Мастер раскрывает секреты художественных снимков

07.11.2018 в 00:03, просмотров: 448

Взять камеру и фотографировать все подряд без предварительных настроек может каждый. При этом красивый снимок получить, скорее всего, не удастся. Тем, кто хочет стать настоящим фотографом, следует научиться в первую очередь правильно подбирать содержимое кадра, правильно выставлять свет, настраивать объектив. Эти правила одинаковы для любой техники, независимо от того, приходится снимать старым «Зенитом» или же новейшей цифровой камерой.

Мастер раскрывает секреты художественных снимков
Фото из личного архива Александра Гайворона

Стать профессиональным фотографом с первых же дней невозможно. Придется сделать огромное количество снимков, прежде чем появится на свет настоящий шедевр. Но и этого порой бывает мало.

 О том, что нужно, чтобы делать уникальные фото, рассказывает сахалинский фотограф, член союза фотохудожников России Александр Гайворон.

Для каждой цели свое средство

- С чего начать, с покупки хорошего фотоаппарата?

- Это как раз не самое главное, можно фотографировать даже на сотовый телефон. Для начала нужно задуматься, для чего вы вообще фотографируете, что для вас фотография? Для кого-то она носит прикладной характер – человек снимает какие-то предметы, потом изучает их. А для кого-то фото – это средство самовыражения, таких людей называют фотохудожниками. Здесь нужно большое терпение, чтобы хорошо научиться фотографировать, нужно тратить на это много времени.

- Что самое важное в снимке?

- Мне кажется, в фотографии важны сам пойманный момент и композиция кадра, они должны совместно работать. Бывают на фото очень сильные моменты, например, на военных кадрах, но если фотограф еще и снимет все это гармонично, то это будет близко к шедевру.

- Есть какие-то законы фотографирования? 

- Вначале нужно изучить классические построения композиции, есть очень хорошая книга Александра Лапина, которая называется «Фотография как». Она рассказывает о том, как мы видим, то есть как работает человеческий глаз. Зная это, мы можем грамотно скомпоновать кадр, так, чтобы зритель смотрел на то, что необходимо фотографу. То есть управлять взглядом зрителя, направляя его на нужные нам акценты. Ну это как база, правила мы учим для того, чтобы их потом нарушать. Часто, критикуя фото любителя, говорят – здесь «горизонт завален». А, может быть, этим он как раз хотел показать динамику в кадре и поэтому специально «завалил горизонт»? Если это оправдано, то почему бы его и не завалить?

- А фотошопом может художник пользоваться, например, цвет поменять?

- Можно. Но нужно прежде всего задать себе вопрос, зачем ты это делаешь, что хочешь подчеркнуть или выразить? Я, например, делаю те же манипуляции, которые можно было бы сделать при ручной печати. К примеру, когда ты печатаешь снимок на фотоувеличителе, можно какие-то участки притемнить, какие-то, наоборот, высветлить либо контрастность увеличить. То же самое я делаю при помощи фоторедакторов, не больше.

Искусство ради искусства

- Какой фототехникой вы пользуетесь?

- Я снимаю преимущественно на пленочные фотоаппараты: как инструмент пленка больше раскрывает мои снимки. В Южно-Сахалинске тяжело найти пленку, особенно черно-белую. Приходится заказывать из Москвы, Санкт-Петербурга либо из-за рубежа, но мне кажется, что эти сложности оправданны.

- С пленки фото получаются лучше?

- Они не хуже и не лучше, они просто другие. Детализация, контрастность, оттенки сильно отличаются в сторону естественности. Когда художник рисует, он выбирает масляные краски, гуашь или акварель. Также и фотохудожник – он либо цифровой камерой снимает, либо пленочной.

- Можно на этом зарабатывать деньги или это чистое искусство?

- Если человек каждый день занимается съемкой того, что ему не очень близко, но нравится заказчикам, он может себя потерять и как фотограф, и как личность, потому что снимает для другого человека. Или он делает это, чтобы победить на фотовыставке. Возможно, он сделает хороший снимок и достигнет своей цели, но затем он поставит фотоаппарат на полку. А если не достигнет, не став известным, то перегорит и перестанет фотографировать.  А если у тебя внутренняя мотивация, есть потребность фотографировать, то ты будешь снимать всю жизнь, независимо от того, будешь ли ты зарабатывать на этом деньги или славу.

- Что делать, если ты хочешь сфотографировать какого-то человека, а он говорит, что не фотогеничный и не красивый. Решаема такая проблема?

- Думаю, да, можно всегда поговорить, заинтересовать человека, объяснить, что процесс съемки достаточно интересен. И нужно убедить, что роль фотомодели в этом процессе так же важна, как и работа фотохудожника. А если ты хочешь сфотографировать здесь и сейчас, то можно попробовать объяснить, что ты вообще не человека снимаешь, а образ, например, увидев, как на него падает свет. Критерии фотогеничности и красоты достаточно субъективны, если он уже тебя заинтересовал как фотографа и ты хочешь его сфотографировать, значит все-таки он красив. Фотохудожники часто снимают пожилых людей, получаются фактурные кадры. Я как-то раз снимал проект про ветеранов, они очень интересные люди, с ними можно часами сидеть и разговаривать, получаешь колоссальную энергетику от них.

«Решающий момент»

- Как поймать нужный момент для фото? Для этого нужен дар или этому можно научиться?

- Я думаю, этому можно научиться, все приходит с опытом, и с некой «насмотренностью». То есть ты смотришь хорошие фотографии, кино, визуальное искусство, все это оседает внутри тебя, и в итоге ты не столько видишь и снимаешь, сколько чувствуешь и фотографируешь. Потому что если ты просто увидел что-то интересное, то можешь и не успеть – момент уже ушел. Фотохудожник должен быть любознательным и открытым для этого мира.

Можно предугадывать события, которые будут происходить. Если, например, ты хочешь снять что-то радостное, то тебе нужно и на съемочную площадку приходить в таком же настроении. Если же ты будешь сам грустным, то и снимки у тебя получатся унылыми. Если же у тебя хорошее настроение, ты заряжаешь модель, которую ты снимаешь, и получатся хорошие фотографии, потому что ты начинаешь режиссировать ту ситуацию, которая тебе необходима.

Был такой гениальный фотограф Анри Картье-Брессон, он придумал такое понятие, как «решающий момент».  Вы должны нажать на кнопку спуска фотоаппарата ни секундой до, ни секундой после. Увидеть, почувствовать либо предугадать, но сделать эту фотографию в самое нужное мгновение, чтобы поймать что-то особенное. Здесь очень важно терпение и ожидание этой самой решающей секунды. И тогда фотография будет как повесть, ее интересно будет рассматривать долго, она сможет вам многое рассказать. Возможно даже, что, глядя на этот снимок, вы сделаете для себя какое-то открытие в жизни.

- Есть такое мнение, что кадр можно и не ловить, сейчас ведь можно нажать кнопку, фотоаппарат начнет часто-часто снимать и за короткий промежуток времени сделает 100 снимков, и затем останется выбрать самый лучший.

- Да, но «решающий момент» может оказаться как раз между этими снимками, и вы его упустите. И потом, нужно быть честным прежде всего перед самим собой, важно, чтобы это снял не автомат, а вы, выразив этим фото свое видение и вложив в него свою душу.

Из досье МК

Александр Гайворон родился 21 августа 1987 года. После окончания средней школы № 7 в городе Южно-Сахалинске поступил в Колледж бизнеса и информатики по специальности «техник-программист». Далее поступил в Тихоокеанский государственный университет по специальности «инженер-механик». Фотографией начал заниматься с 2008 года. Осенью 2008 года прошел курс по фотографии в фотошколе «Белый слон». Весной 2009 года прошел авторский курс Макса Шаргородского «Фотохудожник». В 2009–2011 годах работал фотокорреспондентом в Тихоокеанском государственном университете – университет выпускает свою газету и журнал.

Награды:

Гран-при конкурса по студенческому фотоискусству в рамках «Студенческой весны»;

Гран-при первого фотомарафона ТОГУ;

1 место на первом Сахалинском фотокроссе;

1 место конкурса «Мой любимый город».