто: «ну, я выбрала по фото… но мне еще и петь охота». То есть ребенок за детство попробует разные виды деятельности и, дай бог, к 11-му классу будет понимать, что ему нравится, что ему точно не нравится, к чему у него есть способности, а к чему – нет.

Если дети имеют возможность наблюдать, как работают люди разных профессий, у них складывается адекватное представление об этих профессиях. Это очень важно, так как представления ребенка о деятельности какого-либо специалиста не всегда совпадают с реальностью. Например, начиная учиться или уже заканчивая учебу, ребята понимают, что ветеринар – это специалист, который не просто любит животных, но и проводит довольно неприятные процедуры и даже способствует избавлению от тяжелых болезней с помощью смертельных инъекций. А высокооплачиваемая профессия в нефтегазовой отрасли часто связана с долгими командировками и не самыми комфортными условиями труда.

В школе принято делить детей на гуманитариев и тех, кто склонен к точным наукам. Но никто не задумывается, что для выбора профессии важны и другие личностные характеристики: общительность, усидчивость, внимательность, активность и так далее. Например, доктор – это человек, который много и довольно однообразно общается. Необщительному человеку в такой профессии придется тяжко. Программист, напротив, не имеет возможностей для живого общения, физической активности… То же самое – с людьми неусидчивыми. Гиперактивным в прошлом ребятам следует подбирать профессию, где есть движение, переключение внимания.

Выбор должен быть осознанным

- На что опираться родителям, помогая своему чаду с выбором?

- Существуют специальные профориентационные тесты, которые можно пройти даже онлайн в Интернете. Но, к сожалению, разобраться в результатах без помощи специалиста трудновато. Сейчас подобным консультированием занимаются не только психологи, но и педагоги, прошедшие специальную подготовку. Такой специалист просто необходим в некоторых ситуациях. Допустим, если родители твердят: «Мы все врачи, и ребенок у нас будет врачом!»

Тесты помогут выявить способности школьника, определить, к чему он тяготеет. Классические методики подскажут, что один, к примеру, склонен общаться с природой, а другой человек – знаковая система, ему нравится математика, физика, для третьего вообще важно общение с людьми… Тесты определят, насколько ребенок интеллектуален в одной или другой сфере. Если же навязать сферу деятельности, к которой у него нет естественной склонности, ему придется преодолевать напряжение, которого можно было бы избежать при более мудром выборе.

- Если очевидно, что подросток растерян, не останавливает свой выбор на чем-то надолго?

- Во многих странах принято после школы давать время молодым людям на самоопределение. Это не значит, что они ничем не занимаются. Чаще всего ребята работают, пробуют себя в разной деятельности, пытаются понять, что же им нравится. У нас такой практики мало. Особенно с мальчишками, потому что на них неотвратимо наступает призывной возраст… Но даже девушкам редкие семьи дают время на подобное осознание. Мне знакомы две такие семьи, и их опыт успешен: своеобразные каникулы длиной в год позволили избежать такой беды, как отсутствие мотивации при обучении, когда ребята не учатся, а мучаются. Как правило, у нас образование больше нужно родителям, а не детям. Присутствуя на выпускных экзаменах в СахГУ уже третий год, я сразу вижу, заинтересован ли человек в профессии или учился лишь потому, что где-то нужно было получить образование. Это, конечно, тоже неплохо, учитывая, что сегодня после бакалавриата можно за два года получить другую профессию. Но, согласитесь, четыре года можно было бы потратить с куда большей пользой.

Поэтому опять обращаю внимание на наличие специалистов, которые помогают ребятам осознать свои способности и интересы, соотнести их с актуальными профессиями и образовательными учреждениями, имеющимися в стране, регионе, городе.

Слушайте детей

- Можно ли предоставить полную свободу выбора и переложить ответственность за него на подростка?

- К моменту окончания школы нормально, если большая часть ответственности за учебу и собственную жизнь лежит на ребенке. Но начинать постепенно передавать ответственность необходимо с самого первого класса, а не «вручать» ее торжественно вместе с аттестатом.

И в любом случае родителям придется несколько лет платить если не за само обу-чение, то уж точно за содержание студента. Хорошо бы, если бы к этому времени вы стали для своего студента важным совещательным органом. Ведь только родители могут определить, какой объем расходов они готовы нести. Ребенок остается на их обеспечении, и без родителей некоторых вопросов ему никак не решить.

Есть ребята, которые рано находят себе занятие по душе, имеют собственный план овладения профессией. Но они скорее исключения из правил.

- Предположим, подросток, поступив учиться, через год-два разочаруется в своем выборе? Стоит ли обсуждать такую возможность заранее? Какой должна быть реакция родителей в этом случае?

- Очень интересный вопрос. Тем более что он касается распространенного явления. Иногда дети «домучиваются», вручают родителям диплом и отправляются работать в магазин консультантом. В худшем случае - «ложатся на диван», обосновывая это тем, что нет достойно оплачиваемой работы по специальности. Нередко случается, что шикарно сданные ЕГЭ либо усилия влиятельных родителей не соответствуют действительным способностям ребенка, он не справляется с учебой, теряет мотивацию. Также не секрет, что многие институты зарабатывают на дополнительных услугах и намеренно, искусственно создают трудности в обучении, ожидая дополнительных финансовых вливаний. Если таких возможностей у родителей нет – обучение становится невозможным.

На мой взгляд, обещать ребенку заранее, что мы тебя поддержим в случае нежелания учиться дальше, все равно что дать ему разрешение бросить учебу при первом сомнении, по любому поводу. Но и пугать отлучением от семьи не стоит.

Конечно, родители могут реагировать на это как угодно. Но если вы хотите сохранить отношения, то придется разговаривать с ним. Причем не столько говорить, сколько слушать. Это может быть очень сложным решением – забрать документы из образовательного учреждения, недоучившись: стыдно перед близкими и знакомыми, жалко уже затраченных времени и средств, трудно справиться с негодованием, прекратить упрекать и обвинять… Но ребенку нужен еще один шанс понять, чего он хочет. Оглянитесь. Сколько вокруг людей, работающих не по диплому, не по своей основной профессии? Большинство! И счастливы! А сколько людей начинают заново учиться после 40 лет? В других странах к этому относятся с большим пониманием, чем в России.

- Так ли важен обсуждаемый вопрос, каким он кажется 11-классникам и их родителям?

- Во многих семьях этот вопрос воспринимается как самый важный в жизни. Перед его значением меркнут все семейные события и ценности, вплоть до рождений, женитьб, здоровья, радости от покупки квартиры. Все это нагнетает нервозности. На фоне такого эмоционального напряжения даже отличники бывают не в состоянии сосредоточиться и показывают удручающие результаты.

Стрессовое состояние удается снимать, разговаривая о возможных исходах. О благополучном – представляя, что прошел уже год, ты поступил туда, куда планировал, учишься… Или представляя «самый ужасный» вариант – завалил ЕГЭ, но, оказывается, и с этим можно жить, исправляя ошибки, готовясь к будущим экзаменам. Так бывает. Можно воспринимать неудачу как крах, но жить-то с этим все равно придется.

Если вы поговорите с людьми старшего поколения (с теми, кто поступали не с первого и не со второго раза, поступали на рабфаки, учились заочно, переводились и… стали людьми, добились профессионального успеха), то поймете, что везет тому, кто сам себя везет. И что образование – это как раз та сфера, где все поправимо, все возможно.