Кто такие настройщики музыкальных инструментов

Есть профессии, о которых мы практически ничего не знаем. Все знают, что такое театр, но немногие знают о деятельности гримера. Все знают музыкантов, но практически каждый забывает, что за любым инструментом прячется настройщик, без которого инструмент бы не играл.

Кто такие настройщики музыкальных инструментов
Фото автора

О своей профессии, негласной, но такой необходимой, нам рассказал настройщик фортепьяно Игорь Зырянов

Специалистов не хватает

- Игорь Михайлович, расскажите о себе. Как давно вы занимаетесь настройкой музыкальных инструментов? Почему выбрали эту профессию?

- Настраивать музыкальные инструменты мне было интересно с самого детства. Я учился в музыкальной школе, и там всегда расспрашивал настройщика о его профессии, как правильно настраивать фортепьяно. Он начал меня обучать, показывать, как это делать. Затем я поступил в музыкальное училище, где уже сам настраивал свой инструмент, помогал однокурсникам. Позже стал заниматься этим профессионально.

В первую очередь я артист оркестра, окончил музыкальное училище, академию. Но впоследствии желание заниматься настройкой инструментов пересилило, и теперь это моя основная деятельность.

Ремонт и настройка пианино и рояля – это очень кропотливый труд. При этом профессионалов, которые могли бы это делать хорошо, не хватает не только на Сахалине, но и в других регионах. Несмотря на это, потребность в специалистах очень большая. Это касается и музыкальных школ, и оркестров, и просто владельцев инструментов.

Этому не учат

- Сложно ли настраивать инструмент? Сколько времени занимает обучение этому мастерству? Отличается ли настройка пианино и роялей?

- Стоит сразу сказать, что фортепьяно – это не инструмент, а название целой группы музыкальных инструментов, в число которых входит пианино, туда же можно отнести и рояль.

Настройка пианино и рояля мало чем отличается, принцип один и тот же. Отличается лишь механика, ремонт и регулировка.

В общем-то, не могу сказать, что настраивать фортепьяно сложно. Просто нужно уметь это делать, надо видеть причину проблемы и варианты ее устранения. Если причина не найдена, то вряд ли получится отремонтировать инструмент.

Научиться этому несложно, главное – желание. Сложность состоит в том, что учебных учреждений с этой специальностью нет, ни в одном училище этому не учат. Есть курсы. Но на мой взгляд, за две недели невозможно научиться настройке инструментов. Но тем не менее эти курсы официально зарегистрированы, ученикам выдается официальный документ об образовании, о профессиональной подготовке мастера по ремонту и настройке пианино и рояля.

В обучении важно, чтобы ты работал под контролем опытного мастера, который всегда сможет объяснить, подправить и направить. У меня так и получилось. Сначала мастер в музыкальной школе мне показывал, а я наблюдал со стороны весь процесс от начала до конца. Затем я сам начал пробовать.

В первую очередь важно уметь ремонтировать инструмент, а потом уже настраивать. Одно без другого делать не получится. Нужно уметь устранять проблемы, регулировать, ремонтировать. Поэтому сначала я наблюдал, затем начал пробовать сам. Если что-то не получалось, консультировался, задавал вопросы. А теперь, благодаря опыту и практике, я могу и сам консультировать других.

- Через какое время работы поняли, что можете учить других?

- Наверное, прошло около 15 лет до этого момента. А вообще учиться можно всю жизнь. Постоянно возникают какие-то нюансы, с которыми раньше не сталкивался.

Сейчас очень много литературы, в которой рассказывается о настройке инструментов. Но теоретических знаний недостаточно. Очень важна практика. Это можно сравнить с ремонтом автомобиля. Вы можете прочитать сколько угодно хороших книг и инструкций, но нужен опыт для того, чтобы найти причину поломки и понять, какое должно быть решение в данном конкретном случае. Главное – видеть проблему и уметь работать с инструментом.

Идеальный слух мешает

- Что самое главное при настройке?

- Основное – не навредить. Инструмент – как живое растение, сломать легко, а восстановить не всегда получается. Поэтому лучше не подходить к инструменту, если точно не знаешь, в чем причина поломки и как ее исправить.

- Важно ли для настройщика иметь идеальный слух?

- Нет, идеальный слух только мешает. Это не только мое мнение, но и мнение профессоров, ведущих инженеров этой отрасли. Для настройки необходим относительный слух, когда есть какая-то точка опоры, и относительно нее выстраиваются остальные звуки.

- Обязательно ли знать устройство инструмента для того, чтобы его настроить?

- Да, важно понимать, как сделан инструмент, иначе не получится разобраться в проблеме. Доктор перед тем, как лечить людей, изучает анатомию человека. Также и настройщик относительно инструмента, прежде чем ремонтировать, должен знать, как какая деталь выглядит, крепится, где она должна находиться и какова ее функция во всем механизме.

- Сколько лет вы занимаетесь настройкой?

- Около 25 лет. При этом я занимаюсь не только настройкой музыкальных инструментов, род деятельности разнообразный. Но именно эта профессия – очень востребована. Спрос у населения на услуги настройщика фортепьяно очень большой. Не только в Сахалинской области. Меня очень часто приглашают и в другие регионы. Я был на Камчатке, на Колыме. Меня звали на Шикотан.

К сожалению, сейчас сфера культуры не так востребована. Это связано и с изменениями в самой культуре, ее уровня, и с изменениями в сознании людей, их увлечениями. Тем не менее настройка инструментов все еще актуальна и пользуется популярностью.

Синтезатор или пианино

- Популярны ли сегодня классические инструменты? Не заменяют ли их современные синтезаторы?

- Разница между живым инструментом и синтезатором огромна. Живой инструмент – как человек, а синтезатор – это телевизор или компьютер. Клавиши – это кнопки. На них хоть ногой нажимай, звук будет неизменным, из колонки. На пианино же как ты нажмешь на клавишу, такое звучание и получишь. Это очень сложно, нужно чувствовать инструмент.

Если изначально учиться играть на синтезаторе, то, садясь за живой инструмент, ты понимаешь, что у тебя вообще ничего не получается. Это потому, что за роялем или пианино нужно ориентироваться на ощущения, играть на ощупь. А если, наоборот, научиться играть на живом инструменте, то синтезатор потом освоить легко и просто, никаких проблем не возникнет.

Но эти два инструмента нельзя сравнивать. Если вы учитесь в музыкальной школе или академии, то нужно заниматься на живом инструменте, за исключением эстрадного отдела. У эстрадников совсем другие цели и задачи, им не столь важно уметь играть. Главное – вовремя переключить эти кнопки. Но одно другое здесь ни в коем случае не заменяет, это абсолютно разные вещи. И синтезатор никогда не сможет заменить живой звук.

Пианино придумали около двухсот лет назад, и с тех пор его конструкция практически не изменилась. А синтезатор – это новое веяние, которое не сравнится с классикой.

- С какими проблемами сталкиваетесь в своей деятельности?

- У многих нет понимания важности профессии. К примеру, музыкальная школа может закупить инструменты, но на то, чтобы их настроить, денег никто не выделяет. А ведь сами по себе рояль или пианино играть не будут. Их нужно настраивать, и некоторые довольно часто. Все зависит от температуры, влажности в помещении, а также от частоты использования. В музыкальных школах настройка требуется раз в два месяца, а для некоторых частных инструментов достаточно одного раза за пять лет.

Настройщик никогда не считался специалистом, работником культуры. Это рабочий, как уборщик, гардеробщик. Никто не берет во внимание то, что это ответственная и важная работа. Согласно требованиям, мастер должен знать и уметь сыграть два-три произведения для того, чтобы проверить инструмент. Но при этом настройщик не является работником культуры. Такой вот нонсенс. К слову, звукооператор, который настраивает синтезатор, – специалист, работник культуры. Он не считается рабочим.

- Как правильно выбрать инструмент?

- Обязательно такие вещи лучше доверить профессионалу, который в этом разбирается. И если пианино сломалось, не нужно туда лезть, лучше сразу вызвать мастера. После определенных манипуляций бывает сложнее восстановить механизм. Поэтому лучше обратиться за помощью к знающим людям.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 10 апреля 2019

Заголовок в газете: Дави на клавиши без фальши

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру