Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков представил доклад о ходе реализации плана развития Северного морского пути до 2035 года на совещании президента РФ с правительством. Он рассказал о ключевых достижениях в этой работе.
Единый план развития СМП до 2035 года разработало и утвердило правительство страны по поручению Владимира Путина. Благодаря его реализации грузопоток по СМП вырос с 4 млн тонн в 2014 году до 34 млн тонн в 2022, в пять раз превысив рекорд советского времени.
Севморпуть уже стал ключевым транспортным коридором для экспорта на мировые рынки нефти, сжиженного природного газа, минеральных удобрений, металлов и другой продукции с высокой добавленной стоимостью. Объем производства такой продукции в ближайшие годы значительно вырастет. План развития СМП отвечает на конкретную потребность экономики по обеспечению российского экспорта и развитию российской Арктики.
Инвестиции государства в развитие Севморпути защищены обязывающими соглашениями между компаниями, которые реализуют проекты в Арктике, «Росатомом» и Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Ведущие арктические компании – Новатэк, Восток-ойл, Газпром-нефть, Норникель, Баимская и Северная звезда – подписались под целевыми объемами грузов. В соответствии с соглашениями, только эти компании должны поставить на СМП не менее 30 млн тонн в 2023 году; в 24м году не менее 71 млн тонн; и более 190 млн тонн в 2030 году. С учетом Северного завоза, транзитных потоков и прочих грузов, стоит задача к 2026 году обеспечить провозную способность на уровне 100 млн тонн; и 200 млн тонн к 2030 году.
План развития СМП позволит создать всю необходимую инфраструктуру, чтобы вывезти эти грузы. Фактически формирует новую экономику Арктики. Он содержит пять основных разделов.
Формирование грузовой базы.
Помимо трехсторонних соглашений с ведущими арктическими компаниями, на СМП будут привлекаться перспективные грузы от новых проектов, развиваться каботажные и транзитные перевозки. Чтобы стимулировать перевозки по Севморпути внутри России, в 2022 году вместе с Росатомфлотом запустили регулярную каботажную линию между Мурманском и Камчаткой. Субсидировали тариф. Если загрузка первого рейса была всего 15% — грузоотправители тестировали новый маршрут; то второго уже 90%. В этом году рейсов будет три, количество портов захода расширено с 4 до 11, маршрут продлен до Владивостока. По экспортным грузоперевозкам мы идем в соответствии с планом. По транзиту в 2023-24 годах ожидаем некоторой корректировки целей. В то время, как ряд недружественных государств пытаются пересмотреть ранее заявленные планы по транзиту по СМП, в России наблюдают растущий интерес к использованию пути со стороны Китая, Индии, государств Юго-Восточной Азии.
Создание наземной транспортной инфраструктуры.
Будут созданы и модернизированы 14 портов и терминалов от Мурманска до Владивостока. Уже строятся и будут введены в этом и следующем году перевалочные терминалы СПГ в Мурманске и на Камчатке, нефтеналивной терминал «Бухта Север», угольный терминал «Лавна», порт «Тулома» для перевалки удобрений.
Развитие флота.
Утверждены план-графики создания нового ледокольного и транспортного флота ледового класса, всего 153 судна. Основным вызовом в данной части является замещение ряда технологий из недружественных стран. Судостроители, вся российская промышленность этот вызов сейчас преодолевают. Судостроительный комплекс Звезда на Дальнем Востоке сейчас загружен в основном танкерами ледового класса для Севморпути.
Обеспечение безопасности судоходства по СМП.
Включает новую спутниковую группировку, развитие гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, аварийно-спасательной и медицинской инфраструктуры. В 2023-25 годах на дежурство в акватории СМП встанут 16 новых аварийно-спасательных судов. МЧС России уже строит первый из запланированных 4 аварийно-спасательных центров. 13 вертолетов в связке с ледоколами обеспечат полное покрытие СМП. Будет обеспечена оперативная ледовая разведка из космоса. До конца этого года запланирован запуск 5 космических аппаратов.
Централизация управления и развитие судоходства по СМП.
В соответствии с поручением президента основные полномочия по управлению судоходством на СМП собраны в Росатоме. Алексей Евгеньевич Лихачев и его команда активно взаимодействуют с правительством, чтобы обеспечить единую экосистему для всех участников Севморпути, где грузоотправители получат эффективную логистику, моряки – безопасную навигацию, а государство – прозрачную систему управления.
Объем инвестиций в реализацию плана до 2035 года составит 1,8 триллиона рублей. Из них 620 миллиардов – средства федерального бюджета, 407 миллиардов – внебюджетные инвестиции, и 764 миллиарда – дополнительная потребность, которую ответственные исполнители должны своевременно прорабатывать в рамках бюджетного процесса. Координацию исполнения плана осуществляет государственная комиссия по развитию Арктики под руководством Юрия Трутнева с регулярными докладами Михаилу Мишустину.
Развитие Севморпути принесет государству значительные дополнительные доходы, которые позволят создать новое качество жизни в российской Арктике. Объем налоговых поступлений в бюджет до 2035 года от проектов вдоль СМП должен составить более 16 триллионов рублей.
Также будет повышена эффективность снабжения северных регионов. В соответствии с поручением президента правительство внесло, и Госдума уже приняла в первом чтении проект федерального закона о северном завозе, который сделает доставку товаров на север быстрее и надежнее, и в конечном итоге снизит наценку в арктических магазинах.