Кто сегодня ходит в библиотеки Сахалина

Кто сегодня ходит в библиотеки Сахалина

Может быть, все изменится уже в ближайшем будущем, но пока представить детство, взросление человека без книги невозможно. Если мама, папа или бабушка не читали тебе книжку на ночь, то что-то в твоем детстве было не так... Второго апреля отмечается Международный день детской книги. Поговорить о ней мы отправились в Сахалинскую областную детскую библиотеку.

Новые, но уже зачитанные
Заместитель директора библиотеки Елена ГУК подтвердила, что современные дети читать начинают рано, а молодые родители очень заинтересованы в том, чтобы их чада были грамотными, умненькими, вовремя знакомились с нужной и полезной литературой.
Книжный фонд для детей дошкольного возраста скомплектован на радость юным читателям и их родителям. Отлично иллюстрированные издания, невзирая на минимум текста, зачастую открывают малышу ни много ни мало целую жизненную философию. Помимо российских авторов, на полках очень много переводной литературы. Например, стихи для чтения взрослыми детям Джулии Дональдсон «Пещерный малыш» пользуются невероятной популярностью. Вопреки устоявшемуся мнению, дети умеют очень хорошо слушать, понимать текст и, как правило, не нуждаются в дополнительных комментариях взрослого.
Елена Гук выразила сожаление, что ребята почти перестали интересоваться поэзией, выучивать стихи наизусть, читать их вслух по поводу и без. Сегодня больше в цене познавательная литература, мини-энциклопедии для малышей. Интеллект – это важно, но нельзя упускать и эмоционального развития ребенка (речь о доброте, милосердии, чувстве прекрасного).
Вот что рассказала Елена МИТЛИГИНА, непосредственно работающая с детьми 10-11 лет:
- Часто к нам приходят родители и говорят: «Мой ребенок не читает. Дайте что-нибудь такое, чтобы его заинтересовать». На это и направлены все наши усилия. Наличие гаджетов и связанных с ними интересных, динамичных развлечений усложняет работу. Ведь книга статична, и, чтобы заинтересовать ребенка, нужно найти и предложить ему такую «вещь», с которой он еще не знаком. Мы пробуем разные серии книг, нащупываем почву, представляющую интерес для конкретного читателя. Один из таких «абсолютно не читающих» ребят стал нашим лучшим читателем 2019 года!
Библиотека предлагает детям серию адаптированных книг. Толстенный роман Жюля Верна с большим количеством описаний и отвлеченных рассуждений – под силу далеко не каждому. Да, подобные издания немного принижают роль автора, но при этом достигаются другие цели: ребенок заинтересовался и начал читать, записываться на книги любимых авторов и даже издательств! Дети становятся все избирательнее, что воодушевляет, говорит о наличии читательской культуры.
Увы, всегда был и будет определенный контингент детей, которые не читают вообще. Но если родители сами не увлечены чтением, что спрашивать с детей?


Детство –  время начитаться
Татьяна КАРЕПИНА, библиотекарь с большим стажем
, рассказала о том, каким критериям должна отвечать современная детская книжка:
- Если речь идет о детях семи-девяти лет, то родители хотят видеть простым и ясным языком написанное произведение. Возраст требует, чтобы читателю предельно понятно было показано: что плохо, а что хорошо. Если подобная оценка поступков, событий отсутствует или слишком завуалирована, значит, книга не годится для малыша, а предназначена более взрослым ребятам. Валентина Осеева, Любовь Воронкова, Лев Толстой, Юлия Кузнецова, Аня Доброчасова, Виктор Драгунский – детские авторы, полностью отвечающие всем этим требованиям.
Сегодня очень не хватает книг современных авторов о героизме и мужестве. Родители спрашивают подобную литературу для мальчиков, а посоветовать практически нечего. Разве что переиздания книг советского времени – повести Генриха Книжника «Петька», Софьи Могилевской «Марка страны Гонделупы» о сложных детских взаимоотношениях, становлении характера и т.д.
Чтобы обучить ребенка пересказывать текст, часто просят подобрать короткие, но интересные и емкие рассказы. Повести о Гарри Поттере для этой цели не подойдут, так как содержат много сюжетных линий, иностранных имен, что затрудняет пересказ прочитанного. Возможно, еще и по этой причине возникла идея адаптации объемных произведений. Но большинство родителей все же против адаптированных книг, поскольку убеждены – чтобы привить вкус к настоящей литературе, нужно читать именно ее, а не сокращенные и упрощенные версии. Обычным делом для школьной программы сегодня является знакомство лишь с одной главой произведения. Это вызывает недоумение со стороны наших специалистов. Отрывок, глава не дают полного представления об авторе и его творении. Единицы приходят в библиотеку за полнотекстовым произведением.
«Не, это большая, толстая», - часто пугается ребенок, видя предлагаемый ему «фолиант». Но если в книге мало текста и много иллюстраций, то юный читатель быстро на нее уговаривается, преодолевая страх и неуверенность в своих возможностях. А раз и навсегда утвердившись в своем умении читать, дети начинают все смелее и смелее исследовать предлагаемую им литературу, то и дело нарушая библиотечное правило «до пяти книг в руки»!
Татьяна Карепина рассказала о случае, когда и в девять, и в десять, и в двенадцать лет не увлеченному чтением ребенку продолжала читать вслух ответственная мама. Он сам не читал, ленился, занимался во время чтения своими делами: конструировал, рисовал и прочее. Но наступил момент, когда сын взялся за книгу сам! Так что, родители не должны терять надежду и опускать руки, усилия обязательно принесут свои плоды. То же самое можно отнести к читавшим, но утратившим интерес к чтению ребятам. Нужно не переставать искать свою книгу. Ту, которая будет звать к себе по вечерам. Выбор сегодня – огромный.


Что читают подростки
О подростковой литературе для детей от 12 до 14 лет, о книгах, которые нельзя обойти стороной, рассказывает сотрудник библиотеки Наталья СТАРИКОВА:
- Просто отлично, когда досуговое чтение и серьезная литература оказались в одном переплете! Все стоящие того новинки у нас на виду, не проходят мимо читателя. Мы проводим опросы среди ребят, они сами рекомендуют понравившееся другим пользователям библиотеки.
Самое популярное сегодня – продолжающаяся серия книг Джеффа Кинни «Дневник слабака», а также коллекция коротких комиксов Гравити Фолз. Это книги развлекательные.
Из серьезного – книга про лисенка Сары Пеннипакер «Пакс», дети читают ее с удовольствием. Даниэль Пеннак популярен как среди ребят («Глаз волка», «Собака Пес»), так и среди руководителей детского чтения (замечательное эссе «Как роман» - о десяти заповедях читателя, о том, чего не нужно делать взрослым, чтобы дети не разлюбили читать).
Лидером по количеству прочтений на протяжении многих лет остается Гарри Поттер. Но после того, как издательство «РОСМЭН» прекратило работу над проектом и его место заняло издательство «Махаон», детям пришлось разочароваться в своем выборе: слишком вольный перевод, искажение имен отталкивает от чтения любимых книг.
Есть дети, читающие классику не по принуждению, не по программе. Александр Пушкин, Сергей Есенин, Лев Толстой, Николай Гоголь, Федор Достоевский всегда на руках. Есть группа детей, принципиально читающих только новинки. Здесь чувствуется влияние соцсетей, следование рекомендациям популярных блогеров. Читать, чтобы было о чем поговорить в своем кругу – тоже неплохо.
Среди российских молодых авторов нарасхват Эдуард Веркин, Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. Их популярность вполне сравнима с популярностью Гарри Поттера. Это разноплановые авторы, из-под пера которых выходят романы-фэнтези, серьезные проблемные произведения, исторические исследования. Хорошо читаются художественные и психологические книги Екатерины Мурашовой.
Часть ребят стремительно эволюционирует в направлении отраслевой литературы (психология, медицина, техника, политика, военное дело). Как правило, это мальчишки, которые увлеченно занимаются самообразованием.
Все чаще вспоминаются незаслуженно забытые имена Лидии Чарской, Веры Новицкой, Надежды Тэффи. И здесь очень важна работа издателя, выпустившего привлекательные книги «под старину», с удивительной на ощупь, как будто затертой, состаренной, желтовато-матовой бумагой страниц.
Очень приятно, когда педагоги школ города прислушиваются к рекомендациям библиотеки, интересуются новинками и присоединяются к ежемесячным вебинарам, проводимым российскими экспертами детской литературы. В результате заслуживающие внимания книжные новинки включаются в школьные списки литературы на лето, все больше детей приходит к нам с просьбой их почитать. Среди таких достойных авторов - Р. Дж. Паласио и Эдуард Веркин. Последний – очень многогранен, пишет и о войне, и фэнтези, и в сюрреалистическом жанре. Особняком стоит его книга «Облачный полк» - про пионера-героя Великой Отечественной войны (про Леню Голикова, но об этом читатель узнает лишь в самом конце повествования). Написана она правдиво, смело (даже шокирующе) и очень необычно. Эксцентричная манера изложения не умаляет доверия и уважения к этому ответственному автору, историку по образованию. В текущем, юбилейном году мы будем вновь обсуждать со старшеклассниками эту книгу наряду с другими, посвященными 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 1 апреля 2020

Заголовок в газете: Проводники в иные миры

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру