Авиакомпания "Аврора" заплатила в бюджет Сахалинской области 156 миллионов рублей

08.05.2015 в 01:01, просмотров: 1197

В Сахалинской областной думе в рамках "Правительственного часа" был рассмотрен вопрос "О результатах работы авиакомпании "Аврора" с момента ее создания, в том числе — об эффективности приобретения пакета акций ОАО в собственность Сахалинской области.

Инициатором обсуждения была депутат Светлана Иванова, которая регулярно задавала вопрос — зачем мы приобрели 49 процентов акций "Авроры" и что это дало островитянам? При этом на данном пленарном заседании Ивановой не было, поэтому вопросы пришлось задавать ее коллегам.

Министр транспорта и дорожного хозяйства области Владимир Дегтярев напомнил депутатам, что "Аврора" была создана в 2013 году на базе сахалинской авиакомпании "САТ", которая вобрала в себя мощные, но обанкротившиеся авиакомпании "Дальавиа" (Хабаровск) и "ВладивостокАвиа". И теперь "Аврора" — практически единственный дальневосточный авиаперевозчик (85 процентов рынка), входит в десятку крупнейших авиакомпаний страны, одна из девяти авиакомпаний страны, сертифицированных по международным стандартами безопасности IOSA. 49 процентов акций (14832 штуки стоимостью 181 миллион рублей и 8496 штук стоимостью 118,9 миллиона рублей) принадлежат Сахалинской области, остальное авиакомпании "Аэрофлот".

"Аврора" пока переживает период становления, но результаты уже значительны. Пассажиропоток в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличился в 3 раза и перевалил 1 миллион человек. В этом году планируется перевезти 1,3 миллиона человек (в то время как в целом по стране поток авиапассажиров падает). В 2013 году самолеты авиакомпании летали по 15 маршрутам, в прошлом году по 38, план этого года — 60 маршрутов.

Однако, как подчеркнул генеральный директор компании Константин Сухоребрик, программа развития определена до 2018 года. В 2018 году парк воздушных судов достигнет 42 единиц (в 2013 году — 12), количество направлений возрастет до 128, причем в первую очередь это будут местные авиалинии, связывающие отдаленные северные населенные пункты с "большой землей".

Серьезные изменения произойдут в парке воздушных судов. Все "Боинги" возвратят лизингодателям, а ставка будет сделана на среднемагистральные А-319. Для региональных линий будет приобретено десять 70-местных Q-400. Они будут летать в том числе и на Южные Курилы. Еще один немаловажный момент — приобретение 19-местных DHC-6. Эти самолеты выйдут на линии, ранее обслуживаемые Ан-2.

Сейчас два таких самолета уже работают по северу Приморского края. В 2018 году их должно быть 14. Константин Сухоребрик надеется, что DHC-6 начнет работу и на маршруте Петропавловск-Камчатский — Северо-Курильск. На Парамушире надо построить всего 400 метров грунтовой ВПП.

Довольно впечатляющими выглядят и финансовые результаты компании. Доходы 2013 года составляли 3,6 миллиарда рублей, в прошлом году они выросли до 10,4 миллиарда рублей, в этом планируется заработать 15 миллиардов рублей. Чистая прибыль по прошлому году составила 163 миллиона рублей. Правда, дивидендов область не получила, поскольку решением совета директоров, а точнее владеющего контрольным пакетом акций "Аэрофлота" прибыль пошла на погашение убытков прошлых лет.

И тем не менее, в прошлом году "Аврора" заплатила 156 миллионов рублей налогов в областной бюджет (против 87 в 2013), а по результатам этого года планирует перечислить 200 миллионов. Таким образом, дополнительные налоговые поступления за 2014-2015 годы полностью покрывают стоимость покупки первого пакета акций авиакомпании, и к 2018 году "Аврора" окупит все затраты.

Впрочем, как подчеркнула заместитель министра имущественных и земельных отношений области Людмила Яцко, речь должна идти не столько о получении прибыли, сколько об организации качественного авиасообщения как внутри Сахалинской области, так и с материком.

Собственно, именно это и интересовало депутатов — качество обслуживания, проблемы с задержками рейсов, цены на билеты...

Как отметил Константин Сухоребрик, за последние девять лет пассажиропоток на внутриобластных авиалиниях вырос в три раза — до 56 тысяч человек. Этому в немалой степени способствовала политика правительства области по сдерживанию роста цен на авиабилеты. За девять лет они выросли совершенно незначительно. Полет до Охи сейчас обходится в 5,5 тысячи рублей (за 9 лет повысился на 1 тысячу рублей), до Южных Курил — 4,4-4,6 тысячи рублей, до Шахтерска — 1,6 тысячи рублей. Все это за счет субсидий из областного бюджета — около 600 миллионов рублей в год.

А вот в Хабаровск и Владивосток "Аврора" летает уже по рыночным тарифам и перелет обходится в 9-10 тысяч рублей в одну сторону.

Тут возникает парадокс: ведь примерно столько же стоит билет до Москвы.

Константин Сухоребрик переадресовал этот вопрос к депутатам. Дело в том, что на рейс Южно-Сахалинск — Москва идут дотации из федерального бюджета, а на Южно-Сахалинск — Хабаровск — нет. Деньги-то есть, и немалые. Но система федеральной компенсации авиаперевозок на Дальнем Востоке крайне несовершенна, ее надо менять. И здесь свое слово должны сказать именно региональные депутаты.

Что же касается задержек рейсов, то:

— Когда у вас три самолета и один сломался, то задержки неизбежны, — ответил гендиректор "Авроры". — Но мы увеличиваем парк. В этом году в резерве будет уже два самолета, дальше — больше. Поэтому задержек рейсов, за исключением погодных, вскоре уже не будет...

Аргументы, приведенные выступающими, для большинства депутатов оказались убедительными — с цифрами не поспоришь. Да и опыт других регионов, потерявших свои авиакомпании, а теперь не знающих, как связываться с отдаленными селами, тоже говорит сам за себя.

Но некоторые депутаты пренебрегли фактами. Например, Эдуард Таран по-прежнему считает, что "Аврора" не приносит области никакой пользы, и деньги на нее потрачены зря. Впрочем, как подчеркнул он, это его личное мнение.