Сахалинский театр кукол изменяет сознание

Этот театр родился в относительно стабильные 80-е годы прошлого века, выстоял в бурные переворотные 90-е и с приобретенным опытом шагнул в XXI век.

Сахалинский театр кукол изменяет сознание
Фото предоставлено Сахалинским областным театром кукол

 Сейчас он переживает не просто вторую молодость, а самый настоящий расцвет. Сегодня гость нашей редакции – директор Сахалинского областного театра кукол кандидат исторических наук Инга Костанова.

Вечный эксперимент

- Театр – это консервативное искусство с четкими правилами, или можно говорить о каких-то серьезных изменениях?

- О театре можно и нужно говорить, как о живом организме. Сохраняя традиции, где-то, может быть, излишне за них цепляясь, он, безусловно, развивается. Возникают новые формы восприятия, стираются границы жанров, устаревает разделение на драматический и театр кукол, на драму и пластический театр. Сегодня театр не просто повествует, он становится инструментом активного влияния на общество.

- Есть «сахалинский» пример?

- Пожалуйста. Исторически сложилось, что на островах живут люди разных культур, последователи разных религий, приверженцы разных систем образования и воспитания. Нам очень важно дать им возможность через искусство, как игру, понять происходящее, ощутить безграничность человеческой природы, предоставить свободу выбора. Поэтому главный урок театра – многослойность восприятия реальности. Восток и запад, классика и современность начиная с так называемого возраста «0+». Кстати, у многих театр кукол ассоциируется с детской аудиторией, здесь все достаточно ясно: театральная педагогика, воспитательный процесс в театре – о них много говорят и пишут. Но в Сахалинском театре кукол ставят спектакли для взрослых зрителей: комедии и трагедии, легенды и основанные на фактах и документах, они могут быть наполнены грустным и смешным одновременно. «Танабата», «Пиковая дама», «Одиночество в Макондо», «Дракула», «Господа Г…ы» – не просто разные жары, это разные культуры, восприятие мира, способы познания, разный подход к материалу и, безусловно, они изменяют сознание зрителей.

Такое возможно только при условии высокого уровня профессионализма артистов. Островные кукольники прекрасно работают как с куклами, так и без, демонстрируя талант драматического актера. Это очень сложно: одновременно управлять куклой, передавать ее характер, эмоции, движения и практически тут же выходить на сцену в «живом плане». Неслучайно островным кукольникам, где бы они не выступали, зрители аплодируют стоя.

И конечно, нужно говорить о неком видении художественного руководителя театра, можно сказать, его почерке. Все спектакли в Сахалинском театре кукол, кем бы и как бы они не ставились, пронизаны идеей доброты и любви.

Спектакль «Танабата» рожден вдохновением. По словам художественного руководителя театра Антонины Добролюбовой, он появился за три дня. В его основе японская легенда о любви, счастье, взаимопомощи. В спектакле необычайно красивые, яркие куклы. Огромную роль играет театральный свет. Надо учесть и то, что Япония всегда была в чем-то близка сахалинцам. Культурные связи с ней долгосрочные и достаточно обширные. Постановка неизменно вызывает интерес зрителей, неизменно собирая аншлаг.

Еще один значимый для нас спектакль – «Пиковая дама» народного артиста РФ Станислава Железкина, одного из лучших режиссеров-кукольников, к сожалению, уже ушедшего от нас. В этом спектакле необычно все: он построен на уникальном принципе соединения театра кукол с театром драматическим. Эпиграф пьесы – «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность» – находит новое прочтение в трактовке режиссера, который показывает взаимоотношения неодушевленных кукольных персонажей с вполне реальной графиней в исполнении актрисы Чехов-центра, народной артистки РСФСР Клары Кисенковой.

Очень необычен спектакль «Одиночество в Макондо», поставленный по хронике Габриэля Маркеса «Сто лет одиночества». Режиссером выступил Дмитрий Петров, в то время еще студент Театральной академии Санкт-Петербурга. С нашей стороны это был несколько рискованный ход. Маркеса мало кто ставит, а театр кукол вообще прикоснулся к произведению впервые. Но мы пошли навстречу молодому и талантливому постановщику. За два часа на сцене проходит 100 лет. За это время перед зрителями разворачивается жизнь нескольких поколений одной семьи: рождение и смерть, мир и война, любовь и предательство. Спектакль оказался востребованным, на него шли, в том числе и специально посмотреть игру актеров.

Есть в Сахалинском театре кукол и мюзикл «Дракула». Его поставил очень известный белорусский режиссер Олег Жюгжда. До этого он дважды приезжал на Сахалин в качестве участника Международного фестиваля театров кукол «На островах чудес». Сложность и привлекательность постановки в том, что к мюзиклу, как жанру, на Сахалине давно не обращались. В спектакле много иронии. А наши артисты сами исполняют танцевальные номера и поют без фонограммы. «Дракула» вошел в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска».

И один из последних поставленных на сцене нашего театра ­спектаклей  –  «Господа Г…ы». Это некий итог размышлений режиссера Олега Жюгжды над романом-хроникой Михаила Салтыкова-Щедрина. Тема очень серьезная и сложная: о судьбе России, о проблеме «отцов и детей», о семье в момент глобальных перемен, смене устоев и ценностей, когда конфликт становится общечеловеческим. Поднятые вопросы остаются актуальными по сей день. Одну из главных ролей исполнила актриса, заслуженный работник культуры Сахалинской области, художественный руководитель театра Антонина Добролюбова.

Другой взгляд

- Получается, театр предоставляет возможность взглянуть на мир с другой стороны?

- Конечно! Театр – это всегда конфликт, всегда разные точки зрения. Очень яркий пример – инклюзивный театр. В Сахалинском театре кукол был поставлен спектакль «Англетер», где в качестве актеров на сцену выходили люди с ограниченными возможностями здоровья. Через контакт с людьми, с совершенно другим восприятием мира изучается опыт, художественное мышление, лишенное зачастую неких устоявшихся стереотипов. Опыт чужого восприятия помогает нам осознать, как чувствует мир другой человек. Понять собственные неосознанные переживания, которые через таких людей ощущаются особенно остро.

- Фактически зрители получают жизненный урок?

- Можно сказать, урок жизни с оглядкой на то, как мы выглядим в глазах других. Скажем, есть такой жанр «doc.». В нем ничего «от себя», все основано на реальных фактах. Художественный руководитель Сахалинского театра кукол Антонина Добролюбова создала в этом жанре спектакль «Урок памяти. Помним». За основу взяты сочинения сахалинских школьников, которые они написали о своих бабушках и дедушках – участниках Великой Отечественной войны. Спектакль-рассказ, спектакль-документ. В нем правдиво говорится об очень страшных вещах. Спектакль из года в год вызывает интерес у зрителей, заставляет мальчиков и девочек задуматься, по-новому взглянуть на историю и день сегодняшний, на своих сверстников и собственную жизнь. Вполне возможно, что до спектакля дети и не задумывались над этим.

- В этом контексте можно говорить о новых технологиях синтеза информации и театра?

- Правильно. Не зря сейчас появился такой формат, как infotainment (информация + развлечение), конечно, он больше из области теле-, радиовещания, но театр не может оставаться в стороне и какие-то элементы, безусловно, берет на вооружение. Наши спектакли «Песнь Ых-мифа. Одиночество богов», «Как Иван чудо-рыбу спасал», «Мы летели на диване» рассказывают о Сахалине, его истории, дне современном, людях, когда-то живших и живущих на островах сегодня, их отношениях с природой и друг другом. При этом в спектаклях задействованы как традиционные инструменты, скажем нивхов, так и современное светолазерное оборудование. Получается не только художественно, но и информативно-развлекательно. Впрочем, грань очень тонкая.

- А можно прожить без театра?

- Как прожить без игры? Без традиций и эксперимента? Оставляя театр за границей своего существования, мы лишаемся возможности быть сотворцами, участвовать в сотворчестве. Театр учит нас умению слушать и слышать, в том числе и мнение другого человека. Учит задумываться не только над тем, ЧТО ты говоришь, но и КАК воспринимается тобою сказанное. Дает возможность не просто смотреть, но и видеть выбор собственного пути.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 17 октября 2018

Заголовок в газете: Когда зрители аплодируют стоя

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру