Сахалинский Чехов­-центр готовится к юбилею

Сахалинский Чехов­-центр готовится к юбилею
Татьяна Корнеева

Сахалинский Международный театральный центр имени А.П. Чехова «работает» свой 90-й сезон и при этом считает себя юным, современным, ищущим театром. Как и благодаря кому рождается новый спектакль, чем живут актеры, за что театр любит своих сахалинских зрителей, рассказала директор Чехов-центра Татьяна КОРНЕЕВА.

 

Высшая театральная премия страны

- Что можно сказать о нашем театре? Мы - большая фабрика по производству спектаклей. В Чехов-центре есть все необходимое для этого: оборудование, материалы, а главное – люди, готовые дать жизнь идеям режиссеров и художников!

Театр - живой организм, который вытесняет нерасположенных к нашей работе, не любящих наше дело. Вы не найдете во всем Чехов-центре равнодушного человека. Но если вдруг сотрудник, зараженный вирусом под названием «Театр», уходит – в силу разных причин – он обязательно к нам вернется! Это проверено, и не раз.

Нам всего лишь 90 лет, идет 90-й театральный сезон. Может быть, по сравнению со столичными театрами история сахалинского театра не столь богата, но мы живем своими традициями, храним собственные легенды и байки. 14 декабря мы отметим официальный день рождения - в этот день был показан первый спектакль в Александровске-Сахалинском.

Какой театр сегодня? Очень крутой! Чехов-центр достойно отмечен на театральной карте Российской Федерации. Безумно приятно, что Сахалин все реже называют полуостровом, а об островных театрах говорят на самых престижных фестивалях и конкурсах. Доказательство этому – номинация второй год подряд на высшую театральную премию страны (а может быть и мира) «Золотая маска». Сегодня это пять номинаций за спектакль, которым мы очень гордимся, сочиненный для нас Петром Юрьевичем Шерешевским, - «Экстремалы» по пьесе Фолькера Шмидта. 

Экстремалы. Фото Сергея Красноухова

Чехов-центр - современный театр. Иначе было бы очень трудно конкурировать с новыми развлекательными платформами. Если в 90-е годы мы делили зрителя с телевидением и кино, то теперь есть Интернет... А нам нужно привлечь наших замечательных зрителей на свою «светлую сторону» и попытаться удержать. Конечно, насильно мил не будешь. Но команда театра делает все, чтобы зрители влюбились в театр с первого его посещения.

Очень важно аккуратно подойти к выбору первого спектакля: изучить афишу, прочесть аннотацию, поговорить с кассиром, прислушаться к себе и определиться, начать ли с более легкой постановки или задать работу уму. Главное, довериться своему сердцу.

- Чем гордится театр?

- Тем, что к нам ходят зрители! Сахалинские зрители уникальны, добры, отзывчивы, требовательны - в общем, настоящие!

Мы гордимся не только ими, но и великолепной, высокопрофессиональной труппой. Доказательство тому, что сахалинские артисты профессионалы своего театрального дела – это зрительские овации в театрах на «большой земле». Как нас встречал зал, когда мы показывали «Грозу» на легендарной сцене Моссовета! За спектакль благодарили эксперты и критики, друзья сахалинского театра и простые зрители, уверяя, что мы просто покорили Москву - такого приема публики не всегда удостаиваются ведущие театры страны.

А наши сахалинские зрители заслуживают особого упоминания: они радушно встречают и гостей с гастролями, и очень трогательно переживают за наши собственные премьеры. Сахалинское землячество дает о себе знать, где бы мы ни находились... 

 

На стороне творца

- Расскажите о коллективе театра. Кто причастен к созданию спектакля?

- Зрители видят спектакль как целостный продукт труда всего нашего коллектива. У истоков предстоящей грандиозной работы всегда стоит режиссер - тот Александрийский столп, вокруг которого все вертится, который рассказывает идею и организовывает процесс работы творческой команды. А творческая команда – это, конечно же, художник-постановщик, без него никуда. Иногда, помимо художника-постановщика, самостоятельно работает художник по костюмам (этот вариант более предпочтителен, поскольку каждый силен в своей области). Огромное значение для спектакля имеет музыка: ее подбор или авторская музыка. У нас «поющая» труппа, часто приглашаем педагога по вокалу. Важен художник по свету, видео. Выставить театральный свет - это целое искусство! За каждую часть будущего спектакля отвечает профессионал, случайных людей у нас нет - таково правило.

На обсуждение макета будущего спектакля собирается технический совет (заведующий постановочной частью, главный инженер, пошивочный цех, звукоцех, светоцех, гримцех, костюмеры, реквизиторы, установщики декораций и другие службы театра). Здесь мы говорим, спорим, договариваемся. Решаем, как можем воплотить идею, осилим ли ее финансово. И принимаемся за дело. Как правило, мы во всем идем навстречу художнику и творцу. Ведь речь - о будущем произведении искусства, и автору нужно всячески помогать, а не бить его по рукам и вставлять палки в колеса. Права авторов священны, они создают индивидуальный, исключительный продукт и распоряжаются им по своему усмотрению.

- Следовательно, нельзя сказать, что спектакль целиком предназначается зрителям? Это в первую очередь возможность для самовыражения творчески одаренных людей?

- Конечно, всегда хочется, чтобы интерес публики совпал с желанием авторов выразить свою идею. Иногда мы идем на риски. Пример тому - «Гроза» Островского. Счастье, что спектакль получился удачным и успешным! Не всегда «зрительский» спектакль приносит столько удовольствия актерскому составу и другим службам театра.

Случается, зрители не принимают спектакль, но это редкость. Если мы опасаемся такого эффекта, то ставим спектакль в Черном зале, на малой сцене, тоже любимой нами и называемой «экспериментальной сценой», где можно хулиганить в хорошем смысле этого слова, делать что-то исключительно для себя, для души.

Безусловно, театр работает не только на зрителей, и это выражается в удовольствии артистов работать с тем или иным режиссером, в удовольствии цехов работать с тем или иным художником-постановщиком, в нашем удовольствии приходить на работу. Человек проводит на работе большую часть своего времени, и наиглавнейшая наша задача - сделать комфортной эту сторону жизни. А если артистам нравится материал, принятый в работу, это почувствуют и зрители.

Работать в условиях острова непросто - на Сахалине всего два театра: Чехов-центр и Театр кукол. Поэтому мы должны уважать вкусы и потребности сахалинцев и обеспечить доступность наших спектаклей для всех желающих.

 

Каждому - свое

- Расскажите о себе в театре. При каких обстоятельствах попали в коллектив Чехов-центра и благодаря чему в нем остались?

- Я пришла в театр совсем молодой, хотела быть артисткой, поступала в театральный колледж. Директор и художественный руководитель Анатолий Евсеевич Полянкин и главный режиссер Павел Аркадьевич Цепенюк предложили мне остаться в театре в должности помощника режиссера, пообещав для начала одну роль. Я осталась. Зарплаты не хватало даже для того, чтобы оплачивать проезд на автобусе до дома. Но тогда это не имело решающего значения. Роли я дождалась - Джейн в спектакле «Отныне и впредь». Недавно перебирала старые программки, которыми очень дорожу - все они подписаны и хранят добрые, искренние слова, адресованные мне как артистке и как помощнику режиссера.

Театр во многом воспитал меня. Было у кого поучиться: Клара Кисенкова, Владимир Боговин, Роза Лукьянова, Владимир Абашев, Александр Ульянов, Лидия Шипилова, Владимир Мироедов, Андрей Кошелев, Лиля Сафонова... Боюсь кого-то пропустить, потому что все это - очень дорогие для меня люди. Они меня заразили театром, я без него не могу.

Почему же я не стала актрисой? Не зря говорят: «Бойтесь своих желаний, они могут исполниться»... Спектакль «Восемь любящих женщин», в котором я принимала участие как помощник режиссера, вдруг лишился актрисы, и меня, хорошо знающую текст, ввели на эту роль. Мечта всей жизни! Через несколько дней репетиций я поняла, что мне ничего больше не нужно, я не хочу ни есть, ни пить, полностью погрузилась в иной, более привлекательный мир искусства. И мне стало страшно. Зная за собой склонность к фанатизму, я решила этот опыт больше не повторять. Каждому - свое. Пошла учиться, получила юридическое образование и вернулась в театр.

Я обожаю театр. Это - моя жизнь, работа, приносящая море удовольствия. Я рада, что в свое время вернулась в театр, пережила с ним его самые сложные годы, когда не работала большая сцена и мы ограничивались показами в Черном зале. Но и на ней состоялось много замечательных спектаклей (например, роскошный спектакль «Иванов»).

- Почему никогда не настанут такие времена, когда театра не будет?

- Театр будет нужен всегда! Пандемия в очередной раз доказала, что мы нужны людям: они готовы были смотреть спектакли онлайн, прийти и сидеть друг от друга через два кресла. Театр - это космический обмен энергетикой, которая нам в XXI веке жизненно необходима. Мы не можем все время сидеть дома, уткнувшись в свои гаджеты. В театре же люди общаются, даже очередь в гардероб - прекрасная возможность обсудить увиденное! 

Чайка. Фото Сергея Красноухова.

 

Как угодить зрителям?

- Учитывая, что у сахалинцев-театралов нет большого выбора, насколько сильно театр озабочен принятием или непринятием зрителями спектакля?

- Театр старается быть интересным, прислушивается к мнению публики. Мы проводим маркетинговые исследования, разговариваем с людьми в кассах, делаем многое другое.

Есть такое выражение: «на потребу зрителей». Мы не любим авторов, которые пишут в этом ключе, даже если комедии положений хорошо принимаются публикой. Сегодня сахалинские зрители достаточно интеллектуальны, чтобы не соблазняться историями про любовные треугольники а-ля «вернулся из командировки-застал-отомстил». Ему уже недостаточно прийти похохотать, люди хотят задумываться, сопереживать, размышлять.

Материал должен быть изложен и представлен на достойном уровне. Пример тому - спектакль Рэя Куни «Смешные деньги» (FunnyMoney). Или мы очень переживали за спектакль «Мария Стюарт», но зрители смотрят его роскошно! Для большинства эта история очень понятна, она подана, как принято в европейском театре. Правда, на нашей сцене нет обнаженных тел... Но, на мой взгляд, существуют и другие формы самовыражения.

Нет ни одного спектакля, в антракте которого не ушел бы ни один зритель. Такова статистика. Ни одно представление не может понравиться на все сто процентов, и это абсолютно нормально. Мы ведем свои маркетинговые исследования и всегда можем оценить ситуацию. 15 человек покинувших зал из 585, это - не страшно. Кто-то убегает, потому что спешит или у него возникли непредвиденные обстоятельства. Кому-то действительно не нравится...

Наша задача – встретить зрителей так, чтобы они отбросили все негативное, накопленное за день (проблемы на работе, конфликт в маршрутке, двойка ребенка и т. д.). Первый, кто должен бережно отрезать шлейф неприятностей, - человек, отрывающий корешок билета. Сегодня можно с легкостью заменить эту встречу электронным контролем, но мы так не делаем! Есть несколько ступеней, позволяющих человеку словно очиститься перед спектаклем, подготовить себя к наслаждению искусством. Так что наши билетеры-контролеры, наши капельдинеры играют на этом этапе свою важную роль. Они добродушны, готовы помочь, уладить конфликт, проводить в зрительный зал - с ними проводятся специальные тренинги по общению с людьми.

Так что мы, безусловно, заботимся о зрителях, стараемся создать нужное настроение и атмосферу. Иногда слышишь: «Вот бы посмотреть спектакль как раньше!» А когда мы даем такую возможность - вернуться в прошлое - зритель спектакль не воспринимает. Хотим мы этого или нет, время идет вперед, люди привыкают к новому и не готовы жить прошлым.

 

Воспитать новое поколение

- Расскажите о своей детской аудитории.

- Мне очень нравится, как дети смотрят спектакли! «Чиполлино», новогодние представления, сказки в фойе для малышей... Порой родители не очень понимают наши затеи, не разделяют инициатив и экспериментов, а дети - в восторге! Экспериментальный спектакль «У ковчега в восемь» идет уже лет десять (поменялись лишь повзрослевшие пингвинчики), и мы не собираемся с ним расставаться - он по-прежнему трогает душу, искренне говорит о дружбе и сострадании. Я убеждена, что не только ребенок, но и каждый взрослый должен его посмотреть! После такого просмотра люди выходят другими...

В России сегодня много режиссеров, которые с любовью и удовольствием ставят детские спектакли. Это здорово, что получается отвлечь ребят от гаджетов. Мы должны сами воспитать своего будущего зрителя.

- По сравнению с гаджетом просмотр спектакля может быть трудным для ребенка. Так и должно быть? Когда действие не проносится на одном дыхании, когда нужно приложить усилие, быть внимательным, понять, осмыслить.

- Да, так должно быть. Придется потрудиться: послушать, подумать и додумать, поаплодировать. Но если ребенок спустя два дня пересказывает вам увиденное - это победа! А если он и через неделю вернулся к разговору о спектакле - мы поразили его в самое сердце, это наш будущий верный зритель!

Но мы, разумеется, учитываем, что спектакль детский. Текст обязательно перемежается с песней, с минутками какой-либо активности. Трудно удерживать внимание ребят более 15 минут, поэтому они должны время от времени вставать, хлопать, трясти руками, топать ногами. Специально запускаются интерактивы – то мячик «гуляет» по зрительному залу, то со сцены спустятся актеры. Прошли времена, когда строгие взрослые повелевали: «Сидим ровно, тихо, не крутимся и не вертимся, с мест не встаем!» Мы объясняем детям некоторые правила, но они не столь жесткие.

В эту новогоднюю кампанию мы приготовили сюрприз для наших любимых маленьких зрителей – книжицу «вредных» советов «Как вести себя в театре», написанную руководителем литературно-драматургической части театра Кристиной Дедухиной-Садрук. Мы с таким удовольствием прочли ее сами, что не сомневаемся - она очень понравится ребятам.

 

Оправдать каждое слово и действие

- Чего театру сегодня не хватает?

- Мы жадные до работы! Считаем, что у нас мало постановок, мало гастролей, не хватает учебы. Продолжающаяся пандемия нас, конечно, очень подкосила, ограничив в активности.

Уникальность театра в том, что все наши спектакли не ставит один режиссер (такое могут позволить себе большие города, имеющие авторские театры). Таким образом, у наших артистов есть возможность впитывать новое, то, что говорит, чему учит приезжий режиссер. Я обожаю «застольные» репетиции! Это очень интимный и интересный процесс. Несколько дней, а то и недель актеры сидят за столом, перед ними - графин с водой и пьеса. Прежде чем «встать на ножки», артисты читают, читают и читают. С определенным отношением, учитывая замечания режиссера, споря, сопротивляясь, соглашаясь. За каждой фразой, произнесенной потом со сцены (написанной автором и оставленной режиссером), за каждой ремаркой, за каждой мизансценой стоит грандиозная работа! Потому что каждое действие и каждое слово спектакля должно быть оправданно.

Мы работаем с разными режиссерами, при том что у нас есть наш худрук Александр Александрович Агеев. Мы должны удивлять зрителя, зритель должен иметь возможность соскучиться по почерку Александра Александровича. Мне очень нравится, что сахалинский зритель уже идет не на имена артистов в афише, а на имена режиссеров.

- Насколько тяжело взаимодействовать с артистами? Ведь это люди особенные...

- Артист - как оголенный нерв. Общаться с ним не всегда просто. Главное, артистов нужно искренне любить. Во многом они - дети. И как не обманешь ребенка, так и актера не обманешь, не заставишь согласиться с тем, что для него неприемлемо.

Если вы не любите артистов, вам нечего делать в театре, вы не сможете подать реквизит, переодеть, загримировать - вы будете взаимно раздражать друг друга и ставить под удар весь творческий процесс. Поэтому мы очень тщательно отбираем людей, которые контактируют с актерами на физическом уровне (пошивочный цех, гримерный и т. д.).

Никогда в жизни мы не говорим артисту перед спектаклем каких-то негативных вещей.

- А после спектакля? Как сказать о том, что сегодня роль сыграна неудачно?

- Это отдано на откуп художественному руководителю. Вообще, в театре существует табу - никто не обсуждает игру артиста, это может сделать только профессионал: или режиссер, поставивший спектакль, или худрук (после того, как приглашенный режиссер уезжает, спектакль переходит под контроль художественного руководителя). Только эти два человека имеют право критиковать. Мы даем артистам просматривать видеозаписи спектакля, чтобы они могли взглянуть на себя со стороны. Как правило, актер и сам чувствует, что был не на высоте, видит, удалось «взять» зал или нет.

Очень многое зависит от того, как публика встречает артистов, насколько она податлива, отзывчива. Если люди в зале «закрыты», работать сложно. Но наши зрители - благодарные, чудесные. И зрительские аплодисменты - это лучший способ для артистов сохранить веру в свой талант, никакая иная театральная награда не восполнит отсутствия принятия твоей работы публикой. 

Мария Стюарт. Фото Сергея Красноухова.

 

Обмен энергиями

- Каким еще образом налажена обратная связь со зрителем?

- Помимо непосредственной реакции зала, мы получаем отклик через наш сайт и социальные сети. Маркетолог театра также выясняет (очень ненавязчиво) мнение зрителей о спектакле. В фойе есть книга отзывов - билетер-контролер всегда вам ее предоставит. И восторженные, и критические отзывы прочитываются, делаются выводы, что-то доносится до артистов. Также проходят обсуждения спектаклей, где зрители могут задать вопросы постановочной команде и выразить свое мнение.

Мы пытались устраивать встречи с артистами для зрителей. Но занятость театра слишком велика! Затевался даже проект «Я - театр» – мероприятие, в ходе которого артист сможет делать все, что хочет, и станет обсуждать свои идеи со зрителями. Но помешал коронавирус. У нас вообще был грандиозный план на 90-летний юбилей театра... Что поделаешь, прибережем идеи на свое 95-летие.

- С чем хотели бы обратиться к зрителю? Что скажете людям, которые не ходят в театр (бывали когда-то давно, не понравилось, решили, что театр не для них)?

- Как только я увижу, что наш зал наполнен не на сто процентов, а на восемьдесят, я пойму, что мы что-то делаем не так.

Приходите к нам! Если вы давно не были в театре, вам нужно попробовать еще раз. Мы изменились, 15 или 10 лет назад театр был совершенно иным. Приходите к нам сегодня и увидите другой, современный театр. Вы получите такой обмен энергиями, который не сравним ни с чем! Артисты на сцене и зрители в зале - неповторимое взаимное удовольствие! Главное, правильно подобрать для себя первый спектакль. Может быть, это будет детская сказка, неважно. Есть взрослые люди, которые с удовольствием смотрят детские спектакли - покупают для себя билет, мечтая именно о таком празднике, желая расслабиться, вернуться в детство. И это прекрасно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 9 декабря 2020

Заголовок в газете: Молодой театр готовится отметить свое 90-летие

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру