Что нужно знать человеку, решившему усыновить ребенка

05.12.2018 в 00:14, просмотров: 431

Принятие в семью чужого ребенка – ответственный шаг для каждого, но в первую очередь это возможность вернуть маленькому человеку то, что он когда-то потерял. Человек, решившийся на усыновление, сродни волшебнику, творящему чудеса. В один момент он может подарить любовь, надежду в будущее и веру в доброту.

 

Что нужно знать человеку, решившему усыновить ребенка
Фото: ТИА Острова

 О том, что нужно знать потенциальным приемным родителям, нам рассказала директор государственного бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» Марина Николаевна Власкина

Центр помощи родителям и детям

Вопрос:

Что такое «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» и чем конкретно он занимается?

Ответ:

Учреждение, учредителем которого является министерство образования Сахалинской области, создано в 2011 году. Специалисты центра осуществляют деятельность по нескольким направлениям.

Проводят обусловленное законодательными нормами обследование детей в центральной медико-психолого-педагогической комиссии. Основные задачи этого обследования:

- определить наличие или отсутствие у ребенка особенностей в физическом и/или психическом развитии и/или отклонений в поведении;

- определить наличие или отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Кроме того, Центр занимается оказанием консультативной психологической, педагогической, юридической помощи лицам, усыновившим или принявшим на воспитание детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. В Сахалинской области с января 2015 года реализуется комплекс мер по сопровождению замещающих семей в 15 муниципальных образованиях.

В своей деятельности специалисты используют разнообразные формы индивидуальной и групповой работы с семьей: консультирование родителей, коррекционная работа с детьми, детско-родительские тренинги и т.д.

Для родителей разрабатываются методические материалы по вопросам защиты прав детей, профилактики социального сиротства и жестокого обращения с детьми, формирования позитивных семейных отношений.  Их выпускают как в печатном виде, так и размещают на сайте detisakhalina.ru.

В 2018 году Центр совместно с Национальным институтом защиты детства г. Москвы запустил проект дистанционного обучения «Семейный университет». Родители получили возможность, не выходя из дома, в удобное для себя время получать профессиональные консультации в онлайн-режиме.

Еще одно направление работы – оказание помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, постинтернатное сопровождение. После завершения обучения в профессиональных образовательных учреждениях эти дети возвращаются в то муниципальное образование, в котором они проживали ранее. Им нужно стать частью этого социума, вернуться туда, где их несколько лет не было, адаптироваться, социализироваться, устроиться на работу и т.д. Это у ребят вызывает огромные трудности. Поэтому с января 2012 года в 15 муниципальных образованиях Сахалинской области работают социальные педагоги, которые занимаются сопровождением таких ребят. Они оказывают помощь в устройстве на работу, в обустройстве жилища, в развитии коммуникативных навыков с различными службами, организуют психолого-педагогическую помощь.

Следующее направление – оказание консультативной, реабилитационной, коррекционной помощи родителям, детям, педагогам. Детям и подросткам педагоги-психологи подробно рассказывают о социальных угрозах, с которыми они могут столкнуться в жизни. Это и киберугрозы, и различного рода зависимости, и крайне сложные детско-родительские отношения, которые способствуют негативным проявлениям в подростковом возрасте.

Виды семейного устройства

Вопрос:

Чем отличается усыновление от опеки или попечительства?

Ответ:

Законодательно в Российской Федерации предусмотрены следующие формы семейного устройства:

Усыновление (приоритетная форма семейного устройства):

- принятие ребенка в семью на правах кровного, ребенок становится родным, с юридической точки зрения получает родителей и становится частью семьи, со всеми вытекающими правами и обязанностями. Возможна смена фамилии, имени, отчества ребенка, даты и места рождения. Тайна усыновления охраняется законом;

 - семье усыновителей положена единовременная выплата, а также все выплаты и пособия, выплачиваемые при рождении ребенка и на период ухода за ребенком до достижения возраста полутора лет.

Опека и попечительство (безвозмездная опека):

- принятие ребенка в семью на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми до 14 лет, с 14 до 18 лет – уже попечительство. Юридически ребенок не является частью семьи, он остается государственным ребенком;

- ребенок сохраняет право на получение пенсии, алиментов на его содержание, а также имеет право на жилое помещение, закрепленное за ним по месту жительства. Дети, не имеющие закрепленного жилого помещения, однократно обеспечиваются вне очереди жилой площадью социального найма по месту жительства. Имущественные и наследственные обязательства между детьми и опекунами не возникают. Опекун (попечитель) имеет право на единовременную денежную выплату при передаче ребенка в семью. Опекуну ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание каждого ребенка.

Приемная семья:

- форма семейного устройства на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью;

- каждому приемному родителю выплачивается ежемесячное вознаграждение за воспитание каждого приемного ребенка, которое соответствует прожиточному минимуму в Сахалинской области. Приемному родителю ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание каждого  ребенка. Права ребенка те же, что и у ребенка, находящегося под опекой.

Можно и одиноким

Вопрос:

Для того, чтобы взять ребенка в семью, обязательно находиться в браке? Одинокие люди лишены этой возможности?

Ответ:

Одинокому человеку также можно претендовать на принятие ребенка. Но кандидату нужно понимать свою мотивацию. У каждого человека она своя, и, как правило, мотив не один, это целый комплекс.

Здесь важно, чтобы в этом комплексе преобладающим все-таки был мотив, направленный именно на помощь ребенку. Да, могут быть и другие мотивы, но помощь ребенку – определяющий. Одинокий человек порой сам нуждается в помощи и поддержке. А есть ли у него эта поддержка в трудную минуту и кто ее может оказать?

Все под контролем

Вопрос:

Что происходит с семьей после создания замещающей семьи? Ведется ли контроль за этими семьями?

Ответ:

Все зависит от формы семейного устройства детей. Усыновители чаще всего пользуются тайной усыновления, и какого-то планового контроля за семьей и ребенком нет, ведь юридически это полноценная семья, со своими правами и обязанностями. А вот если ребенка взяли под опеку (попечительство), в приемную семью, в этом случае ребенок все еще находится под защитой государства, поэтому его судьба контролируется специалистами органа опеки и попечительства. Специалисты посещают семьи, разговаривают с родителями, детьми, визуально оценивают обстановку, могут обратиться в учебное учреждение, чтобы понять, как живет ребенок, что с ним происходит, нет ли каких-то проблем.

Четыре шага для усыновления

Вопрос:

Семья созрела для такого важного и ответственного поступка, как усыновление или опекунство. Что нужно делать в первую очередь?

Ответ:

Для этого нужно сделать несколько шагов.

Шаг 1: Кандидаты в приемные родители, усыновители или опекуны должны обратиться в орган опеки и попечительства по месту жительства и написать заявление о том, что они хотят это сделать.

Шаг 2: Семья получает список документов, который необходимо предоставить для подтверждения того, что они могут быть приемными родителями, опекунами или усыновителями:

- справка из органов внутренних дел об отсутствии судимости;

- справка с места работы с указанием должности и дохода;

- документ, подтверждающий, что кандидатов никогда не лишали родительских прав или усыновления;

- выписка из домовой книги о наличии жилплощади и людях, которые там проживают;

- медицинское заключение о состоянии здоровья, о том, что у кандидата нет никаких заболеваний, препятствующих выполнению воспитательных функций;

- копия свидетельства о браке;

- подтверждение, что кандидаты прошли обучение в школе приемных родителей.

- если в семье есть дети старше десяти лет, то родителям необходимо заручиться их согласием на то, что в доме появится братик или сестренка. Это немаловажно, ведь дети так же, как и родители, как и новый член семьи, будут переживать непростой период адаптации.

Шаг 3: Человек возвращается в отдел опеки и попечительства по месту жительства и получает подтверждающий документ о том, что кандидат имеет право быть замещающим родителем.

Шаг 4: Будущий  родитель начинает подбор ребенка, которого он хочет принять в семью. Для этого он обращается в Региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. При этом можно обратиться в любое подобное учреждение во всех регионах России.

Процесс довольно быстрый

Вопрос:

Существует миф о том, что усыновление – это очень долгий процесс. Так ли это?

Ответ:

Нет. Люди, которые для себя абсолютно четко определились, что они этого хотят, действуют очень быстро, поэтому особых проблем не возникает.

Около недели длится обучение в школе приемных родителей. Какое-то время занимает процесс сбора документов (все зависит от конкретного человека). Все документы можно собрать в течение месяца (столько готовится справка из органов внутренних дел). И если эту справку заказать первой, а параллельно собирать все остальные документы, да еще и в этот же месяц пройти курсы приемных родителей, то все произойдет очень быстро.

В дальнейшем все будет зависеть от того, насколько высокие требования у родителей в выборе ребенка. Есть кандидаты, для которых важен цвет глаз, волос, пол, возраст ребенка, медицинские показатели, в этом случае процесс подбора затягивается. Есть родители, которые просто хотят помочь ребенку, независимо от пола и возраста. В таком случае процесс происходит быстро. Поэтому длительность здесь зависит исключительно от самих людей, от той ситуации, в которой они находятся, от их мотивации.

Но нужно понимать, что если у человека нет времени сейчас заниматься сбором документов, ходить по различным инстанциям, то его не будет хватать и на воспитание ребенка. Ведь детьми нужно заниматься в любом случае, и нужно планировать свою жизнь с учетом интересов и потребностей нового члена семьи. Если вы к этому не готовы, то лучше отказаться от этой идеи. Поэтому показатель действий на этом этапе – это определенный критерий, демонстрирующий, насколько родитель готов ради прихода ребенка в семью менять свою жизнь.

Как это бывает

Вопрос:

Как происходит процесс знакомства ребенка и будущих родителей?

Ответ:

В каждом детском учреждении есть свои специалисты - педагоги-психологи, социальные педагоги, которые занимаются вопросом семейного устройства детей. Изначально родителей знакомят с информацией о ребенке. Затем сам ребенок знакомится с потенциальными родителями, завязываются первые отношения, разговоры. Специалисты это все координируют, помогают, если возникают трудности. Если обе стороны все устраивает, они довольны и принимают друг друга, то лучше бы продолжить общение в неформальной обстановке, чтобы получше узнать друг друга. И только после того, как вы убедитесь, что готовы принять этого ребенка, что он хочет  к вам в семью, только тогда можно забирать его домой.

Конечно, желательно, чтобы все этапы передачи ребенка  соблюдались, потому что приехать и просто изъять ребенка из привычных для него условий, к которым он адаптирован, без знакомства – это слишком резкая перемена, стресс. Поэтому для того, чтобы это все было гармонично, необходимо общаться с будущим членом семьи до переезда.

Мотивы бывают разные

Вопрос:

Какие «неправильные» мотивы могут быть у людей, желающих усыновить ребенка?

Ответ:

Есть крайне сложные жизненные ситуации. Например, родители, потерявшие своего ребенка, в состоянии горя, пытаются помочь себе принятием нового ребенка в семью. И здесь возможны проблемы. Одно дело, когда человек, перенесший ситуацию горя и потери, уже прожил все этапы переживаний и принял решение жить дальше. Другое, когда человек еще живет прошлым. Он пытается принять ребенка в семью в качестве «замены», порой не осознавая последствий. Это уже совсем другой, неконструктивный мотив. Есть ситуации, когда люди руководствуются меркантильными интересами или стремлением сохранить свою семью любым способом. Для этого и существует школа приемных родителей, на которой кандидаты пытаются разобраться с самими собой и понять «Зачем я это делаю?»

Когда ребенок приходит в семью, его психологические особенности, жизненный опыт должны совпадать с теми возможностями семьи, которая его принимает. Если семья находится в горе по утрате своего ребенка или преследует свои, отличные от ребенка, цели, то не сможет дать необходимого количества любви, внимания, заботы, ласки, удовлетворения потребностей всех уровней приемному ребенку. А он это будет требовать! Поэтому есть такие тонкие вещи, которые в школе приемных родителей пытаются разграничить и показать.

Кому не разрешат

Вопрос:

Каким критериям и условиям должны соответствовать замещающие родители? При каких условиях можно рассчитывать на разрешение принятия ребенка в семью, а при каких это невозможно?

Ответ:

В законодательстве есть определенные параметры, которым должны соответствовать кандидаты в замещающие родители – это совершеннолетние граждане, не имеющие судимости, которых не лишали или ограничивали в родительских правах, у которых нет сложных заболеваний, препятствующих воспитанию детей. Желательно, чтобы у них был стабильный доход. Все документы собираются именно для подтверждения всех этих условий.

Если рассматривать психологические аспекты, то это должен быть человек с большой душой, умеющий сопереживать, помогать, принимать людей такими, какие они есть, а не критиковать их. Если человек имеет положительный опыт воспитания своих кровных детей, и они реализовались в жизни, то это весомый показатель родительских и человеческих качеств, который уже говорит о многом.

Согласие ребенка – важно

Вопрос:

Родители выбирают детей, а есть ли у детей право выбора?

Ответ:

Крайне важно подбирать ребенку семью с учетом его жизненного опыта, особенностей развития, потребностей, а не наоборот. По закону, если ребенок старше десяти лет, у него обязательно спрашивают желание пойти в семью. Нередки случаи, когда ребенок подросткового возраста отказывается от проживания в семье. Это случается, если подросток долго жил в детском доме, не знает, что такое семья, не хочет ничего менять в своей жизни. Или же если он не так давно попал в детский дом, помнит свою прежнюю семью и не хочет жить с другими родителями. Также это случается, если детское учреждение находится в черте города, а приемные родители живут в сельской местности, далеко от места, где уже сформированы отношения, а для подростка это важно.

Кто ставит точку

Вопрос:

Кто принимает итоговое решение о возможности принятия ребенка в семью?

Ответ:

Если говорить о таких формах семейного устройства, как  опека (попечительство) и приемная семья, то эту функцию выполняет орган опеки и попечительства. А если рассматривать усыновление, то в этом случае  итоговое решение принимает судья в ходе судебного процесса.

Подготовка к жизни

Вопрос:

Будущие родители обязательно готовятся к принятию в семью нового члена. Каким образом к этому готовятся дети?

Ответ:

В детских домах, школах-интернатах есть свои программы по подготовке жизни в семье. С определенного возраста дети занимаются по ним, узнают, что такое семья, ее функции, какие роли выполняет тот или иной ее член. Даже если ребенок не будет принят в семью, программы построены таким образом, что они не травмируют, а расширяют социальный кругозор, повышают уровень теоретических знаний. Дети проходят эту подготовку в тренингах, игровых упражнениях. Кроме того, в детских учреждениях есть такое направление деятельности, как социальная квартира. То есть в помещении, оборудованном под квартиру, где есть зона кухни, стиральная машина, игровая зона, зона отдыха и так далее, заселяются и какое-то время живут дети. Все это происходит под присмотром педагогов. Там они самостоятельно готовят пищу, ведут свой быт и выполняют определенные упражнения. Учатся заботиться о старших, помогать младшим. Здесь формируются некие коммуникативные отношения, образуется понимание, каково это – жить в квартире, самостоятельно выполнять определенные обязанности.

Важно!

Прежде чем принять решение о приеме ребенка на воспитание в семью, продумайте все еще раз. Готовы ли вы к огромным переменам в вашей жизни? Ведь не избежать и установочных конфликтов, которые являются частью адаптационного периода, и кризисных моментов (возрастных, например). Ребенок – это живой человечек, со своими радостями и горестями, успехами и неудачами, нуждающийся в своевременной поддержке и понимании. Лучше еще раз все продумать и только потом идти на такой серьезный, важный шаг в своей жизни.