Солнечный эксперимент, «метановые» авто и не только: как на Сахалине решают вопросы энергосбережения

На Сахалине состоялся форум, посвященный вопросам энергосбережения

На Сахалине состоялся форум, посвященный вопросам энергосбережения
Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области

На Сахалине состоялся форум «Реализация комплексного энергосбережения на территории Сахалинской области». В мероприятии принял участие губернатор островного региона Валерий Лимаренко.

В рамках форума прозвучали доклады о энергосбережении и энергоэффективности и подвели итоги уже выполняемых работ, а также наметили дополнительные шаги повышения эффективности островного жилищно-коммунального хозяйства.

Губернатор отметил, что энергоемкость экономики России значительно превышает среднемировой уровень. В то же время имеется большой потенциал для снижения потребления энергоресурсов как в целом по стране, так и в Сахалинской области, в частности.

«Школы, детские сады, больницы, учреждения культуры и спорта, многоквартирные дома необходимо делать энергоэффективными. Мы реализуем большую программу газификации – переводим котельные с угля и мазута на экологически чистое и более экономичное топливо. Необходимо в ближайшие годы заменить инженерные сети, капитально отремонтировать дома с учетом энергосберегающих технологий», – сказал Валерий Лимаренко.

Как подчеркнули выступающие эксперты, реализация этих шагов поможет в перспективе не только сократить расходы областного бюджета, но и эффективно сдерживать рост тарифов для населения и бизнеса. Именно это и является конечной целью внедрения всех передовых технологий.

Углеродная нейтральность

На форуме с докладом выступил и. о. заместителя председателя правительства Сахалинской области Олег Попов. Он отметил, что многие страны, включая Россию, намерены достигнуть углеродной нейтральности к 2050‑2060 годам.

Сахалинская область является первым регионом в стране, который поставил задачу достигнуть углеродной нейтральности. С 1 сентября 2022 года вступает в силу соответствующий федеральный закон. На островах планируется инвентаризация выбросов и поглощений парниковых газов, а также квотирование выбросов для крупных эмитентов. 

Согласно климатической программе Сахалинской области, к 2025 году регион достигнет высокого уровня энергоэффективности и сбережения, а также конкурентноспособности и нового качества жизни. Местные предприниматели должны будут предоставлять расширенную углеродную отчетность, с учетом которой ему будут устанавливаться квоты – целевые объемы выбросов. За превышение квот предусмотрена плата. Если же предельный объем выбросов не достигнут, бизнесу начисляются единицы выполнения квот, которые можно, например, продавать.

Кроме того, в рамках климатической программы будет достигнута стопроцентная газификация региона. 145 угольных котельных планируется заменить на 88 газовых. Кроме того, будет заменена 21 морально устаревшая угольная котельная на 13 энергоэффективных. Эти меры позволят сократить вредные выбросы в атмосферу в 2‑3 раза. Также будет сделан акцент и на переходе на экологичный транспорт.

По словам Олега Попова, одно из стратегических направлений —  энергосбережение и повышение энергоэффективности при строительстве жилья, а также модернизация имеющихся систем жилищно-коммунального хозяйства и промышленности. Это позволит сократить расход тепловой энергии, воды и, как следствие, уменьшить выработку электроэнергии. Чиновник отметил и рост энергоемкости в сфере теплоснабжения. Сахалинская область находится в числе лучших с точки зрения энергоёмкости ВВП.

Солнечный эксперимент

В Сахалинской области проводятся и другие мероприятия по повышению энергоэффективности – усиление теплозащиты зданий, погодное регулирование теплоснабжения, замена ламп на светодиодные, модернизация сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения.

«В регионе более 46 тысяч точек, уличного освещения только треть из них светодиодные. Мы видим потенциал в этом направлении. Замена ламп позволит экономить на электричестве порядка 73 млн рублей ежегодно», – отметил министр энергетики Сахалинской области Михаил Гузенко.

Ведется и внедрение возобновляемых источников энергии, таких как солнечные батареи, позволяет существенно экономить дизельное топливо. В качестве эксперимента на Итурупе в феврале этого года запустили первую солнечную электрическую станцию. Она небольшая, её мощность всего 250 киловатт, но уже виден потенциал экономии дизельного топлива — порядка 5 млн руб. в год. Министерство рассчитывает, что инвестор окупит этот проект за пять лет. В настоящее время идут расчёты таких проектов в других муниципальных образованиях Курильской гряды.

Электрокары на подзарядку

Для улучшения экологической обстановки Сахалинская область активно развивает зарядную инфраструктуру для электрических автомобилей.

Правительством Сахалинской области разработана региональная мера поддержки - возмещение 50 процентов затрат индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на приобретение, установку и технологическое присоединение электрозарядных станций. Мощность их должна быть не менее 11 кВт на зарядный порт. Также ЭЗС должны быть отечественные и произведены не ранее одного года, предшествующего году их приобретения.

Сахалинская область активно развивает зарядную инфраструктуру для электрических автомобилей. Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области

В 2022 году Сахалин вошёл в список пилотных регионов по приоритетному развитию «быстрой» зарядной инфраструктуры и использования электрического автомобильного транспорта.

В настоящее время на Сахалине и Курилах размещены 106 электрозарядных станций, в том числе 12 «быстрых». До конца 2022 года их число планируется увеличить до 500, в их числе и 47 «быстрых». В 2025 году сеть таких ЭЗС будет расширена до тысячи штук.

Губернатор Валерий Лимаренко отметил, что для области это приоритетное направление, так как переход на электротягу позволяет сохранить острова экологически чистыми и сэкономить денежные средства автомобилистов.

«Метановые» автомобили

Перевод личного и коммерческого транспорта на газомоторное топливо — еще одна важная часть масштабной программы газификации Сахалинской области. К началу июля 2022 года островной регион стал одним из лидеров России по этому направлению работы — по дорогам ездят 3,1 тысячи автомобилей на метане. По Сахалину курсируют семь передвижных газовых заправщиков, а также работают два стационарных автозаправочных комплекса. К 2025 году эти цифры вырастут до восьми передвижных и 11 стационарных АЗС.

Использование метана вместо бензина и дизеля в первую очередь экономит средства бизнеса и населения: сейчас заправить автомобиль газом втрое выгоднее, чем привычным топливом. Заметно меньших затрат потребует и уплата транспортного налога — разница составляет 50 процентов. В то же время правительство региона готово компенсировать затраты на переоборудование транспорта. Это касается как физических лиц, так и предприятий, которые используют тяжелую технику. Не оставили без внимания и сеть общественного транспорта: все больше автобусов на Сахалине ездят на метане.

В Сахалинской области по программе перевода транспорта на газомоторное топливо для физических лиц доступна компенсация затрат по переводу автомобиля на газомоторное топливо — до 150 тысяч рублей (либо заключение договора с администрацией муниципалитета по оплате этих работ).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 3 августа 2022

Заголовок в газете: Эффективная энергетика - эффективное производство

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру