Сахалинская филармония – победитель Национальной премии «Театр масс»

Завершился VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум, заслуженно признанный культурным событием мирового уровня. Ежегодно форум собирает тысячи экспертов в области культуры со всего мира: звезд театра, оперы и балета, выдающихся режиссеров и музыкантов, общественных деятелей, представителей власти и бизнеса, академического сообщества

Сахалинская филармония – победитель Национальной премии «Театр масс»
Фото предоставлены Ильей Александровым

Основными площадками Форума в 2019 году были: Главный штаб Эрмитажа, Российский этнографический музей, ЦВЗ «Манеж». Следом в Москве состоялась Национальная профессиональная премия «Театр масс», на которую Сахалин выставил сразу четыре работы. Участником обоих мероприятий, уже не первый год, стал директор Сахалинской филармонии Илья Александров, о чем и рассказал нашим читателям

Культурный форум

- Поездка выдалась длинная и насыщенная. Первая ее часть - VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум, на котором происходило очень много интересного: порядка 37 тысяч участников и 350 мероприятий (пленарные заседания, круглые столы, отчетные собрания) за три дня работы. Филармония участвует в Форуме практически каждый год – в рамках Форума проходит собрание союза концертных организаций, в который Сахалинская филармония давно вступила и входит как единственная государственная концертная организация в регионе. Участвуя в работе собрания, мы подводим итоги года, строим дальнейшие планы, проводим встречи между филармониями и концертными организациями, на которых договариваемся о дальнейшем творческом сотрудничестве, обмене новыми интересными артистами. Здесь же мы открыты для предложений продюсеров.

В рамках Форума проходит много различных концертов. Например, идет фестиваль джаза – один из самых больших в России, на котором, помимо музыки, представлены еще и обучающие материалы, редкие инструменты, обсуждаются сложные вопросы по подготовке музыкантов, их дефицита, другие глобальные проблемы.

Мне также повезло попасть на презентацию книги «Алхимия снежности», написанной всемирно известным российским клоуном Славой Полуниным и театроведом Наташей Табачниковой – повествование о создании грандиозного «Снежного шоу». Было очень интересно. Каждый год здесь проходят презентации каких-то книг, представлений. Полунин – гениальный человек. Одно дело прикоснуться к творчеству, видеть уже готовые работы, и совершенно другое – слышать мысли, мнения человека. У Полунина сильная команда, которая занята не только цирковыми шоу, спектаклями, но и выставками, изданием книг, многочисленных интересных брошюр. Обширный список видов деятельности талантливого человека впечатляет, позволяет зарядиться невероятной энергетикой.

Отдельно хочу отметить презентацию новой Свердловской филармонии. Это актуально для нас, потому что позволяет перенять удачный опыт, позаимствовать идеи.

Театр масс

- Но на этом ваша командировка не закончилась?

- Вторая часть поездки – в Москве, это Национальная профессиональная премия «Театр масс», которая состоялась 19-22 ноября. Всероссийский семинар «Авторская режиссура Театра масс» прошел в формате творческой лаборатории. В прошлом году мы уже участвовали в мероприятии и стали победителями в нескольких номинациях. В этом году мы также приехали защищаться с нашими работами: церемонии открытия и закрытия Первых зимних международных спортивных игр «Дети Азии», открытие главной елки Сахалинской области и церемония открытия финала IV Национального чемпионата «Молодые профессионалы» World Skills Russia. Все это – массовые мероприятия, как уличные, так и в залах, как спортивные, так и культурные. Филармония является их непосредственным организатором. Правда, три наших спортивных проекта соперничали друг с другом, но смотрелись презентации очень неплохо. У нас был очень насыщенный год, и мы – единственный регион, который привез сразу четыре проекта на защиту.

На самой премии было представлено около 80 отобранных по всей стране работ, защиту прошла большая их часть. Здесь мы имели достаточно серьезных соперников. Например, Новогодняя елка мэра Москвы, которая, безусловно, другого класса и уровня относительно нашей елки. Но у нашего новогоднего праздника – Главной елки Сахалинской области, которая проходит в середине декабря, – есть свои особенности: она открывает череду всех областных и муниципальных елок. Наша интересна в плане театрализации и внутреннего насыщения мероприятия, хоть и не так богата декорациями, интерактивами (поскольку проходит на открытом пространстве, а не в помещении).

У нас также были серьезные соперники в рамках спортивных открытий и мероприятий, такие как Всероссийская студенческая весна (Ставрополь). Краснодарский край силен своими тематическими праздниками: уборка урожая и т.п. Очень интересные с точки зрения театрализации концерты, посвященные 9 Мая, прошли в этом году во многих регионах страны.

Итог мероприятия – торжественная церемония вручения Национальной премии «Театр масс», безусловно, порадовала сахалинцев. Наши церемонии открытия и закрытия Первых зимних международных спортивных игр «Дети Азии» 2019 года победили в номинации «Лучшее спортивно-зрелищное представление»!

Новый формат массовых праздников

- Помимо заслуженной радости от высокой оценки труда нашей филармонии, что еще ценного вы получили от участия в обоих мероприятиях?

- Национальная премия, участие в ней дает возможность найти, познакомиться и пригласить новых режиссеров для массовых мероприятий Сахалина, а таковых мы проводим достаточно много. В рамках прохождения премии нас очень интересовал семинар для режиссеров, постановщиков, организаторов различных шоу. Совместными творческими группами, по новым системам, мы разрабатывали стратегию развития массовых мероприятий в стране. Речь идет и о спортивных праздниках, и о календарных (например, о приближающемся 75-летии Победы в Великой отечественной войне). О чем говорить с аудиторией, о чем ей рассказывать и что показывать? Естественно, формат любого праздника со временем меняется. На семинаре звучало много интересных предложений, нашему вниманию были представлены очень достойные работы коллег. У участников была возможность делиться опытом, что-то подсказывать друг другу.

Важный вопрос: в каком направлении и в каких новых технологиях должны проходить современные массовые мероприятия? Какие новые средства появились в нашем распоряжении? Что помогает, а что может быть даже мешает выразительности конкретного культурного события? Некоторые вопросы, которые мы задавали лекторам семинара в прошлом году, только сейчас получили разрешение, снабжая нас необходимыми «запчастями» для работы.

Одной из целей нашей поездки в этом году, как я уже упоминал, был поиск режиссеров массовых мероприятий – пригласить в регион людей со свежим взглядом на нашу культурную жизнь. К примеру, где-то публика готова к современной музыке и песням при праздновании 9 Мая, а где-то – предпочитает оркестры, большие формы, классику. Открывать для зрителя новое, делать его приемлемым и интересным – одна из наших задач.

В рамках обучающего семинара мы пробовали создать Рождество – огромное мероприятие, которое могло бы стать брендом страны. Попробуем развить, воплотить эти идеи дома, на Сахалине.

Велись переговоры о проведении будущих игр «Дети Азии» непосредственно с режиссером, а также технической группой (поиск технического директора для меня так же важен, как назначение второго директора или второго режиссера – такой большой пласт работы ему предстоит). Прошли переговоры с Центральным военным оркестром о будущем нашем проекте «Спасская башня» – уже юбилейном, пятом. Переговорный процесс всегда идет непросто, если приглашаешь большие коллективы.

Еще отмечу, что и Санкт-Петербургский международный культурный форум и Национальная премия «Театр масс» - оба мероприятия идут по направлению объединения и плодотворной коллаборации вместе с событийным туризмом. Идея заключается в том, что, несмотря на своеобычность, следование собственным законам как культурного мероприятия, так и туризма, они стремятся к взаимовыгодному сотрудничеству. Как начинать эту совместную работу, над чем конкретно работать – тема многих семинаров сегодняшнего дня.

На мой взгляд, поскольку культура живет в своем календарном плане, ей проще «подтянуть» под него туризм. Стоит вспомнить о существовании внутреннего туризма (внутри региональных и муниципальных образований) и заняться этим вопросом. Например, такой праздник, как День народного единства, привлекает в областной центр достаточно большое количество людей с периферии. Организация подобных мероприятий, инфраструктуры праздника, его туристической привлекательности должна быть ориентирована и на приезжих (туристов) со всей области. Или, что касается главной елки, почему бы не устраивать ее, подразумевая в том числе иностранных гостей? В регионе работает немало иностранных граждан, вынужденных встречать новогодние праздники в России. Значит, можно думать о том, чтобы сделать празднования привлекательными и для них.

Неизменно мы пытаемся решить вопросы музыкального направления: нехватка кадров (особенно духовиков), их обучение, развитие, может быть даже смена формата обучения, проблемы поставки и качества инструментов, изготовления их в нашей стране.

Едва ли я обозначил все вопросы, которые были рассмотрены в ходе этой рабочей поездки. Многое предстоит обдумать, взвесить, систематизировать. Будем ждать к себе на гастроли новых интересных артистов, готовиться достойно принимать звезд, а также создавать собственные незабываемые шоу и представления.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 27 ноября 2019

Заголовок в газете: «Попробуем создать рождество»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру